Per aspera ad astra
«Через усилие к победе», «через трудности к триумфу», «через тернии к звездам…»
Сложно найти афоризм, наиболее точно определяющий творческий путь Владимира Янтарева.
Его жизнь началась с борьбы. Будущий художник родился в Ленинграде в 1940 году. Придя в этот мир, он сразу попал на войну. Ребенку едва исполнился год, когда они с матерью оказались в эвакуации, где чудом выжили.
Когда возвращались в Ленинград, маленький Володя в поезде пел песни. Может быть неумело, может, и песни были простыми, но только соседей трогали до слез, и они щедро делились, чем могли. Кто-то дал кусок хлеба с маслом, а мальчик не понял, расстроился
- «Чем это вы хлеб испортили?»
- «Ешь, мальчик, это вкусно…»
В Ленинграде Владимира Янтарёва ждала жизнь суровая. Но ничто не помешало ему поступить в Среднюю художественную школу, а затем и на живописное отделение института им. Репина, где он учился с 1959 по 1964 год.
С 1970-х годов в его творчестве настойчиво звучит мотив сражения, борьбы, столкновения. Это и борьба за жизнь, и борьба с жизнью, и внутренняя непрекращающаяся борьба. Заглядывая вперед, можно найти в этом и стремление преодолеть оковы телесности, выйти в своем творчестве за пределы земного бытия.
В живописи Владимир Янтарёв полностью отдавался творческому поиску, не боялся ни экспериментов, ни критики, всегда оставлял для себя поле абсолютной свободы и опирался только на внутренние ориентиры, следовал за тем, что его увлекало.
Период увлечения мифологией и историей логично продолжился интересом к историческим личностям, что нашло отражение в серии портретов.
Ярко проявил себя он и в монументальном искусстве, работая в художественном фонде РСФСР и Комбинате живописно-оформительского искусства. По всей стране сохранились его мозаики, росписи, керамические панно и витражи.
Художественная ценность этих работ выше контекста. Это подтверждается и сейчас. В 2022 году началась реставрация монументального панно "Знамя революции" в г. Барнауле, которое было выполнено в 1983 году в мастерских Академии художеств СССР по эскизам Валерия Вышивайлова и Владимира Янтарева.
К 1975 году Владимир Янтарёв — уже официально признанный мастер, член Союза художников. Один из несомненных плюсов членства в Союзе художников — возможность получить мастерскую.
Мастерская на Чёрной речке стала для Владимира Янтарёва настоящим подарком. Здесь он проводил многие часы за работой, здесь же хранилась его огромная библиотека. На полках — множество книг, альбомов, и как маяки, белеют в них многочисленные закладки. В фокусе его внимания было многое: от первобытных рисунков, скифского искусства, лубка и иконописи до таких узкоспециализированных тем, как японское средневековое монументальное искусство или росписи петровского времени.
Погружаясь в свой внутренний мир, художник оставался очень отзывчив к окружающей действительности. На кризис 1990-х он отреагировал остро. В это время появляются картины-коллажи, которые выглядят как тяжелый страшный сон.
Выходом из кризиса и началом нового творческого витка для Владимира Янтарёва стал заказ на создание двух иконостасов, который он получил в конце 90-х. Первый — для молитвенной комнаты госпитальной хирургии I Ленинградского медицинского института им. акад. И.П. Павлова, второй — для церкви Казанской иконы Божьей Матери в г. Чудово Новгородской области.
За эту фундаментальную работу он был награжден орденом «Казачья Слава» и благодарностью Митрополита Новгородского и Старорусского Архиепископа Владыки Льва.
Интересно сравнить две картины, написанные с разницей в десять лет, повествующие о, казалось бы, разном, но столь схожие по колористическому и композиционному решению, что невольно приходит сравнение пути Христа и пути художника (листайте галерею).
По словам жены художника, Людмилы Янтаревой, работа над иконостасом очень его изменила. Суровый характер, в котором сквозило тяжелое детство и множество пройденных испытаний, стал смягчаться, отогреваясь не только земной, но и небесной любовью.
Соединяя духовные искания с художественно – пластическими, Владимир Янтарёв вышел на свою собственную творческую орбиту. Устремив помыслы к небесам, он заинтересовался космосом. В последнее десятилетие жизни художник закрылся в мастерской и напряженно работал.
В эти годы появляются удивительные работы, в которых соединяется весь опыт его исканий, сплавляется воедино современность, мифология, космология. Это картины – размышления о человеке в масштабе вселенной, о дальнейшем развитии и космической экспансии. Оперируя в творчестве понятиями "пространство, время, вечность", Владимир Янтарёв в двумерной плоскости холста обращается к абстракции, и в то же время экспериментирует в таких техниках, как мозаика, витраж, роспись на камне.
Трогательно и нежно смотрятся пейзажи и натюрморты, созданные в поздний период творчества. Словно совершая далекое путешествие в ледяной космос, художник возвращается домой, и новым взглядом, с любовью и теплотой смотрит на цветы, родную природу, любимых людей.
"Он писал до самого последнего дня. Еще утром он писал, а ночью он ушел..."– говорит Людмила Янтарёва, прошедшая не только рядом, но вместе со своим Владимиром непростой путь борьбы, исканий, познания, разделившая с художником земные радости, печали и упоение небесной красотой.
На мольберте стоит недописанная картина, та самая, над которой Владимир Янтерёв работал в последние часы жизни. Все-таки цветы...
Елена Долгушина