Здесь та же самая статья с нарезкой видео из фильма, только в ЖЖ, потому что в Дзене нельзя вставлять в статью видеоролики, очень неудобный ресурс в этом плане.
Может быть, план по присвоению миллионного наследства сэра Чарльза заключался совершенно в другом? Ведь действительно очень странной предстала бы картина, если бы вдруг после смерти владельца поместья некий Стэплтон, которого вся округа знала как безобидного ботаника-энтомолога, жившего по соседству с сестрой (а следовательно, еще одной наследницей по логике), вдруг бы тоже оказался Баскервилем. На фоне странностей вокруг смерти дядюшки вопросы бы возникли, и вопросы очень серьезные, сразу бы сделавшие самого Стэплтона первым подозреваемым и как минимум привлекли бы к его персоне совершенно ненужный интерес. К тому же, проживание под чужим именем, подозреваю, даже в те времена в Англии было деянием противозаконным. Это первый аргумент, который заставил меня задуматься, а справедливо ли обвинили этого персонажа в том, что он решил завладеть богатствами старинного рода таким образом. Может быть, гениальный Холмс в этот раз ошибся и указал не на того?
Второй момент, который подтвердил мои сомнения в ведущей роли Стэплтона, это сцена на болотах, когда сэр Генри беседовал с Бэрил на амурные, по-видимому, темы, что вызвало гнев, ярость и очень резкие, даже грубые, слова у ее псевдобрата.
Это крайне нелогичное и непоследовательное поведение для человека, который из корыстных соображений выставил жену сестрой, чтобы хладнокровно добиться своих целей. Ведь то, что эта смазливая дамочка представившись свободной женщиной, не стесняясь, флиртовала бы с сэром Генри, было бы на руку именно самому Стэплтону, чтобы сделать его более управляемым, чтобы задержать его в поместье столько, сколько нужно. Если он был настолько расчетлив и циничен, чтобы выдавать любимую жену за сестру, уж, наверное, его бы не взбесил столь невинный разговор. И у хладнокровного и безжалостного человека, убийцы, которого интересуют только деньги, это не вызвало бы столь бурной реакции.
И склоняюсь я к мысли, что настоящим мозговым центром преступной шайки был не лопух Стэплтон, настоящий злодей остался совершенно вне подозрений. И это персонаж, на которого никогда не падало ни малейшей тени подозрения. А именно – Берил Стэплтон, в девичестве – Гарсия, его невинная маргаритка-женушка, якобы жертва жестокого супруга. Сам Стэплтон, безусловно, не агнец Божий, он тоже преступник, но таков он в их семье не один.
Начнем с того, что все, что узнали Холмс и полиция о злобных замыслах подонка, они узнали со слов самой бедняжки жены. Главный негодяй утоп в болоте и ничего уже рассказать не сможет. Как он замыслил недоброе, а она изо всех сил сопротивлялась этому, как он ее даже в конце примотал к балке на чердаке, чтобы ей помешать, да так, что она, страдалица, аж сознание потеряла и пришлось ее коньяком отпаивать. Ага, очень трогательно, конечно. Но давайте все же посмотрим на факты трезво.
А факты таковы – Бэрил как минимум – не невинная овечка, а СООБЩНИЦА. Ибо она выдавала себя за сестру, жила под чужим именем и знала обо всех преступных делишках супруга. И да, муж и жена – одна сатана, это справедливо в том смысле, что во-первых, если женщина вышла замуж за преступника, значит, в чем-то они с ним сошлись. Причем, преступник он матерый – из Южной Америки они удрали с украденной крупной суммой денег. Затем какая-то грязная история со школой. И наконец, хитроумный план с родовым поместьем мужа. Жена была не в курсе всего этого? Сильно сомнительно. Скорее наоборот – именно она подтолкнула его на все эти деяния. Не забываем – Бэрил – первая красавица Коста-Рики, значит, крайне амбициозная, капризная и требовательная дамочка. Купченко отличная актриса, но мне кажется, что на эту роль больше бы подошел типаж роковой женщины, женщины-вамп, жгучей черноглазой брюнетки с безумным блеском в глазах, типа Анны Самохиной. Купченко для этой роли слишком холодная, почти невзрачная, слабо верится, что такое бледное флегматичное создание может вызвать безумную страсть в мужчинах – что в Стэплтоне, который, чтобы завоевать ее благосклонность, пошел на преступления, что в сэре Генри, который упал, сраженный стрелой Амура, к ее ногам на третий день знакомства.
Вообще несмотря на неподходящий типаж, Ирина Купченко отлично справилась с ролью. Бэрил в ее исполнении – женщина с хитреньким личиком, очень умная, отлично умеющая врать и придумывать вранье просто на ходу, прекрасно разыгрывающая невинность и чистоту.
В фильме есть зеркальный персонаж, антипод костариканской красотки – Лора Лайонс. И как ни странно, но эта рыжая якобы падшая женщина, которая ВЫГЛЯДИТ циничной и немного порочной, более честная и порядочная, чем эта тонкогубая ромашка в модных шляпках. Лора, в отличие от Бэрил – замужняя женщина, которая тяготится браком, деспотом-мужем, но при этом находит в себе мужество и силы с ним порвать, рискнув положением в обществе и репутацией, чтобы жить как самостоятельная женщина, честным трудом. И кстати, не зря Лора показана очень ярко и весьма подробно – ее персонаж появляется столько же раз, сколько персонаж Купченко.
И к аргументу о невиновности бедняжки Бэрил, мол она была так запугана мужем, что вынуждена была ему подыгрывать, изображать сестру и быть сообщницей в его планах из страха потерять все в своей жизни, можно вспомнить именно Лору. Да, ее жизнь очень несладкая, да, она испытывает трудности, да, она находится в очень неприятном положении. Но тем не менее, она не торгует собой, не живет бомжихой под мостом или в каком-то борделе или притоне. У нее есть друзья-мужчины, причем, очень уважаемые, порядочные, которые помогают ей совершенно по-джентельменски. А ведь муж Лоры не матерый преступник, на совести которого и воровство, и темные делишки в школе, и даже смерть человека и планы на смерть еще одного, просто домашний тиран и деспот. Но она решилась порвать с ним, получить развод и жить дальше уже свободной женщиной. Почему же Бэрил не смогла сделать того же самого? А может быть, потому что ее никто и не принуждал и не заставлял?
Впервые мы встречаемся с «сестрой» Стэплтона, когда она беседует с доктором Ватсоном, принимая его за нового хозяина поместья.
Дамочка якобы хочет предостеречь человека от беды, говорит загадочные фразы как заправский шпион. Но очень слабо вериться, что цель ее именно защита от страшной угрозы; если человека НА САМОМ ДЕЛЕ хотят предостеречь от опасности, это делают СОВЕРШЕННО НЕ ТАК. Для этого нужно не нести всякий бред про еще не распустившиеся орхидеи и красоты болот, а прямо и просто сказать: «Этот мужчина не брат мне, а муж и он хочет вас извести. У него на цепи в сарае сидит страшный пес, которого он натравливает на ваш запах, украв ботинок из гостиницы. Поэтому если ваша жизнь вам дорога, арестуйте его за доведение до инфаркта сэра Чарльза и за подготовку к вашему убийству».
Но нет, дамочка только напускает в своих речах мистического тумана, после которого, разумеется, ни один нормальный человек никуда не уедет (думается, призрак адского пса из 17 века не была бы серьезной причиной отъезда даже во времена действия романов Конан Дойла). Напротив, томно глядящая дамочка, с блестящими глазами умоляющая кого-либо немедленно уехать, в такой глуши вызвала бы к себе внимание и интерес, чего она и добивалась. Еще не встретившись с соседкой по поместью, молодой наследник уже крайне заинтригован и заинтересован (тем более делаем скидку на те времена, когда общение между полами было гораздо более церемонным и совсем не таким свободным и простым, как сегодня).
Все, первый шаг плана Бэрил сделан, второй – влюбить его в себя, что для первой красавицы страны, разумеется, дело совершенно плевое. Если дама не заинтересована в отношениях, она не будет давать авансов и принимать ухаживания с благосклонностью, как это, видимо, в дальнейшем делала Бэрил. Ведь не зря же перед развязкой сэр Генри как о практически решенном деле говорит о своей женитьбе на знойной красавице. Значит, влюбленность и даже брак вполне себе входили в планы как минимум одного человека из четы Стэплтонов.
И если это был план самой Бэрил, тогда становится понятным, как именно произошло бы завладение богатствами Баскервилей. После свадьбы через какое-то время счастливого супруга, скорее всего, постигла бы участь престарелого дядюшки – но не сердечный приступ, конечно, а либо несчастный случай, как с уголовником Сэлдоном, упавшим со скалы, спасаясь от собаки, либо его нашли бы с перегрызенным каким-то диким животным горлом на тропинке, после неудачной ночной прогулки. А еще через какое-то время безутешная вдова, погоревав, продала бы поместье и с вырученными денежками и братом уехала в дальние края, в кругосветное путешествие, чтобы как-нибудь заглушить нестерпимую боль от смерти красавца мужа.
Вот каким был план невинной маргаритки Бэрил. Но с этим планом, видимо, никак не мог смириться уже сам Стэплтон. Думается, он действительно безумно был влюблен в женщину, ставшую его женой. И на самом деле он говорил правду о том, что его интересует научная работа, беготня по болотам в поисках новых бабочек и лишайников. Но скромное прозябание в глуши совершенно не устраивало капризную избалованную красотку – обратили внимание, как модно, изящно и дорого она одета? Такой уровень поддерживать безработному бывшему учителю крайне сложно, если вообще возможно. Поэтому Бэрил решает получить желанные богатства своим способом. Но ревность мужа нарушает ее планы. Тот решает устранить конкурента, за которого незаконно, но фактически, не вмешайся он в события, его любимая женщина, вышла бы замуж. Став пусть и на очень короткое время, любовницей другого мужчины, что конечно, для него было совершенно невозможно и недопустимо ни за какие деньги мира. Именно поэтому он и решается спустить собаку в ту самую ночь, поскольку дальнейшее оттягивание матримониальных планов его якобы сестры с каждым дальнейшим днем вызывало бы все больше и больше вопросов и недовольства. Ведь формально никаких препятствий в замужестве Бэрил не было.
То есть смерти сэра Генри желали оба супруга, но каждый из них совершенно по разным причинам и при разных обстоятельствах. Кроме того, в дело вмешался Шерлок Холмс, и все пошло совсем наперекосяк.
Кстати, тот факт, что в вечер нападения, женщину нашли связанной, абсолютно не противоречит этой теории. Ее действительно мог связать муж, чтобы она не мешала ему устранить соперника, а могла и сама она заставить его сделать это, когда поняла, что дело пахнет керосином, собачку пристрелили и скоро в их домик нагрянет полиция с вопросами. И чтобы не загреметь в тюрьму, а потом на виселицу (а единственным наказанием за убийство в Британии было повешение), она заставила безумно любящего мужа обеспечить ей алиби, что она якобы совершенно не при делах, а наоборот – самая пострадавшая жертва. И именно в интересах Бэрил было избавиться от сообщника и свидетеля их совместных преступлений. И да, план сработал. Про виновность дамочки никто даже на секунду не задумался.
Всю вину посмертно взял на себя утопший в Гримпенской трясине муженек, а жена осталось чистой перед законом, да еще и представшей жертвой, которая изо всех сил пыталась ему помешать. И вполне возможно, уже за рамками и книги, и фильма, вдова Стэплтона-Баскервиля через какое-то время станет законной женой уже другого представителя старинного рода, который, вполне возможно, простит раскаявшуюся красотку и женится на ней. На свою большую беду. И план хитрой лисички Бэрил все-таки в конце концов осуществится.