"Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе".
"Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». (Н.С. Лесков).
Повесть «Левша» - не самое раннее произведение Николая Семеновича Лескова, который начал публиковаться уже в 1860-х годах.
Лесков написал рассказ «Левша» в 1881 году. Его второе название, данное автором в подзаголовке – «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Произведение написано на тему судьбы русского рабочего человека.
Впервые "сказ о косом тульском левше" был напечатан в газете «Русь» Ивана Сергеевича Аксакова, в 1881 году. Славянофил Аксаков был за религиозность и монархизм, поэтому, несмотря на низкий рейтинг Лескова среди писателей-демократов того времени, ценил Лескова и решил поддержать писателя. Через год сказ про левшу будет опубликован отдельной книгой.
Лесков был не принят в литературной среде и не нашел своего места, своей группы, но будет любим в народе, его будут обожать вдумчивые читатели, о чем писал и академик Д.С. Лихачев.
Сказ "Левша" - нестерпимо грустный. В нем нет восторженного патриотизма, хотя тема патриотизма в повести ключевая, но патриотизм в сказе - какой-то болеющий, распятый, трагический.
Здесь показан в самом начале образец русского национализма. Через сатирический образ генерала Платова. Сей казачий атаман, отличившийся в войне 1812 года, приближенный государя Александра Первого, ведет себя очень надменно с англичанами во время совместной поездки с императором в Лондон.
Платов отказывается признать технологическое превосходство англичан в начале 19 века. И это не патриотизм, а глупость. Это прямой отказ признать реальность. Видимо, от горя, от нежелания принимать английское промышленное превосходство, этот горе-патриот пьет горькую каждый вечер и даже среди ночи, без этого уже и спать не может. Сопьешься тут, если не умеешь спокойно признать то, что даже смешно опровергать.
Платов вообще отрицает все то хорошее и красивое, что он видит в Лондоне. Более того, он ведет себя неприлично и задиристо с принимающей стороной.
И все это верные признаки комплекса национальной неполноценности, ярко показанного на примере этого героя. Если не можешь спокойно похвалить кого-то или какой-то народ за явно хорошее, что тот имеет, то ты явно снедаем завистью и осознанием своей собственной ущербности.
А в настоящем чувстве собственной ценности, как и в настоящем патриотизме, нет никогда ни хвастовства, ни желания принизить других, чтобы самоутвердиться самому. Когда же человек чрезмерно хвастается, то обычно в глубине души он сознает свою глубокую ущербность, а самое главное, не любит даже и того, кем хвастается. В настоящей любви, в том числе и в любви к Родине, нет хвастовства и соперничества, желания что-то кому-то доказать и "переплюнуть".
Так и Генерал Платов: он хочет хвастаться своим народом, но при этом не любит его на самом деле. Ведь он не уважает права и волю простых русских людей, обращается с ними грубо и бесцеремонно, как с собаками. Это выражено и в такой гротескной детали, как садистская манера Платова ездить, заставляя погонять ямщика по спине нагайкой:
«сам он сидел в коляске, а на козлах два свистовые казака с нагайками по обе стороны ямщика садились и так его и поливали без милосердия, чтобы скакал».
Именно Платов сыграл и роковую роль в судьбе Левши, пристрастив его к вину. По дороге из Петербурга в Лондон Левшу не кормили ничем, а только поили вином без всякой меры, так что он был постоянно голодным и пьяным. Эта водка и сгубила впоследствии героя.
Итак, Платов в данном произведении - хвастун, садист, ярый националист, печальная пародия на патриота.
Другая нежелательная крайность показана в образе императора Александра Первого. Здесь Лесков критикует ту легкость, с которой царь разбазаривает государственную казну на благо Англии – он одаривает огромными деньгами принимающих его англичан и чрезмерно переплачивает, принимая «в дар» стальную блоху.
Образ царя Николая Первого показан сравнительно более симпатичным. Этот государь, в передаче сказителя, искренне верит в свой народ.
Я знаю, что мои меня не могут обманывать.
Он в отличие от Платова не сомневался в умельцах, а разобрался в том, что сделали туляки, первый расцеловал Левшу и воскликнул:
Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!
Однако царь Николай забыл хоть как-то наградить туляков и их представителя Левшу за их труд во славу государя...
Уважение вызывают лишь тульские оружейники, с которыми мы знакомимся в 5 главе. Эти трудовые люди ведут себя естественно и адекватно: не преуменьшая заслуг английских мастеров, спокойно признавая этот неоспоримый факт, и не хвастаясь собственными заслугами. Они трудолюбивы, очень скромны, в отличие от Платова, и полны веры в Бога: перед тем как приступать к работе над стальной английской блохой, они сходили в паломничество отслужить молебен перед особой иконой Никола Угодника. Вернувшись к себе в Тулу, они работали тоже при свете лампадки, светившей перед образом Николая. В этих людях есть та духовность, та внутренняя красота и сила души, та способность творить и трудиться, которой восхищается сам автор.
Но Лесков показывает их подневольность, они не имеют право перечить Платову и вынуждены две недели срочно и без продыха мастерить какое-то чудо по его заказу (вернее, приказу), причем, судя по всему, бесплатно.
Удручает беспросветность и безнадежность – два чувства, которые сквозят в повести. Талантливый мастеровой по прозвищу Левша (у него даже имени нет) оказывается не в силах противостоять хамству власть имеющего казачьего атамана. Платов волен и за волосы его оттаскать, и взять его как раба, без документов, без подготовлений, в рабочей грязной одежде посадить в карету и увести куда угодно. Обращается он с тульским оружейником также как и остальными простыми людьми из народа - как со своей личной подневольной скотиной.
Поскольку Платов увез Левшу в Петербург в какой-то непонятной суетливой спешке, то бедному туляку пришлось показаться царю в самом убогом и унизительном обличье:
Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.
Левшу с подкованной стальной блохой тут же отправили в Лондон из чувства соперничества и тщеславия, чтобы утереть нос англичанам. Но на самом деле в Англии произойдет обнажение недостатков России. Из слов Левши англичанам станет известно, что все русские мастеровые не знают ни арифметики ни грамоты, а учатся только по Псалтири и Полусоннику. Из-за незнания математики русские мастера не смогли рассчитать: их подкова приведет к тому, что блоха перестанет прыгать и танцевать.
Увидел Левша и большую разницу в отношении к рабочим в Англии. Там это не бесправные, не голодные, не безграмотные люди:
Всякий работник у них постоянно в сытости, одет не в обрывках, а на каждом способный тужурный жилет, обут в толстые щиглеты с железными набалдашниками, чтобы нигде ноги ни на что не напороть; работает не с бойлом, а с обучением и имеет себе понятия.
Таким образом, тема Англии в повести изобличает недостаток патриотизма у российских власть имущих, недостаток их заботы о своем народе.
Английские мастера готовы оставить Левшу у себя, всем наукам его научить и все самое лучшее предоставить, одарили его дорогими подарками, но он не мыслит свою жизнь на чужбине.
Есть трагическая ирония, трагический контраст в том, как относятся к Левше в России и в Англии. Платов и царь Николай даже не накормили Левшу и ничем не одарили, а вот англичане и «напитали», и деньги дали, и одежду на холодную погоду. Они смогли оценить его по достоинству, проявили к нему все то уважение и восхищение, которого действительно достоин его огромный, удивительный талант, которому молодой мастер сам не знал цены:
Деньгами наградили, подарили ему на память золотые часы с трепетиром, а для морской прохлады на поздний осенний путь дали байковое пальто с ветряной нахлобучкою на голову. Очень тепло одели и отвезли левшу на корабль, который в Россию шел. Тут поместили левшу в лучшем виде, как настоящего барина, но он с другими господами в закрытии сидеть не любил и совестился, а уйдет на палубу, под презент сядет и спросит: «Где наша Россия?»
Повествование вызывает сильный эмоциональный эффект благодаря использованию контрастов.
Огромный, душевно-пронзительный контраст есть между тем, как нетерпеливо и страстно стремится Левша на родину из Лондона, и тем, как пренебрежительно, жестоко и равнодушно к нему отнесутся там, на этой родине.
Огромный контраст между тем, как бережно выхаживают напившегося английского полшкипера в английском посольстве в Питере, и тем, как грубо и бесчеловечно обошлись в это же время с таким же мертвецки пьяным Левшой в том же городе свои же русские. Вся 18 глава написана на этом ярком контрасте.
Лесков никогда не идеализировал народ. Левша, несмотря на его огромный талант и верность Родине, все же далек от идеального героя. Во-первых, его патриотизм смахивает на национализм, поскольку, как и Платов, он беспардонно критикует англичан прямо в лицо (их церковь, обычаи, наряды) и это отвратительно, глупо и не корректно. Во-вторых, Левшу погубило в первую очередь пьянство и глупое пари (кто кого перепьет), то есть собственное безрассудство, и лишь во вторую очередь неудачно сложившиеся обстоятельства и чужое равнодушие.
Горькая ирония заключается в том, что не русские, а именно англичанин, напарник Левши по алкоголизму, - единственный, кто пытается спасти бедного пьяницу. Отоспавшись и отрезвев благодаря заботе лучших лекарей, полшкипер тут же вспомнил про своего русского попутчика-собутыльника, проявив здесь истинное чувство дружбы, и нашел его помирающим в больнице для сброда:
Англичанин побежал к графу Клейнмихелю и зашумел:— Разве так можно! У него, — говорит, — хоть и шуба овечкина, так душа человечкина.
Но английского полшкипера никто не слушает, и напившийся до бесчувствия Левша не волнует и не интересует соотечественников.
Это равнодушие составляет резкий контраст с тем фактом, что сам Левша до самой своей кончины думает не о себе, а лишь о своей родине, и последним его словом было передать царю, что англичане «ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».
Сюжет произведения преисполнен какой-то неизбывной боли: Левша искренне любит свое Отечество, но возвращение его домой приведёт к смерти, да еще в самых убогих обстоятельствах. Левша умер в безвестности, никому не нужный, никем не оцененный. В образе главного героя повести есть трагическое пророчество о судьбах многих талантливых людей, в 20 веке, что будут возвращаться в Россию, любя ее всей душой, верно и преданно, и будут гореть желанием принести пользу Отечеству, но найдут там лишь несчастье и смерть.