Найти в Дзене

Война 1812 года. Часть 2. Армия США.

Оглавление

Часть 1 - Предпосылки и причины. https://dzen.ru/a/Z4DvKIU2QH4gmbpc

Итак, дорогие друзья, как и было обещано, вторая часть нашего цикла, посвященного войне 1812 года в Северной Америке, в которой мы расскажем об армиях противоборствующих сторон. Изучая силы сторон в этом конфликте, первое, что бросается в глаза - это их сравнительная немногочисленность. Если посмотреть на многотысячные армии, маршировавшие в это время по Европе, количество солдат в англо-американском конфликте 1812 года может показаться незначительным, если не смешным. Силы регулярной армии США во время войны не превышали 40 тысяч человек, британской армии - 50 тысяч, и это уже в конце конфликта, в то время как в его начале американская армия едва насчитывала 7000 человек, а британские силы в Канаде - 5200 человек. Правда, обе стороны активно использовали нерегулярные войска, как милицию, так и племенное ополчение коренных народов.

Что же представляли из себя эти войска?

Армия США

1. Рядовой, 5-й пехотный полк, 1814 г. 2. Рядовой, полк легких драгун, 1814 г. 3. Старший специалист, Корпус инженеров
1. Рядовой, 5-й пехотный полк, 1814 г. 2. Рядовой, полк легких драгун, 1814 г. 3. Старший специалист, Корпус инженеров

Армия США в начале XIX века во многом напоминала суслика из известного анекдота - практически никто ее не видел, но она все-таки существовала.

Правящая на тот момент Демократическо - республиканская партия (впоследствии превратившаяся в известную нам сегодня просто Демократическую), душой и сердцем которой был Томас Джефферсон, один из Отцов-основателей страны и автор Декларации Независимости, третий президент США, относилась к идее регулярной армии с большим скепсисом, прежде всего потому, что это влекло за собой большие расходы из федерального бюджета.

По окончании Войны за независимость регулярная армия состояла всего из 700 человек (sic!). В случае опасности для молодого государства штаты собирали ополчение, или как называли ее в Северной Америке, милицию, которая и должна была составить основную часть вооруженных сил.

Но постоянные конфликты с индейцами привели к пониманию того, что армия такой смешной численности просто не может выполнять стоящие перед ней задачи. В результате, армия постепенно увеличивалась в размере, и в 1808 году решением Конгресса численность регулярной армии была установлена в 175 офицеров и 2389 рядовых (для сравнения, это примерно одна дивизия в армии Наполеона). Эти военнослужащие должны были быть зачислены на службу с единовременной выплатой в 16 долларов и получить при увольнении через пять лет 160 акров земли и трехмесячное жалованье. Содержание рядового составляло 5 долларов в месяц, и в такой развивающейся стране, как Соединенные Штаты в 1812 году, где средний поденщик мог зарабатывать не менее 9 долларов в месяц, очень немногие были заинтересованы в военной карьере. Таким образом, военнослужащими часто становились дезертиры из Британской армии в Канаде или люди, скрывающиеся от закона.

В 1802 году была официально основана Военная академия США в Вест-Пойнте, штат Нью-Йорк. Однако к моменту начала войны Военная академия еще не превратилась в полноценное учебное заведение, и большинство офицеров проходило подготовку, служа в полевых полках. Поэтому их обучение было скорее практическим, чем академическим. Сложные и запутанные правила повышения по службе создавали среди наиболее способных офицеров ощущение, что в армии у них нет будущего. Многие увольнялись, оставшиеся были, по большей части, малообразованными и, по-видимому, довольно равнодушными к службе людьми.

Когда в 1808 году армия была увеличена, было назначено несколько новых офицеров, опять же без особой предварительной военной подготовки. Среди них были Закари Тейлор и Уинфилд Скотт, позже прославившиеся во время Мексиканской войны. Скотт, к слову, считал своих свеженазначенных коллег «грубыми и невежественными», «разложившимися джентльменами», и даже «идиотами и болванами».

1. Рядовой, 16-й пехотный полк, 1812 г.. 2. Рядовой, 4-й стрелковый полк, 1812 г. 3. Музыкант, полк пешей артиллерии
1. Рядовой, 16-й пехотный полк, 1812 г.. 2. Рядовой, 4-й стрелковый полк, 1812 г. 3. Музыкант, полк пешей артиллерии

В январе 1812 года, в связи с ожиданием войны, Конгресс санкционировал создание регулярной армии численностью 35 603 человека. На самом деле на тот момент в армии служило не более 4000 человек. К маю армия выросла до 6744 человек. И хотя с приближением войны на службу поступало все больше людей, проблема с комплектованием армии сохранялась всю войну. Так, например, известно, что в январе 1814 года при штатной численности армии в 23 614 человек, ее реальная численность равнялась, в лучшем случае, половине этой цифры. Причиной этого были не только обычные для любой армии боевые и небоевые потери, но и тот факт, что при поступлении на службы добровольцы подписывали контракт на ограниченный срок, и к 1814 году как раз у многих из них срок службы истек, и они со спокойной душой отправились по домам.

Униформа солдат в основном следовала военной моде того времени и состояла из фетрового кивера в качестве головного убора, короткого мундира с воротником и брюк или гетр. Основным цветом униформы считался серый, но в реальности зависел от конкретного полка, и мог быть синим, зеленым и даже коричневым. Офицеры в основном носили гетры, заправляемые в ботинки. В 1813 году фетровый кивер был заменен на кожаный как более долговечный. Материал мундира также различался в зависимости от конкретного подразделения, места его дислокации и времени года. Предполагалось, что в теплое время года солдаты должны носить униформу из льна, а в холодное - из шерсти. В реальности, конечно, это соблюдалось не всегда. На тот момент США еще не представляли из себя мощнейшую промышленную державу, в которую они превратятся полвека спустя, и проблемы с обеспечением одеждой, и особенно, обувью, преследовали американскую армию всю войну.

Что касается вооружения, основным оружием пехотинца был американский гладкоствольный мушкет Спрингфилд калибра .69 (17,5 мм), копия французского мушкета образца 1777 года, очень распространенного в то время. Это было типичное гладкоствольное дульнозарядное ружье, обладавшее неплохой точностью на коротких дистанциях до 70 метров, но на большом расстоянии прицельный огонь из него был практически невозможен. Хорошо тренированный солдат мог производить из него до трех выстрелов в минуту. По сравнению с основным оружием британской пехоты, знаменитым мушкетом Браун Бесс, американский мушкет имел несколько большую точность, но был сложнее в заряжании и больше подвержен осечкам. В рукопашном бою солдат орудовал либо крепившимся к стволу штыком, либо прикладом, что было повсеместной практикой в то время.

Мушкет Срингфилд образца 1796 года
Мушкет Срингфилд образца 1796 года

Также существовали подразделения, оснащавшиеся нарезным оружием (винтовками или штуцерами). Основным оружием таких подразделений была нарезная винтовка Харперс Ферри образца 1803 года. Благодаря нарезному стволу винтовка обладала точностью, недоступной гладкоствольным ружьям, но вот процесс заряжания был очень долгим, к тому же к ней невозможно было примкнуть штык. Это ограничивало использование винтовки подразделениями застрельщиков - егерей. Эти подразделения метким огнем нарушали вражеский строй, старались выбить офицеров противника и решали другие специализированные задачи.

Винтовка Харперс Ферри образца 1803 года
Винтовка Харперс Ферри образца 1803 года

Американская артиллерия времен войны имела в своем распоряжении классический парк полевых пушек и гаубиц. В период Наполеоновских войн каждая армия имела свою систему калибров, и русская 12-фунтовая (по весу снаряда) батарейная пушка имела другой диаметр канала ствола, нежели чем, например, испанское орудие того же калибра. Британская королевская артиллерия и артиллерия США использовали одну и ту же систему калибров, состоящую из 3-фунтовых (диаметр ствола 2,91 дюйма), 6-фунтовых, (3,67 дюйма), 9-фунтовых (4,20 дюйма), 12-фунтовых (4,62 дюйма), 18-фунтовых (5,29 дюйма) и 24-фунтовых (5,82 дюйма) орудий. Таким образом, боеприпасы обеих стран были взаимозаменяемыми. Самым распространенным полевым орудием войны 1812 года была 6-фунтовая пушка, но применялись и орудия более крупных калибров. Американская артиллерия располагала некоторым количеством отличных легких железных 18-фунтовых орудий, в то время как Королевская артиллерия в Канаде имела на вооружении несколько латунных 24-фунтовых пушек. Стандартной полевой гаубицей обеих стран была легкая 5,5-дюймовая гаубица, довольно неточное орудие, но стрелявшее тяжелым снарядом, особенно для своего размера.

Гладкоствольная артиллерия того времени стреляла тремя основными типами снарядов — сферическими ядрами, специализированными гаубичными снарядами и картечью. Сферическое ядро являлось основным снарядом на вооружении и составляло примерно 70-80% от общего количества боеприпасов. Картечь использовалась на коротких расстояниях и была крайне эффективна против плотных построений пехоты, принятых в то время.

6-фунтовая пушка, основное орудие обеих сражающихся армий
6-фунтовая пушка, основное орудие обеих сражающихся армий

Служба в артиллерии считалась в Армии США более престижной, в связи с чем уровень подготовки офицеров-артиллеристов был довольно неплохим. Офицеры-артиллеристы обладали гораздо большей независимостью и ответственностью, чем их пехотные коллеги того же ранга. Командир батареи обычно сам выбирал позицию для своих орудий и сам же выбирал цели. В целом, американская артиллерия показал себя в боях очень неплохо, однако следует иметь в виду, что парк орудий обеих противоборствующих сторон был в этом конфликте небольшим, и того влияния, которое артиллерия произвела на ход и исход сражений в Европе, в Северной Америке она не имела.

Ну и пара слов об американской кавалерии. Большинство кавалерийских подразделений американской армии в то время занималось противодействиям индейским племенам, в результате чего они приобрели довольно специфический опыт. Атаки кавалерии, вооруженной холодным оружием, в сомкнутом строю против индейцев были столь же эффективными, что стрельба из РСЗО по болотной мошкаре. В результате подавляющее большинство кавалеристов были драгунами, то есть фактически ездящей пехотой. Используя лошадей для быстрого передвижения, при контакте с противником драгуны спешивались и вели огневой бой с использованием легких карабинов. При этом они были обучены вести огонь и с седла, но это было редкостью и применялось в исключительных случаях. Холодное оружие, разумеется, у них было, но пользовались им крайне редко, в основном для неожиданных атак или преследования расстроенного и деморализованного противника в конном строю. Зачастую сабли вообще сдавали в обоз, как лишний вес. При этом вести правильный бой с вражеской пехотой они были не в состоянии, так как кавалерийские части имели банально меньшую численность, вдобавок приходилось оставлять в тылу значительную часть личного состава, чтобы держать лошадей. Все это привело к тому, что кавалерия, как правило, решала задачи разведки, прикрытия передвижений своей пехоты и боевого охранения. Конечно, в кавалерии были части, вооруженные пиками и палашами, но их было очень мало, и какого-то существенного влияния на ход боевых действий они не оказали. В целом, кавалерия была в той войне исключительно вспомогательным родом войск, и массированных кавалерийских атак в духе Мюрата или Понсоби мы здесь не увидим.

Стандартная тактика американской армии образца 1812 - 1815 годов не сильно отличалась от общепринятой в то время. Очень хорошо ее характеризует следующая цитата из наставления генерала Смита подполковнику Уайндеру из 14 пехотного полка:

"1. Артиллерии следует сначала потратить часть своих выстрелов на артиллерию противника, а затем перенести огонь на пехоту, обстреливая ее там, где это возможно. 2. Пехота открывает мушкетный огонь поротно с расстояния двухсот ярдов, целясь в середину вражеского строя. 3. На расстоянии двадцати ярдов солдатам следует прекратить огонь, затем наступать на вражеский строй с криками, приблизиться на расстояние пяти шагов и броситься в штыки. 4. Солдатам следует, прежде всего, сохранять молчание, внимательно слушать офицеров, быстро и хорошо заряжать и целиться ниже."

В целом американская регулярная армия, несмотря на все проблемы, показала себя в войну достаточно неплохо. При этом уровень подготовки подразделений достаточно сильно отличался. Одни полки могли разбежаться после пары вражеских выстрелов, другие, особенно под началом грамотных командиров, таких например, как уже упомянутый нами Уинфилд Скотт - стойко выполнять команды под огнем противника, вести меткий огонь и даже на равных сражаться в рукопашной. Чем дальше шла война, тем больший опыт и мастерство приобретала американская армия, и к концу войны она могла вполне достойно сражаться с британскими регулярами (чего нельзя сказать об ополчении, о чем ниже). И тем не менее, до самого конца американские командиры с большой неохотой бросали своих солдат в ближний бой с регулярной британской пехотой, справедливо полагая, что стойкость и дисциплина красных мундиров будут выше.

Милиция

 1. Рядовой, милиция Мичигана. 2. Лейтенант, волонтеры штата Мэриленд. 3. Генерал-майор, армия США
1. Рядовой, милиция Мичигана. 2. Лейтенант, волонтеры штата Мэриленд. 3. Генерал-майор, армия США

Американское ополчение, или милиция, имеет давнюю историю, и в каком-то смысле, старше Соединенных Штатов как таковых. Еще во время первых колонистов были организованы отряды ополчения для защиты от агрессивных местных племен и, не в последнюю очередь, диких зверей. Практически каждый свободный мужчина в колониях имел оружие и умел им пользоваться, хотя бы на базовом уровне. Во время Войны за независимость подразделения милиции составляли значительную часть войск США, и до создания Континентальной армии именно так называемые минитмены в основном и противостояли Британской армии и подразделениям лоялистов.

Учитывая небольшую численность регулярной армии, милиции отводилась довольно большая роль и в предстоящем конфликте. Несмотря на усилия многих американских государственных деятелей, в том числе и самого Джорджа Вашингтона, унифицировать милиционные подразделения в достаточной степени к 1812 году так и не удалось. Каждый штат и каждое местное сообщество выставляло собственные отряды ополчения, вооруженные и обмундированные совершенно по-разному. Некоторые части имели вполне себе унифицированное вооружение и оснащение, другие - вооружались и одевались как Бог на душу положит. Соответственно, и боевая ценность таких подразделений была совершенно различной. Некоторые были достаточно неплохо вооружены, одеты в однообразную униформу, и возглавлялись офицерами (как правило, выборными), имевшими некоторый боевой опыт, в основном, против индейцев. Другие могли состоять просто из обычных людей в гражданской одежде с охотничьими ружьями и не иметь вообще никакого представления о военной службе и дисциплине.

Милиция Теннесси, 1813 год
Милиция Теннесси, 1813 год

Более подготовленные части ополчения, зачастую именуемые ротами добровольцев, собирались раз в неделю и проводили занятия по боевой подготовке. Тем не менее, даже такие части не могли сравниться по боеспособности с регулярными войсками. Бригадный генерал ополчения округа Колумбия Джон Уильямс писал:

"Как одевший капюшон человек не становится при этом монахом, так и одежда и снаряжение отряда людей, таких как как "легкая пехота" или "драгуны", не делает их тем, кем они себя называют. Они должны быть дисциплинированными и иметь некоторый опыт выполнения конкретных обязанностей, прежде чем они получат право на такое имя. Кавалерийская рота, сформированная в центре большого торгового города, может назвать себя "Казаками" (были и такие подразделения в милиции США, слава наших казаков гремела без преувеличения по всему миру - прим.авт.) и вооружиться копьями и другим подходящим снаряжением, но при этом на самом деле они остаются теми же, кем и были до этого - обычными клерками и ремесленниками".

Тем не менее, при возникновении непосредственной угрозы даже такие подразделения были нужны. Так, например, было в августе 1814 года, когда капитан Джеймс Роджерс разослал каждому солдату своей роты 51-го Мэрилендского полка милиции следующий приказ: "Сэр, согласно полковому приказу, вы снабдите себя ранцем, флягой и подсумком на десять патронов , подходящих для вашего кремневого мушкета (да, они все еще были в ходу в то время - прим. авт.) и будете готовы немедленно явиться на мою квартиру на Джорджтаун-роуд с оружием и снаряжением по первому требованию. Сигнал тревоги может быть подан звоном сторожевого колокола. Наш враг уже у дверей, поэтому мы надеемся, что ни один человек, желающий добра своей стране, не откажется придти".

Рядовой 5-го Мэрилендского полка милиции вспоминал про свое обмундирование при битве при Бладенсберге: "на мне был комплект зимней одежды, а также абсолютно нелепая кожаная шапка с плюмажем. Каждый из нас также носил ранец, в котором, в моем случае, были одеяло, две или три рубашки, чулки и прочие предметы, в том числе пара туфель, которые я специально положил туда, чтобы когда мы разобьем британскую армию и спасем Вашингтон, и президент Мэдисон пригласит нас на бал, я был к этому готов". Надо ли говорить, что такое воинство в бою с британскими регулярами (а им пришлось столкнуться с двумя полками, имеющими опыт войны с французами в Испании, а также батальоном Королевской морской пехоты), мог ждать только разгром. Так и получилось. При Бладенсберге мэрилендское ополчение было разгромлено наголову, а американские войска потерпели одно их самых позорных поражений в своей истории.

С другой стороны, хорошо вооруженные и мотивированные, под грамотным командованием, используя укрепления или условия местности, части ополчения могли проявить себя вполне неплохо, как, например, в битве при Новом Орлеане.

Эндрю Джексон и ополченцы в битве при Новом Орлеане
Эндрю Джексон и ополченцы в битве при Новом Орлеане

У ополченцев были свои сильные стороны - хорошая стрелковая подготовка, неприхотливость, знание местности и часто, желание защищать свои дома. Несмотря на это, они, как правило, вообще не были обучены действиям в правильном пехотном строю, и при столкновении с регулярными формированиями им проходилось туго.

Ну что ж, дорогие друзья, надеюсь, мне удалось в общих чертах обрисовать, что представляли из себя вооруженные силы США в войне 1812 года. В следующий раз мы рассмотрим их противников, Британскую армию и Канадскую милицию. Оставайтесь с нами!