(Осия 3)
В этой главе завершается история супружеских отношений Осии. Чрезвычайная доброта пророка к своей жене-блуднице символизирует всепоглощающую любовь Бога к Израилю несмотря на его неверность.
МОЛЬБА БОГА, ПРОИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ
«И сказал мне Господь: "Иди ещё и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую, подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых, а они обращаются к другим богам и любят виноградные лепёшки их". И приобрёл я её себе за пятнадцать сребреников и за хомер ячменя и полхомера ячменя, и сказал ей: "Много дней оставайся у меня; не блуди, и не будь с другим; так же и я буду для тебя"» (Ос. 3:1–3).
Стих 1. Рассказ об Осии в этом стихе продолжается с того места, где он остановился в 1:9. Здесь, однако, рассказ ведется не от третьего лица, а от первого («И сказал мне Господь»). Непростое требование Бога к Осии требует глубокого анализа каждой из его основных частей.
Повеление: «Иди ещё и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую», заставляет задаться вопросом: кто была эта «женщина»? Хотя Гомерь не называется в этой главе по имени, почти несомненно, что это она была упоминающейся здесь «женщиной» или «женой» (НРП; РБО). Так как Бог сказал: «Иди ещё», похоже, что Он велит Осии повторить то, что он уже делал раньше (1:2). Осия однажды уже был женат на этой женщине, и Бог сказал ему, по сути, жениться на ней снова. Что случилось с момента рождения их детей? Похоже, что Гомерь, «любимая мужем», Осией, стала блудницей. Некоторые полагают, что второго и третьего ребенка Гомерь родила от другого мужчины или даже от двух разных мужчин. Очевидно, она оставила Осию (и предположительно, своих троих детей) и превратилась в наложницу и сексуальную рабыню другого мужчины (3:2). Еврейское слово, переведенное как «муж» (реа) буквально означает «друг». Хотя это слово может использоваться по отношению к мужу (Иер. 3:20), оно также может означать другого любовника (Иер. 3:1). В данном контексте Синодальная Библия переводит слово реа как «муж» этой женщины, подразумевая Осию. («Мужем» мог быть назван и другой мужчина, не Осия, если Гомерь была взята в наложницы). Однако в НРП и РБО это слово переводится просто как «другой» в смысле «другой мужчина», «любовник».
Фраза «подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых» продолжает аналогию. Велев Осии пойти и жениться на Гомери снова, Бог пояснил, что, поступив так, Осия будет олицетворять Божью любовь к Израилю. Если первоначальный брак Осии с проституткой должен был преподнести Израилю урок, то повторный брак с ней, после того как она оставила его ради прелюбодеяния, должен был тем более тронуть сердца израильтян.
Несмотря на то, что они обращаются к другим богам, Бог не перестает любить их. Господь любил Израиль даже тогда, когда народ был неверен Ему (см. Исх. 20:3). Хотя их дела огорчали, Он все равно хотел иметь отношения с ними.
Фраза «любят виноградные лепёшки их» указывает на то, что израильтянам нравилось идолослужение. В тех краях было распространено такое лакомство как спрессованный изюм в виде виноградных лепешек (2 Цар. 6:19; 1 Пар. 16:3). Женщины Иуды, похоже, использовали такие же лепешки для поклонения царице неба во время обрядов плодородия (Иер. 7:18; 44:17–19). Очевидно, израильтяне тоже использовали виноградные лепешки во время своих языческих праздников. Возможно, их считали афродизиаками (Песн. П. 2:5).
Стих 2. Осии, чтобы вернуть себе Гомерь, нужно было выкупить ее. Это говорит о том, что она стала рабыней или наложницей другого мужчины.
Не описывая подробно ее положение, Осия коротко пишет: «И приобрёл я её себе». «Приобрел» — от еврейского слова карах, которое также можно перевести как «менять» или «торговаться» (Иов. 6:27; 41:6). Договорившись о цене, Осия заплатил пятнадцать сребреников и еще добавил сельскохозяйственную продукцию («хомер ячменя и полхомера ячменя») — все это чтобы иметь законные права на Гомерь. Существует мнение, что общая цена, заплаченная за нее, могла равняться тридцати сиклям серебра, то есть цене раба согласно Закону (Исх. 21:32). Оно было оспорено утверждением, что заплаченная сумма была вдвое меньше.
Стих 3. Заплатив за нее, Осия привел Гомерь обратно домой, потребовав от нее оставаться с ним много дней. В течение всего этого времени она должна быть верной ему, своему мужу. Она не должна блудить. Осия также сказал: «И не будь с другим; так же и я буду для тебя».
В НРП переведено следующим образом: «И не должна ни с кем спать, и я буду поступать так же». Это указывает на то, что в качестве исправительной меры Гомерь должна быть лишена супружеских прав на время, что соответствовало тому, что «долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя» (3:4). Этот период времени послужит проверкой и доказательством верности Гомери, ее способности устоять перед искушением. Хейли полагает, что это условие означало, что она не будет по-настоящему его женой, пока ее верность не будет доказана: «Пока она не реабилитирует себя, она не будет для него женой, как и он для неё мужем; они не будут состоять в супружеских отношениях».
БУДУЩЕЕ ИЗРАИЛЯ
«Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя, и без князя, и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима. После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа, Бога своего, и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни» (Ос. 3:4, 5).
Стих 4. В заключение Осия указывает, что его отношения с Гомерью символизируют будущее Израиля. Народ Божий будет оставаться без царя и без князя, то есть без собственных политических правителей. Цари и князья развратились, и их настиг Божий суд (1:4; 5:1, 10; 7:3, 5; 8:4, 10; 10:15; 13:10, 11).
Народ также окажется «без жертвы, без жертвенника». Слово «жертва» (зебах) можно применить к жертве, приносимой Господу (6:6; 8:11–13; 9:4), но слово «жертвенник» (маццеба) относится только к поклонению другим богам (Исх. 23:24; Лев. 26:1). Стоячие камни, как например в Газере и Асоре, часто символизировали власть местного бога, а деревянные столбы Ашеры символизировали богиню плодородия (Втор. 7:5; 12:2, 3; 16:21, 22).
Какое-то время Израиль будет без ефода. Эту одежду носил первосвященник Израиля, в нее были вставлены урим и туммим, которые использовались для того, чтобы получать ответы Бога на конкретные вопросы (Исх. 28:30; 1 Цар. 28:6; 30:7, 8). Другими словами, народ Божий во время этого наказания не сможет приступать к Богу. Они лишатся своего терафима. На определенное время Израиль останется без своих правителей, без своих синкретических религиозных обрядов и без доступа к божественному наставлению.
Стих 5. В конце концов, «обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа, Бога своего, и будут благоговеть» пред Ним. Они познают благость Господа в последние дни. Текст согласуется с Божьим планом, открытым в Ос. 2: Бог накажет Свой народ, чтобы побудить его вернуться к Нему. Когда они вернутся, Он благословит их.
Основной смысл отрывка понятен, но возникают вопросы относительно его осуществления. Хотя бесспорно, что, когда народ был уведен в рабство ассирийцами, люди лишились своих правителей и своих религиозных обрядов, неясно при этом, когда закончился период лишения для народа. Внимания заслуживают две точки зрения.
Согласно распространенной точке зрения, период существования Израиля «без царя и без князя» будет продолжаться около семисот лет до прихода Иисуса Христа, Мессии. Затем, «в последние дни» (мессианский век), остаток Израиля обратится к «Давиду, царю своему», то есть к Мессии, Христу, который был потомком Давида. Если это правильное толкование, то фраза «сыны Израилевы», означающая приходящих к Мессии и благословленных Им, вероятно, указывает на «духовный Израиль», включающий как иудеев, так и язычников, которые приходят к Христу за спасением.
Другая точка зрения заключается в том, что фраза «долгое время... будут оставаться без царя, и без князя, и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима», означает годы пленения, которое претерпели оба царства. После этого иудеи вернулись в свою землю и обратились к Господу. Если смысл таков, тогда мы можем сказать, что они взыскали «Давида, царя своего», обратившись к Богу с просьбой поставить им угодных Ему правителей. Согласно такому толкованию, «последние дни» будут означать неопределенный период в будущем Израиля, когда Бог благословит Свой народ.
В контексте книги пророка Осии все время присутствует идея «Давида, царя их». Дэвид Хаббард составил следующий список случаев его упоминания: (1) воссоединение северного и южного царств под одним правителем (см. 1:11); (2) отказ Израиля от непостоянных династий (7:3–7; 8:4; 10:3); (3) отказ от союзов с другими народами, которые служили буфером для Израиля, так как сами они были политически слабы (7:8, 9, 11, 16); (4) непрерывность обещанного Давиду завета с Богом, который был нарушен Иеровоамом I и остальными северными царями.
Основной урок, который Бог хотел, чтобы народ уяснил для себя из отношений Осии и Гомери, заключался в том, что Бог любил Израиль несмотря на то, что эта дева была неверна Ему. Первый брак Осии с Гомерью был браком с проституткой; так и Израиль с самого начала своих отношений с Богом, был неверен Ему. После того как Осия женился на Гомери, она изменила ему. Тем не менее, Осия снова вернул ее себе, показав таким образом, что Бог по-прежнему любил израильтян даже после того, как они стали «прелюбодействовать», поклоняясь другим богам. Народ, впервые услышавший эту весть, должен был обрадоваться тому, что Господь все еще любит их и сможет простить их грех.
Кроме того, Бог через Осию сообщил, что из-за «блуда» народ израильский будет жить в изгнании.