Димка "Чёрный Лукич" Кузьмин... Последний романтик Сибирского панка; волшебник, борющийся со злом с помощью своих добрых светлых песен; добрый друг и товарищ для каждого своего слушателя... Множество эпитетов можно подобрать, чтобы охарактеризовать Вадима Петровича, и не один из них не будет нести в себе негатива. И это не потому, что о людях, которых с нами уже нет, не принято говорить плохо. Просто Дима на самом деле был прекрасным музыкантом и искренне ценил и любил своего слушателя.
Свой творческий путь Лукич начал ещё в 80-х годах, вместе с Егором Летовым, Янкой Дягилевой, Олегом "Манагером" Судаковым и другими представителями Сибирского панк-движения, но начиная с альбома "Девочка и Рысь" (1996) Дима кардинально сменил курс своего творчества в сторону добрых, светлых и красивых песен. И строго следовал данному курсу до самого конца. "Навсегда", "Вересковый мёд", "Полярная звезда" - альбомы с абсолютно разными музыкальными стилями, но все они наполнены добротой, любовью и положительными эмоциями.
Лично для меня апогеем "зрелого" периода творчества Вадима Петровича стал альбом "Мария", записанный им вместе с группой "Летучие Рыбы" (Сан Саныч Андрюшкин и Татьяна Тросиненко). Сам Димка неоднократно называл "Марию" экспериментальным альбомом, и с этим трудно не согласиться, но и отрицать тот факт, что эксперимент вышел удачным, тоже нельзя.
Итак, после длинного вступления - история и личное мнение "Монологовых окон" об альбоме Чёрного Лукича и "Летучих Рыб" - "Мария".
Начну с краткой предыстории: Дима и Александр Андрюшкин (мультиинструменталист, барабанщик "Гражданской Обороны" в период 1994-2005, знаковая фигура сибирской рок-музыки), подружились в 1996-м году. Оба - романтики, любители морской тематики и старых советских песен и просто большие дети, верящие в добро, любовь и чудеса. Такие люди просто не могли не подружиться и не записать совместный альбом. И хотя грезили они о нём долго, удалось воплотить данную задумку в жизнь лишь в 2003-м году.
Записывалась "Мария" в Тюмени, а практически все песни для альбома были написаны Димой в Петербурге. Маэстро Андрюшкин аранжировал композиции в манере, свойственной стилю "Летучих Рыб", сделав их прозрачными и тихими. В качестве украшений выступили такие необычные инструменты, как маримба, вибрафон, мандолина и домбра. Наверное, не каждому по силам оценить обилие столь экзотического звука, но лично мне аранжировки "Марии" кажутся невероятно красивыми и притягательными, при этом делая альбом по-настоящему концептуальным.
Основной же темой альбома стали дружба и любовь - в самых светлых и искренних их проявлениях. Это особенно символично, если вспомнить, что в 1999-м году в песне "Там, вдалеке" (альбом "Навсегда"), которая является одной из моих любимых, звучат следующие слова:
"Петь о любви мы никогда не будем" ©
Но, как оказалось, будем и ещё как. Можно сказать, что Дима пошёл от обратного, но разве можно ставить это в вину, когда пишутся такие красивые и светлые песни?
Признаюсь честно - для меня лично проходных песен в "Марии" нет. Заглавная композиция, "Ветер", "Калейдоскопики", " Распахнутая любовь", "Солнечные часы" - яркие примеры всего того, о чём я говорил выше. Но есть всё же три песни, о которых хочется сказать отдельно:
- Смешное сердце: один из главных хитов в репертуаре Вадима Петровича, неоднократно перезаписанный, но, как мне кажется, именно в "Марии" получивший правильную аранжировку: трогательную, красивую и трагичную. И именно эту версию "Смешного сердца" включил в фильм "Кочегар" Алексей Октябринович Балабанов. Странная встреча в искусстве таких разных, но безмерно талантливых людей.
- Солнышко: одна из моих самых любимых димкиных песен, невероятно красивая и трогательная, с невероятными образами и метафорами. Искренне рекомендую почитать и послушать в авторском исполнении историю данной композиции. Тем более что венчают данный рассказ поистине гениальные слова:
"Для того, чтобы быть счастливым, вовсе необязательно, чтобы любовь была счастливой" ©
- Полюби: самая личная, самая красивая, самая пронзительная песня Лукича. На своих концертах Дима неоднократно признавался, что это его лучшее произведение. И хотя мнение слушателя и автора в данном вопросе зачастую разнится, здесь я полностью согласен с Вадимом Петровичем: песня "Полюби" - вершина его творчества. Это не значит, что остальные песни плохие - отнюдь. Просто в данном случае Дима сам себе задал крайне высокую планку.
С момента выхода "Марии" прошло более двадцати лет, с момента ухода Димы - более двенадцати. В 2024-м году Вадиму Петровичу могло бы исполниться 60 лет. В год юбилея Лукича увидел свет альбом "Мария live", вышедший на виниле. Уникальная запись, на которой большинство песен звучит в живом исполнении Димы, Сан Саныча Андрюшкина и его супруги Татьяны Тросиненко. Спасибо "Летучим рыбам" за это волшебство. Послушав пластинку, я вновь получил огромное количество положительных эмоций. Музыкант жив, пока звучат его песни. И хочется верить, что в случае с творчеством Димки это НАВСЕГДА!
P.S. Огромное спасибо Сан Санычу Андрюшкину за чуткую и трогательную память о друге и за волшебные аранжировки "Марии"; спасибо издательствам "Выргород" и "MirMiruMusic" за красочные издания альбома; спасибо всем, кто любит песни Чёрного Лукича и всем тем, кому только предстоит открыть его как автора. Позволю дать небольшой совет: послушайте "Марию" в спокойной домашней обстановке, с бокалом вина или кружкой чая и отключите на время телефон - и я уверен, что вы не останетесь разочарованы. Если хотите - с удовольствием предоставлю для прослушивания "Марию" на CD или виниле. Будет ещё лучше, уверяю вас.
И, конечно, спасибо Вадиму Петровичу... Димке... Лукичу... К сожалению, его творчество так и осталось широко известным лишь в узких кругах, но каждого своего слушателя он по праву мог считать своим другом. А это крайне важно и ценно.