Предыдущую главу читайте здесь.
«Бур», «Соло» – Центру»: «Мишель» сегодня в сообщении по электронной почте сообщил, что в скором времени планирует прилететь в Мапуту. Это означает, что он согласовал с военным министром вопрос о встрече с русскими саперами и имеет полномочия договариваться о помощи с разминированием территории ЦАР. В период пребывания «Мишеля» в Мапуту будет проведена его вербовка. Уровень отношений с «Буром» и заинтересованность в помощи по главному делу его жизни даёт основание полагать, что вербовка пройдет успешно. В дальнейшем агент будет использоваться для получения сведений высокой степени достоверности по обстановке в ЦАР и для решения на уровне руководства страны вопросов о расширении влияния России. После включения «Мишеля» в агентурную сеть «Бур» займется оперативной разработкой знакомого дипломата из Танзании, который передает информацию о планах иностранных государств по закреплению в стране и получению доступа к её полезным ископаемым. Предлагаю в дальнейшем использовать для него псевдоним «Дэвид». «Соло» установила доверительные отношения с женщиной, начальником отдела МИД Мозамбика. Работает над её втягиванием в агентурную деятельность и предлагает использовать для неё псевдоним «Санни». Информация от «Дэвида» и «Санни» направляется в Ваш адрес установленным порядком».
«Центр» – «Буру», «Соло»: работу по «Мишелю» и «Санни» утверждаем. В остальном полагаем, что не следует стремиться за количеством вербовок. Вы получили наши указания на этот счёт. Вербовки не смогут полностью отразить успех Ваших действий, который в Вашем случае в большей степени определяется значительным и разнообразным количеством информации от многих источников, притом, что не обязательно переводить их в разряд агентов. Указываем на то, что Вы можете и должны выступить с первичным анализом добытой информации. К полученным фактам обязательно прилагайте собственные комментарии к ним и трактовку, то есть становитесь кроме добытчика еще и аналитиком. Образно говоря, Вы можете выступать в качестве высококвалифицированного дипломата или журналиста-международника и давать свою оценку событиям, основываясь на достоверных фактах и информации, полученных от источников».
Штофферс с женой взяли за обыкновение прогуливаться по пустынным дорожкам городского ботанического сада.
В тот день они вполголоса обсуждали полученное сообщение из Москвы.
– Значит, «Мишель» и «Санни» нужны, а «Дэвид» – это уже перебор? – не переставал недовольно «пыхтеть» Тедди.
Мудрая супруга постаралась его остудить:
– Тебе же рекомендовали использовать нового объекта в качестве источника информации. Вот пусть он тебе и сообщает об активизации иностранцев и, главным образом, китайцев в Танзании.
– Вот именно! Мне кажется, что корень проблемы сейчас именно в китайцах. Наши вовсю стремятся улучшить отношения с Поднебесной, поэтому воздерживаются перебегать им дорогу в тех местах, где не исключено соперничество.
– В этом ты прав… В данный момент России не с руки становиться соперником Китая. Политически нецелесообразно. Да, и весовые категории разные. Когда-то Советский Союз на этом континенте действовал по-хозяйски и был принят во многих странах. Но времена СССР ушли, позиции его рухнули. Их активно занимает Китай.
Тэдди согласно кивнул, внимательно глядя на супругу, которая продолжила свою мысль:
– За ним сила, и это африканцы понимают. Однако здравомыслящие люди здесь видят и минусы в экспансии Пекина. Как раз недавно вела на эту тему беседу и выслушала от «Санни» интересные мысли. Китай, говорила она, проводя на континенте инвестиционную и кредитную политику, действует отнюдь не как благотворитель. В африканском экспертном сообществе появляется критическое отношение к китайцам. Например, финансовая помощь, кредиты, которые предоставляет Пекин, не всегда выгодны африканцам и, как правило, идут на закупку именно китайских товаров и технологий. К тому же Китай привозит в Африку собственную рабочую силу. Для африканцев, у которых весьма высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи, это не очень интересно. Наконец, вот еще – Китай часто применяет экологически грязные технологии добычи ресурсов, что наносит ущерб окружающей среде и местному населению. Африканцам отнюдь не нравится такой подход. Они с удовольствием принимают деньги от Китая, очень радуются, когда Китай развивает их промышленность и инфраструктуру, но опасаются попасть в полную экономическую зависимость к Пекину.
– Молодец «Санни»! Зрит в корень. Далеко пойдёт твоя толстушка.
– Не цепляйся к её внешности! У неё светлая голова!
– Ну, прости, прости! Не буду! Центр, видимо, собрал о ней информацию из разных источников и согласился с тобой в том, что у неё большие перспективы по линии МИД, поэтому утвердил продолжение работы с ней. Однако, возвращаясь к оценке деятельности Китая, можно добавить, что Пекин расценивает Африку, прежде всего, как источник сырья. Континент стал важным поставщиком углеводородов в Китай. Более того, китайцы разрабатывают и другие виды ископаемых, например, металлы, которые нужны для высокотехнологичных производств, включая оборонную промышленность. Китай мыслит стратегически и прежде всего прочего рассматривает Африку в качестве очень крупного рынка сбыта на перспективу.
Некоторое время супруги шли молча, размышляя над занимавшими их событиями. Первым нарушил молчание Тедди:
– СССР давал своим сторонникам кредиты, которые по сию пору не оплачены, и, скорее всего, останутся вечными долгами. России теперь, на мой взгляд, следует поступать более рационально. Не стоит соваться сюда даже с продажей оружия, хотя это – чуть ли не единственный козырь, с которого мы можем зайти. Но! Под продажу оружия африканские страны будут выпрашивать у нас кредиты, и мы вернёмся на тот же заколдованный круг. Оружие они получат, а с погашением кредитов торопиться не будут. Как говорится, «Плавали, знаем!». Значит, нужно двигаться другим путём. И наша комбинация с «Мишелем» – как раз начало этого пути. Российские военные специалисты начнут разминировать территорию ЦАР и закрепятся в стране. Потом туда следовало бы направить военный контингент, который подвинет французов. В правительстве ЦАР давно зреет недовольство французами, которые чувствуют себя благотворителями, хотя давно устранились от решения каких-либо проблем страны. А проблемы есть и помимо разминирования, например, борьба с повстанцами на севере. Российские военные взялись бы и за это дело, но не безвозмездно. В ЦАР имеются большие залежи урана, который необходим нашей атомной гражданской и военной промышленности. Москва должна потребовать в залог хотя бы акции госсектора в этой сфере. Французы этим пользуются, пора и нам воспользоваться!
– Но тогда мы перейдем дорожку французам, чего они нам не простят.
Тедди мысленно одобрил слова жены, которая почувствовала, что «Бур» вызывает огонь на себя, вслух же сказал:
– Время дряхлеющей Пятой республики в Центральной Африке уходит. Нам надо лишь помочь французам собрать вещи и убраться оттуда.
– Ладно, мой хороший. Воевать пока рано, пойдем домой, чтобы ты успел отправить в Центр всю добытую информацию, с теми выводами, которые мы сейчас наметили. Ты же теперь выступаешь как журналист-международник, – с улыбкой закончила она беседу.
«Да, уж, точно – моя толстушка», – ей вдруг вспомнились слова мужа. С руководителем азиатского отдела МИД Мозамбика Еленой Мабулой Ангела Штофферс познакомилась на торжественном рождественском приеме в посольстве Германии в Мапуту. Тедди, гражданина ФРГ, приглашали туда на праздники, его ценили как официального представителя германского Ай-Ти концерна и преуспевающего бизнесмена, не скупившегося на благотворительные пожертвования. Ангела, вступив с ним в официальный брак, тоже получала приглашения на торжества в посольстве. Вот где пригодились уроки светского этикета, полученные в «консерватории». На приёме в её поле зрения попала довольно полная для своего тридцатилетнего возраста, но весьма энергичная женщина, оказавшаяся сотрудницей МИДа.
Почти ровесницы, они быстро нашли общий язык и частенько встречались либо на вилле Штофферсов, куда Ангела приглашала новую подругу, либо в интернет-салоне, где Елене нравилось работать вместе с «продвинутой» пользовательницей, либо в модных кафе, куда они заглядывали в свободные минуты накоротке поговорить «о своём, о девичьем». Постепенно от обсуждения популярных тем в сети и новостей в мире моды, Ангела и Елена как серьезные и осведомленные в различных сферах люди, перешли к активному анализу событий международной политики и палитры политических взглядов государственных деятелей Африки. При этом Ангела старалась выстраивать беседу в таком направлении, чтобы впоследствии использовать полученные от собеседницы сведения для включения в доклады Центру. Некоторые составные части этих докладов без промедления оценивались Москвой как весьма важные.
В соответствии с профессиональной спецификой Елена Мабула вела речь, главным образом, об африканских связях Китая, Индии, Пакистана и других азиатских государств. Но в беседах зачастую находилось место обсуждению европейской политики, прежде всего Франции. Несомненно, эта тема также интересовала собеседницу.
Сама «Соло», размышляя о планах «Бура» начать конкурентную борьбу с французами за влияние в ЦАР, чутьём разведчика уловила, что он вступает на опасную тропу, идти по которой нелегалу вовсе не следовало бы по всем канонам искусства разведки. Вместе с тем она понимала, что муж не отступит от своих планов, и более того, догадывалась, что конфликт с французами уже произошел, хотя ни её, ни Центр он не ставил в известность. Зная твердость мужа в отстаивании собственных решений, она даже не собиралась открыто возражать, а тем более выносить свои сомнения на уровень Москвы. Но чувство беспокойства с тех пор навсегда поселилось в душе этой опытной женщины.
«Бур» тем временем готовился к вербовке «Мишеля». У разведчика ещё не было опыта проведения подобных агентурных мероприятий, поэтому вполне естественно он испытывал некоторое волнение и обоснованное желание провести его без сучка и задоринки.
До появления «Мишеля» в Мапуту оставался месяц – дата его прилета была конкретно указана в полученном сообщении. «Бур» запросил Центр о встрече с офицером, который будет решать вопрос о разминировании территории ЦАР российскими сапёрами. Несомненно, Центром учитывались все требования конспирации разведчика при организации этого контакта. При любых раскладах он должен оставаться всё тем же немцем Штофферсом, в данном случае выступающим посредником между африканским другом и русскими военными. «Бур» и начал беседу с русским офицером с указания того факта, что в столице ЦАР городе Банги ему принадлежит бизнес по продаже компьютеров и интернет-салон, поэтому безопасность в стране – непременное условие его процветания. Вышедший на встречу собеседник не говорил по-немецки, но вполне прилично владел английским языком, и им удалось согласовать все необходимые вопросы.
С дотошностью, выработанной за годы нелегальной работы в разведке, «Бур» выстроил цепочку действий, начиная от встречи с «Мишелем», потом непосредственно при вербовке и после неё вплоть до последнего момента пребывания гостя в Мапуту.
Событие, которого он ждал с внутренним волнением, наконец пришло. Помощник первого заместителя военного министра ЦАР прилетел в командировку один без начальства и сопровождающих, словно специально готовился провести как можно больше свободного времени в обществе своего друга Штофферса. Тедди встретил в аэропорту на собственном белом внедорожнике «тойота», который недавно появился в их семье. Ангела одобрила выбор мужа, но для себя предпочла удобный малогабаритный «ситроен».
На летном поле у трапа Тедди обнял друга, внимательно посмотрел на него и спросил:
– По-моему у тебя, Жорес, новые погоны? Или я ошибаюсь?
Багану широко улыбнулся обоими рядами белоснежных зубов и весело ответил:
– Разве от твоего внимания, Тедди, может что-нибудь укрыться? Конечно, погоны у меня новые, ведь я недавно получил очередное звание – капитана инженерных войск.
– Отлично, дружище! Рад за тебя! – сказал Штофферс и похлопал офицера по плечу.
– У меня есть интересное предложение, – сразу продолжил он, – думаю, тебе с дороги будет приятно нырнуть в океан. Поэтому, если не возражаешь, я отвезу тебя прямиком на пляж Понто д’Оуру в наш центр скуба-дайвинга. Что скажешь?
– Ну, что же, соглашусь с такой привлекательной идеей, снаряжение у меня с собой. Я ожидал такого развития событий. Надо только заехать в гостиницу, оставить вещи и переодеться в гражданское.
– Тогда поехали, не будем терять время!
На пляже Багану с наслаждением предался любимому хобби – погрузился у подводных скал и охотился на экзотических представителей подводного мира, живших своей жизнью, никакого внимания не обращавших на проплывавших аквалангистов. Неподалеку находился и Штофферс, посматривавший на часы, чтобы вовремя подать товарищу знак о том, что время истекает. По его убеждению, Жорес, «дорвавшись» после большого перерыва до классического дайвинга в лучшем клубе на континенте, мог позабыть, сколько кислорода остается в баллоне.
Выбравшись на деревянный пирс, они в удобных шезлонгах клубного бара лениво потягивали коктейли, перебрасываясь фразами, наслаждались отдыхом и спокойствием. Лишь на обратной дороге в город Багану поинтересовался, когда они смогут встретиться с русским сапёром и обсудить интересующий вопрос. Штофферс обстоятельно изложил план на ближайшие дни, в котором такое мероприятие как беседа с русским была назначена на послезавтра. При этом поинтересовался:
– Жорес, ты говоришь по-английски? Дело в том, что наш визави не силен во французском или португальском и может общаться лишь на английском.
– Да, незадача… Я сам в английском не больно силен. Что же, нам переводчика придется нанимать?
– Я смогу перевести вашу беседу с английского на французский и обратно, так что переводчик не потребуется. Дело-то конфиденциальное, не стоит посвящать в него посторонних лиц. Правильно?
– Тедди! В который раз ты меня выручаешь. Опять я твой должник!
В день важной встречи Штофферс удивил обоих, и вот как обстояло дело. Тедди и Жорес встретили русского у входа в известный ботанический сад. Познакомились, и пока шли по дорожкам почти не говорили, видимо собеседники полагали, что направляются к какому-нибудь укромному месту в саду, где можно спокойно обсудить вопросы без посторонних. Каково же было их изумление, когда они оказались на безлюдной лодочной станции, а Тедди предложил сесть в лодку и побеседовать во время прогулки по озеру.
– Вокруг нет никого, кто бы мог услышать наш разговор. Прошу, господа, садитесь в лодку, я буду грести и переводить.
Гости улыбнулись, удивленно пожали плечами и поочередно заняли места в корме прогулочной лодки. Штофферс оттолкнул её от пирса, сделал несколько сильных гребков веслами, и судёнышко устремилось к противоположному берегу, носом разрезая неподвижную водную гладь.
Между тем, собеседники, оценив удобство ситуации, начали обмен мнениями. Багану подробно изложил тяжелое положение своей страны, территория которой за десятилетия гражданской междоусобицы покрылась многочисленными минными полями, созданными противоборствующими сторонами. Русский специалист пообещал, что в Банги после принятия властями ЦАР решения будет направлено подразделение разминирования с комплектом боевой инженерной техники. Багану пригласил собеседника приехать в свою столицу на переговоры с военным министром и поднял важный вопрос о предполагаемой стоимости помощи русских военных, честно известив, что страна находится в затруднительном материальном положении. Сапёр ответил, что русская сторона не ставит вопрос об оплате валютой и готова получить расчёт акциями правительства в государственном секторе добывающей промышленности.
В этот момент Штофферс подумал, ну, вот, дошли до Господа мои слова. Значит дело пойдет в нужном направлении, раз Багану согласно кивнул.
Специалисты обсудили еще несколько технических вопросов, связанных с разминированием, и пришли к выводу, что тема беседы исчерпана. Тедди и Жорес предложили завершить успешные переговоры в хорошем ресторане. Но русский неожиданно отказался:
– Благодарю вас за лестное предложение, но принять его не могу. Во-первых, спешу на самолет, вечером нужно лететь к себе. Во-вторых, не хотелось бы афишировать нашу связь раньше времени. Начнем практическую работу в Банги, тогда и отметим сотрудничество.
Багану и Штофферс в отличие от гостя закончили день ужином в ресторане. Заодно определились с планом на завтра. Решили с утра отправиться на пляж Понто д’Оуру понырять с аквалангом. А вечером гость намеревался ехать в аэропорт, чтобы лететь в Банги. Тедди сознавал, что завтра ему предстоит самое сложное – вербовка. Он был готов к этому.
Спустя несколько дней, когда Багану улетел домой, Штофферс в деталях вспоминал тот день и всякий раз приходил к мысли, что вербовка прошла довольно-таки спокойно. В то утро после плавания в аквалангах они отдыхали на широком деревянном пирсе возле бара. Никого кроме них там не было, поэтому Тедди, продолжая разговор о будущем ЦАР, открыто поставил вербовочное предложение. Жорес выслушал спокойно и ответил, что многим обязан своему другу, поэтому готов сделать то, что он попросит. При этом с улыбкой добавил, что после вчерашних событий, когда в качестве места для конфиденциальной беседы с русским Тедди предложил сесть в лодку на пустынном озере, ему показалось, что такой дальновидный и внимательный человек как Штофферс, должен иметь отношение к спецслужбам.
– Ты чертовски проницательный человек, дружище, – ответил Тедди, и некоторая напряженность момента была снята.
В оставшееся до отлёта время они обсудили условия связи и те информационные задачи, которые необходимо решить. Затем распрощались, надеясь на скорую встречу.
«Бур», «Соло» – Центру»: вербовка «Мишеля» осуществлена успешно в соответствии с утвержденным планом. Агент готов выполнять поставленные руководителем задачи. Активно пошёл на контакт с военным специалистом из РФ по вопросу разминирования территории ЦАР. Подтвердил готовность оплаты работы российских сапёров акциями правительства в государственном секторе добывающей промышленности. Согласен с идеей размещения в стране российского воинского контингента. Его поддерживают высшие чины военного министерства страны. Считаю целесообразным закрепить достигнутые договоренности официальными действиями РФ в компетенции министерства обороны и МИД. По линии «Соло» продолжается работа по подготовке к вербовке «Санни».
И.Дроканов. А.Бондаренко
Все главы романа читайте здесь.
======================================================Желающие приобрести дилогию в одной книге "Одиссея капитан-лейтенанта Трёшникова" и её продолжение "Судьба нелегала Т." обращаться ok@balteco.spb.ru
======================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк и написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на канал. С нами весело и интересно!
======================================================