Найти в Дзене

Инструмент и средства измерения для осмотра колёсных пар

Оглавление

1. Шаблон абсолютный (черт. Т 447.05.000 СБ)

Одним из наиболее применяемых шаблонов является абсолютный. Им измеряется:

  • равномерный и неравномерный прокат
  • глубина кольцевых выработок, ползуна (выбоины), навара
  • толщина гребня
1 – горизонтальная опора 2 – вертикальная опора 3 – вертикальный движок нониуса 4 – нониус 5 – шкала нониуса 6 – шкала вертикального движка нониуса 7 – шкала для горизонтального движка 8 – горизонтальный движок 9 – браковочный вырез
1 – горизонтальная опора 2 – вертикальная опора 3 – вертикальный движок нониуса 4 – нониус 5 – шкала нониуса 6 – шкала вертикального движка нониуса 7 – шкала для горизонтального движка 8 – горизонтальный движок 9 – браковочный вырез

1.1 Измерение проката колеса, глубина кольцевых выработок, ползуна (выбоины), навара

Все параметры, измеренные при помощи нониуса и вертикального движка, можно определить до десятичного значения.

-2

Целое число определяется по количеству полных делений на шкале вертикального движка до крайнего нижнего штриха нониуса.

-3

Для определения десятичного числа необходимо найти штрих нониуса, который совпал с любым делением вертикального движка, а затем пересчитать деления на нониусе, оказавшиеся внизу.

Способ измерения нониусом

-4

Вертикальным движком нониуса измеряется:

  • равномерный и неравномерный прокат
  • глубина кольцевых выработок, ползуна (выбоины), навара

Для измерения:

  1. Установите абсолютный шаблон на поверхность катания обода колеса.
  2. Уложите горизонтальную опору шаблона на вершину гребня.
  3. Прижмите вертикальную опору к внутренней грани колеса.
  4. Опустите движок до упора.
  5. Считайте показания.

1.1.1 Измерение равномерного и неравномерного проката

Измерение необходимо производить на расстоянии 70 мм от внутренней грани колеса. Для этого:

  1. Передвигая нониус, совместите его вертикальную риску с риской на основании шаблона.
  2. Выполните измерение.
Измерение равномерного проката производится в нескольких местах (не менее 3), равномерно расположенных по кругу катания.

Измерение неравномерного проката производится в месте повышенного видимого износа колеса, а также на расстоянии до 500 ± 50 мм в обе стороны от него.

Величина дефекта определяется как разность результатов этих измерений (из большего значения числа вычитается меньшее).

Пример-1-я точка – 4 мм, 2-я точка – 1 мм, 3-я точка – 2 мм,
4 мм – 1 мм = 3 мм

Запрещается эксплуатация колесных пар, имеющих:

-5
-6

1.1.2 Измерение глубины кольцевых выработок

Для измерения:

  1. Установите шаблон в месте дефекта.
  2. Передвиньте нониус и опустите вертикальный движок в месте наибольшей видимой глубины выработки.
  3. Считайте показания.
  4. Передвиньте нониус и опустите движок рядом с дефектом.
  5. Считайте показания.

Разность показаний определит глубину выработки.

Измерения производятся в местах наличия дефекта не менее 3 раз. За действительную величину принимается максимальное значение.

Запрещается

-7

эксплуатировать колесные пары с кольцевыми выработками на поверхности катания:

  • на уклоне 1/20 (у основания гребня) – более 1 мм (h1)
  • на уклоне 1/7 – более 2 мм (h2)
  • шириной более 15 мм (b)
При наличии кольцевых выработок на других участках поверхности катания, нормы их браковки такие же, как для расположенных у гребня.

1.1.3 Измерение ползуна (выбоины) и навара

Для измерения:

Сначала

  1. Установите шаблон в месте расположения дефекта.
  2. Передвиньте нониус и опустите движок в самое глубокое место дефекта (или высокое – для навара).
  3. Считайте показания.

Затем

  1. Передвиньте нониус и опустите движок рядом с дефектом.
  2. Считайте показания.

Разность показаний равна глубине дефекта.

Запрещается:

Ползун на поверхности катания колес

у всех вагонов более 1 мм.

  1. При обнаружении ползуна глубиной более 1 мм для грузового вагона или глубиной 1 мм, но не более 2 мм – для пассажирского, разрешается довести такой вагон без отцепки от поезда до ближайшего ПТО для смены колесных пар со скоростью не более:
    • пассажирский – 100 км/ч
    • грузовой – 70 км/ч
  2. При ползуне от 2 до 6 мм у всех вагонов – 15 км/ч (до ближайшей станции)
  3. При ползуне от 6 до 12 мм у всех вагонов – 10 км/ч (до ближайшей станции)
  4. При ползуне более 12 мм разрешается следование до ближайшей станции со скоростью 10 км/ч, при условии исключения возможности вращения колесной пары (с применением тормозных башмаков или ручного тормоза).

Навар:

  • у пассажирских вагонов – более 0,5 мм
  • у грузовых вагонов – более 1 мм

При обнаружении на промежуточной станции вагонов с колесными парами, имеющими навар более указанных размеров, порядок следования такой же, как при обнаружении ползуна.

1.2 Измерение толщины гребня

Измерение выполняется двумя способами:

  • браковочным вырезом (его глубина 18 мм и ширина 25 мм)
  • горизонтальным движком

1.2.1 Измерение браковочным вырезом

Если при визуальном осмотре выявлен гребень с большим износом, то в первую очередь его логично проверить браковочным вырезом.

Для этого наденьте вырез на гребень.

Если между вершиной гребня и горизонтальной гранью выреза имеется зазор, то толщина гребня на расстоянии 18 мм от вершины более 25 мм, колесная пара может эксплуатироваться без дополнительных измерений.

Если зазор отсутствует, то толщина гребня – менее 25 мм, и необходимо измерить ее более точным способом (горизонтальным движком).

-8

1.2.2 Точное измерение толщины гребня

-9

Для точного измерения толщины гребня:

  1. Установите шаблон таким же образом, как и при измерении вертикальным движком нониуса.
  2. Переместите движок до соприкосновения с поверхностью гребня.
  3. Считайте показания.
Измерения выполняется в 3 местах по длине окружности колеса.За действующую величину толщины гребня принимается минимальное значение.

Запрещается эксплуатировать колесные пары с толщиной гребня:

  • у пассажирских вагонов – более 33 и менее 25 мм
  • у грузовых вагонов – более 33 и менее 24 мм

2. Шаблон ВПГ (черт. Т 447.08.000 СБ)

-10

Новое колесо в месте перехода от поверхности катания к рабочей грани гребня первоначально имеет радиус (R) 15 мм.

Во время эксплуатации происходит износ гребня колеса, который меняет радиус перехода. Из-за этого возникает вертикальный подрез гребня. Он может привести к сходу вагонов при противошерстном движении по стрелочному переводу.

1 – упор 2 – движок 3 – винт крепления движка 4 – браковочная грань
1 – упор 2 – движок 3 – винт крепления движка 4 – браковочная грань

Для проверки данной неисправности применяется шаблон для измерения вертикального подреза гребня (ВПГ).

Способ измерения
Способ измерения

Для контроля вертикального подреза:

  1. Установите шаблон движком на поверхность катания, прижав упором на вертикальной части к внутренней грани обода колеса.
  2. Ослабьте крепление движка.
  3. Подведите движок по поверхности катания к рабочей грани гребня до упора в переходную часть.

Если шаблон браковочной гранью движка соприкасается с поверхностью гребня полностью или хотя бы до риски с отметкой 18, такую колесную пару нужно браковать.

Если между гребнем и браковочной гранью движка шаблона у отметки 18 имеется зазор, колесную пару не бракуют.

Измерение вертикального подреза гребня производится в нескольких местах (не менее 3), равномерно расположенных по кругу катания.

3. Толщиномер для измерения толщины обода колеса (черт. Т 447.07.000 СБ)

В ОАО «РЖД» запрещается эксплуатировать колесные пары, толщина обода колеса которых по кругу катания:

  • у грузовых вагонов – менее 22 мм
  • у пассажирских вагонов с максимально допустимой скоростью:
    • до 120 км/ч – менее 30 мм
    • от 121 до 140 км/ч – менее 35 мм
    • от 141 до 200 км/ч – менее 40 мм
Контроль выполняется на расстоянии 70 мм от внутренней грани обода колеса.
1 – линейка 2 – шкала линейки 3 – упор 4 – лапка 5 – движок 6 – шкала движка 7 – винт крепления движка 8 – ножка движка 9 – винт крепления ножки движка
1 – линейка 2 – шкала линейки 3 – упор 4 – лапка 5 – движок 6 – шкала движка 7 – винт крепления движка 8 – ножка движка 9 – винт крепления ножки движка

Для контроля данного параметра предназначен толщиномер для измерения толщины обода колеса.

Способ измерения
Способ измерения
  1. Если риска на ножке движка не совмещена с отмеченным на нем делением 70 мм, то перед измерением совместите их.
  2. Зацепив лапкой под кромку обода, прижмите упор линейки к внутренней грани обода колеса.
  3. Ослабьте винт крепления движка и подведите ножку движка к поверхности катания колеса.
  4. Закрепите движок винтом.
  5. Считайте показания по шкале линейки против риски движка.
Контроль выполняется в 3 местах, равномерно расположенных по кругу катания. За толщину обода принимается наименьшее значение измеренного параметра.
При наличии на колесе ползуна или выщербины, толщина обода контролируется в месте расположения дефекта.

Толщиномером можно измерить и глубину ползунов, выщербин, а также высоту наваров. Их размер соответствует разнице снятых показаний в месте дефекта и в месте, где его нет (снятых на одном и том же расстоянии от внутренней грани обода колеса).

4. Приспособление для установления зоны браковки остроконечного наката гребня Т 1436.000

Для колесных пар браковочным является остроконечный накат любой величины, находящийся в рабочей части гребня колеса в зоне 2 мм (а) от вершины гребня и 13 мм (б) от поверхности катания.

Он определяется приспособлением для установления зоны браковки остроконечного наката гребня Т 1436.000.

Острая кромка на вершине гребня, вне зоны рабочей грани, чаще всего не является эксплуатационным дефектом. Она классифицируется как наплыв и не подлежит браковке.
-15

Определение остроконечного наката гребня колеса

Для определения зоны браковки остроконечного наката:

  1. Установите приспособление с пазом на вершину гребня, прижав опору на вертикальном основании к внутренней грани обода колеса.
  2. Переместите движок с верхним упором до касания им гребня (предварительно ослабив стопорный винт).
  3. Закрепите стопорный винт.
  4. Опустите планку с нижним упором до поверхности катания и сместите нижний упор к гребню.
1 - опора 2 - паз для определения наплыва 3 - движок с верхним упором 4 - стопорный винт движка 5 - нижний упор 6 - стопорный винт нижнего упора 7 - планка 8 - стопорный винт планки
1 - опора 2 - паз для определения наплыва 3 - движок с верхним упором 4 - стопорный винт движка 5 - нижний упор 6 - стопорный винт нижнего упора 7 - планка 8 - стопорный винт планки

На рабочей грани гребня, которая находится в зоне между упорами, не должно быть остроконечного наката.

5. Кронциркуль

Для контроля параметров дефектов обода колеса, таких как:

  • местное уширение
  • откол наружной боковой поверхности
  • ширина обода колеса
-17

Способ измерения:

применяются кронциркуль и металлическая линейка
применяются кронциркуль и металлическая линейка
  1. Разведите концы кронциркуля.
  2. Приставьте и сведите их в месте измерения.
  3. Не разводя концы, перенесите кронциркуль к шкале металлической линейки.
  4. Считайте показания.

Контроль выполняется:

-19

1. Местного уширения обода колеса – в самой широкой части.

2. Откола наружной боковой поверхности – не менее 3 раз, а за действительную величину принимают минимальное значение.
2. Откола наружной боковой поверхности – не менее 3 раз, а за действительную величину принимают минимальное значение.
Ширины обода колеса – вне мест расположения маркировки колеса
Ширины обода колеса – вне мест расположения маркировки колеса

Запрещается эксплуатировать колесные пары с:

  1. Местным уширением обода колеса более 5 мм.

2. Отколом наружной грани обода колеса:

  • глубиной (по радиусу колеса) – более 10 мм
  • либо шириной оставшейся части обода – менее 120 мм
  • либо наличием трещин в поврежденном месте, распространяющихся вглубь металла

3. Шириной обода колеса менее 126 мм.