Найти в Дзене
По следам своих снов

Ася сделала всё, чтобы выбиться в люди, но этого оказалось недостаточно

- Вася, Вася, стой! Стой, тебе говорят! - раздался громкий женский крик. Ася вздрогнула, оглянулась и увидела, как на противоположной стороне улицы мальчишка лет четырёх, смеясь, что есть мочи убегал от молодой женщины, видимо, матери. Ася наблюдала, как женщина догнала его, присела на корточки и, хохоча, обняла его двумя руками. - Счастливые, - с лёгкой завистью и горечью подумала она. - Вот у меня ничего подобного не было. Нахлынули воспоминания, которые Ася старалась заглушить много лет. Вася - так звали её в детстве в детском доме. Вообще-то, её полное имя Василиса, но её всегда звали Вася, чаще Васька, как мальчишку. Впрочем, это имя ей очень хорошо подходило: она и была как мальчишка - драчливая, непокорная, резкая. Короткие, тёмные, вьющиеся, такие же непокорные волосы, угрюмый взгляд серых глаз, сжатые губы - ничего не говорило о том, что перед вами девчонка. Она не помнила, как попала в детдом. Ей не говорили об этом, а она и не спрашивала. Первое время, как она стала осозна
- Вася, Вася, стой! Стой, тебе говорят! - раздался громкий женский крик.

Ася вздрогнула, оглянулась и увидела, как на противоположной стороне улицы мальчишка лет четырёх, смеясь, что есть мочи убегал от молодой женщины, видимо, матери.

Ася наблюдала, как женщина догнала его, присела на корточки и, хохоча, обняла его двумя руками.

- Счастливые, - с лёгкой завистью и горечью подумала она. - Вот у меня ничего подобного не было.

Нахлынули воспоминания, которые Ася старалась заглушить много лет. Вася - так звали её в детстве в детском доме. Вообще-то, её полное имя Василиса, но её всегда звали Вася, чаще Васька, как мальчишку.

Впрочем, это имя ей очень хорошо подходило: она и была как мальчишка - драчливая, непокорная, резкая. Короткие, тёмные, вьющиеся, такие же непокорные волосы, угрюмый взгляд серых глаз, сжатые губы - ничего не говорило о том, что перед вами девчонка. Она не помнила, как попала в детдом. Ей не говорили об этом, а она и не спрашивала.

Первое время, как она стала осознавать себя, Василиса мечтала, чтобы её забрали в семью, чтобы были у неё родные люди, которых можно было назвать мамой и папой. Но эта мечта однажды разбилась, когда одного усыновлённого мальчика вернули обратно в детский дом. Она тогда видела, какие страдающие глаза были у него — как у побитой собаки.

- Да чтобы меня дважды выкинули, как надоевшую игрушку?! Никогда ни к кому не пойду! - гневно думала Василиса. - Вот вырасту, буду работать и ни от кого не буду зависеть.

Впрочем, на дикую замкнутую девчонку никто и не заглядывался. Всем усыновителям нравились приятные, спокойные дети, которые охотно шли на контакт. А Вася со своими-то детдомовскими не особо дружила. И в школе тоже держалась независимо от всех. Пробовали её обижать, но она никому спуску не давала — дралась так отчаянно, что постепенно все отстали от неё.

Ася вздохнула:

- И чтобы из меня вышло, не знаю, если бы не Алевтина Петровна.

Алевтина Петровна — молодая учительница, которая пришла к ним в шестом классе, Она вела у них математику и была ещё классным руководителем. Ася до сих не понимает, что в ней привлекло внимание Алевтины Петровны. В первый день, знакомясь с учениками, она, называя фамилию и имя ученика, просила его встать. Когда она сказала Морозова Василиса, Ася быстро встала и угрюмо взглянув, снова села на место.

Кто-то из мальчишек крикнул:

- Это Васька.

Все засмеялись, но учительница, строго посмотрев на крикуна, сказала:

- Василиса — старинное и очень красивое имя. Ну, а если звать коротко, то можно Ася. Морозова, ты не против?
- Нет, - буркнула Ася.

Вот с той поры она и стала Асей. После этого откликалась только на это имя. И сразу прониклась симпатией к новой учительнице, которая проявлялась в том, что она стала тщательно готовиться к урокам по математике. Вместо обычных троек в её дневнике стали появляться сначала четвёрки, а потом и пятёрки. Алевтина Петровна, когда хвалила её перед классом за пятёрки, с улыбкой говорила:

- Василиса, а ты молодец, у тебя заслуженная пять.

А однажды она попросила Асю помочь ей отнести тетрадки в учительскую. По пути как бы между прочим спросила:

- А ты почему так коротко стрижёшься, так удобнее?

Ася молча кивнула.

- Жаль. У тебя такие красивые волосы — густые, вьющиеся, на зависть многим девчонкам. Вот мне, например, каждый день приходится накручивать свои волосы на бигуди, чтобы была хоть какая-нибудь видимость ухоженной головы, - улыбнулась Алевтина Петровна, - а у тебя волосы от природы такие.

Этой мимолётной фразы хватило, чтобы Ася стала отращивать волосы. Конечно, сначала они ей мешали, закрывали глаза и их приходилось постоянно убирать. Как-то после уроков Алевтина Петровна протянула ей набор заколок с разными камушками, бантиками:

- У тебя волосы постоянно мешают глазам, наверное, и на доске плохо видно из-за них. Держи заколки, мне они уже не нужны, это не для взрослых.

Ася вздохнула:

- Мне тогда очень повезло, что она у нас появилась.

И ведь Алевтина Петровна никогда не читала ей никаких нравоучений, она просто как будто ненароком что-то советовала, а Ася принимала её советы, как задачу для своей жизни. Через два года Алевтина Петровна уволилась из школы в связи с переездом в другой город. Перед отъездом она зашла в детский дом, попрощаться с Асей.

У Аси от этих воспоминаний навернулись слёзы. Она после этого прощания два дня вместо школы уходила в лес, который находился недалеко от детского дома. Забравшись на старую берёзу, поливала её слезами, переживая своё горе. А когда стала снова посещать занятия, взялась за учёбу с какой-то неистовостью. Закончила среднюю школу с отличием, поступила на бюджет в финансово-экономический институт. Квартиру она получила от государства, как круглая сирота. Получала стипендию, но её, конечно, на жизнь не хватало. Ася подрабатывала, где только могла — мыла полы в подъезде, в парикмахерской, которая находилась в соседнем здании.

Про её жизнь никто не знал — она ни с кем не делилась, никому не жаловалась. В институте её считали заносчивой гордячкой. На первых курсах после сдачи экзаменов её звали отмечать закрытие сессии, но она всегда отказывалась, не объясняя причин. Постепенно от неё отстали, хотя некоторые студенты были не против дружбы с симпатичной черноволосой девушкой. Некоторые, особенно настойчивые, и руки распускали, но Ася быстро ставила их на место — жизнь в детском доме научила её давать отпор.

Ася упрямо шла к своей цели — получить образование и, наконец, обрести полную независимость. Конечно, диплом с отличием был получен. Осталось найти работу.

И вот тут Ася упёрлась, что называется, в стену — везде были нужны специалисты со стажем, а как этот стаж наработать, если без него нигде не принимают?! Последнее, что добило Асю окончательно — это когда она проходила собеседование в одном предприятии вместе со своей однокурсницей Светой Архиповой. И как потом оказалось, на работу взяли не её, а Архипову, которая училась с тройки на тройку, с трудом защитив диплом. Тут сработали связи, которых не было у Аси, о чём ей прямо сказала Света, с издёвкой глядя на растерянную Асю.

Ася после этого, выйдя на улицу, бесцельно пошла по тротуару. Увидев по пути киоск, купила мороженое, села на скамейку в ближайшем скверике. Сняла обёртку с мороженого, хотела уже откусить, но вдруг комок подкатил к горлу. Она молча заплакала, чего никогда не позволяла себе. Наклонив голову, прикрылась мороженым, чтобы никто не увидел её слёз. Но мороженое начало таять. Ася недовольно тряхнув головой, бросила его в урну. От резкого движения головы коса, закрученная на затылке тугим узлом, упала на спину. Привычным движением Ася перекинула её со спины на грудь и смахнула слёзы кончиком косы.

И неожиданно услышала восхищённый возглас:

- Ничего себе, какие косы бывают!

Она подняла глаза и увидела крепкого светловолосого парня лет двадцати пяти. Он с интересом и сочувствием смотрел на неё:

- А ты что плачешь, обидел кто-то?

Ася кивнула и совсем расплакалась. Она столько лет держалась, добиваясь своей цели, и теперь оказалось, что она ничего не может поделать с такой несправедливостью. Сейчас ей было всё равно, что кто-то видит её слабость, её слёзы.

Молодой человек сел рядом и, участливо заглядывая ей в лицо, спросил:

- Расскажи, кто тебя обидел, а я попробую с ним разобраться.

Ася, всхлипывая, рассказала, что её не взяли на работу.

- Ну-ка, покажи свой диплом, - попросил парень.

Ася протянула ему диплом.

- Ого, да у тебя здесь одни пятёрки! - воскликнул он. - А копия диплома у тебя с собой есть?

Ася кивнула и протянула ему копию диплома.

Он неожиданно сложил его вдвое, снял с себя рюкзак и положил в карман рюкзака:

- Не обещаю, но попробую тебе помочь. Кстати, меня зовут Вадим, а тебя?
- Ася, - проговорила Ася, - Василиса.
- Вот что, Ася-Василиса, давай свой номер телефона. Если что получится, я тебе позвоню, - он улыбнулся. - Если даже и не получится, то всё равно позвоню.

Он поднялся:

- Извини, но мне сейчас некогда. Не расстраивайся, иди домой, попей чаю с конфетками и успокойся. До встречи.

***

Продолжение: