Найти в Дзене
Географ и глобус

Шойна — заполярный поселок, который заносит песком

«Рыбацкое село, умирающее под песком», «Поселение-призрак на берегу Белого моря», «Занесенные ветром», «Между небом и песком» — такие заголовки дают журналисты материалам о заполярном селе Шойна, стоящем у западной кромки полуострова Канин Нос, который отделяет Белое море от Баренцева. В статьях и фильмах выразительно рассказывают историю тихого русского апокалипсиса, главным действующим лицом которого является песок. Он заносит дома по самую крышу, а пара сотен жителей, которые остались в Шойне, тратят десятки тысяч в год, чтобы не оказаться погребенными заживо под незнающей пощады песчаной толщей. Образно, ярко, колоритно. И... неправда. Потому как Шойна — вовсе не Богом забытый поселок, где люди борются с природой за выживание, а вполне себе живой населенный пункт с необычным колоритом в виде песчаных дюн. Они действительно с трех сторон окружают Шойну, и перемещаясь под действием ветра, вплотную подбираются к домам. Но ничего экстремального жители в этом не видят — обычное неудобст
Оглавление

«Рыбацкое село, умирающее под песком», «Поселение-призрак на берегу Белого моря», «Занесенные ветром», «Между небом и песком» — такие заголовки дают журналисты материалам о заполярном селе Шойна, стоящем у западной кромки полуострова Канин Нос, который отделяет Белое море от Баренцева. В статьях и фильмах выразительно рассказывают историю тихого русского апокалипсиса, главным действующим лицом которого является песок. Он заносит дома по самую крышу, а пара сотен жителей, которые остались в Шойне, тратят десятки тысяч в год, чтобы не оказаться погребенными заживо под незнающей пощады песчаной толщей.

Образно, ярко, колоритно. И... неправда. Потому как Шойна — вовсе не Богом забытый поселок, где люди борются с природой за выживание, а вполне себе живой населенный пункт с необычным колоритом в виде песчаных дюн. Они действительно с трех сторон окружают Шойну, и перемещаясь под действием ветра, вплотную подбираются к домам. Но ничего экстремального жители в этом не видят — обычное неудобство, с которым вполне успешно справляется сельский трактор.

Село Шойна в Заполярном районе Ненецкого автономного округа
Село Шойна в Заполярном районе Ненецкого автономного округа

«Второй Мурманск»

Песок — это главная «изюминка» Шойны, достопримечательность, которой можно гордиться, и которой нет у других деревень. Именно он прославил Шойну и сделал ее туристическим объектом, на который приезжают люди, чтобы заняться сэндбордингом (езда на сноуборде по песчаным дюнам). Для туристов барханы на берегу Белого моря — диковинка, а для местных — часть жизни с 1940 годов.

Шойна на карте
Шойна на карте

История Шойны началась в 1930-х, когда в устье одноименной реки основали поселение несколько десятков рыбаков. Вскоре в Белом море обнаружили большие запасы промысловых рыб, и жизнь в Шойне стала прочно вставать на промышленные рельсы. В поселке построили три больших морских причала, крупный консервный завод, а плюсом к нему и кирпичный. Рядом возвели деревянные бараки, клуб, пекарню, школу, баню. В Шойне находилась база тралового флота, в ней самой жило около 2000 человек, а власти на перспективу называли село «вторым Мурманском», собираясь превратить его в крупный рыбный порт.

Туристические развлечения в Шойне
Туристические развлечения в Шойне

Быстро развившаяся Шойна угасла столь же стремительно. В середине 50-х годов запретили траловый лов тресковых в районе полуострова Канина, и с мечтами о «втором Мурманске» пришлось распрощаться. Сначала перевели в Мезень рыбоприемный пункт, потом приливом смыло консервный завод, а с середины 60-х Шойну вообще признали неперспективным населенным пунктом. Кое-как село держалось, но массовый отъезд населения в 80-х и экономический коллапс 90-х окончательно поставил на Шойне крест.

Шойна боролась с песком как могла и как умела/ © С. Максимишин, prophotos.ru
Шойна боролась с песком как могла и как умела/ © С. Максимишин, prophotos.ru

«Торчали одни трубы»

А что же с песком? Он появился в Шойне в конце 30-х, но особо не мешал: наметал дюну на берегу, еле слышно шуршал по улицам, забивался в обувь. На него не обращали внимание, как и на подвижность небольших барханчиков. Это сейчас жители Шойны называют их сопками, а тогда это были просто песчаные волны высотой, может быть, по голень взрослого человека. Откуда они взялись, никто не задумывался, да и всерьез их жители не воспринимали.

Песок пошел в наступление в 50-х годах, когда благополучие стало покидать Шойну. Первыми занесло три стоявших на побережье дома смотрителей маяка. Потом — дома на окраинах. Дальше песчаная гора «слизнула» заброшенную воинскую часть, свиноферму, пекарню, старые рыбные хранилища, накрыла причалы, рассыпалась по дровяным сараям, и поглотив два небольших тундровых озерца, двинулась на поселок.

Полузасыпанный песком дом в Шойне/ © batenka.ru
Полузасыпанный песком дом в Шойне/ © batenka.ru

«Наш дом был прямо под маяком, на побережье, как раз откуда наступал песок. — вспоминал в интервью РИА Новости местный житель Валентин Шарыпов. — При сильном ветре и за ночь барханы наносило. Утром мы откапывались, но дом получался будто в яме. Ветер подул — и к вечеру окна опять наполовину в песке. Зимой поверх барханов наметало еще и снег — торчали одни трубы. Тогда рыли проход».

В 70-х годах в Шойне в доме под песком погибла малютка — ее мать сильно запила и не смогла вовремя расчистить выход/ © С. Максимишин, prophotos.ru
В 70-х годах в Шойне в доме под песком погибла малютка — ее мать сильно запила и не смогла вовремя расчистить выход/ © С. Максимишин, prophotos.ru

Откапывались кто как мог и умел. Кто-то нанимал за бутылку водки тракториста из военной части, кто-то орудовал лопатами. Это уже в позднесоветское время в Шойне появился свой бульдозер, который стал регулярно освобождать дома от нанесенного песка. Есть он и сейчас, только работы у него убавилось — песок уже лет пятнадцать как перестал атаковать Шойну. Нет, он никуда не делся, и его по-прежнему полно на улицах. Он все также забивается в обувь, и ходить по мягкой поверхности с непривычки очень тяжело — быстро устают ноги. Просто движение «сопок» остановили растения, высокие плотные колосья которых похожи на овес. У них очень длинные корни, уходящие в толщу песка на два метра, и они вольготно себя чувствуют на вершинах дюн.

Только вот проблема — раньше песок свободно несло по Шойне, теперь же кусты колосьев задерживают его, наметая бархан. Новые растения прорастают поверх песка, бархан делается выше и уже никуда не уходит. Собственно, за это и полюбили Шойну туристы, которые катаются на доске по местным «сопкам», делая эффектные фотографии на фоне Белого моря.

Вот такие растения ограничивают наступление песка на Шойну/ © А. Адриянова, rgo.ru
Вот такие растения ограничивают наступление песка на Шойну/ © А. Адриянова, rgo.ru

Откуда песок?

Во многих статьях, описывающих «песчаный плен» Шойны, безапелляционно заявляется, что причиной появления песка стал траловый лов рыбы. Мол, суда выкорчевали со дна всю морскую растительность, и когда случался отлив, ветер гнал на поселок ничем не укрепленный донный песок, создавая дюны и барханы. Вторая версия — всю растительность, худо-бедно сдерживавшую песок, вытоптали козы местных жителей. Но эти гипотезы далеки от истины, хотя и частично принимались раньше учеными.

Лишь в 2022 году специалисты провели углубленное геолого-геоморфологическое исследование дюнного массива и выяснили, что в образовании песка повинна река Шойна, в месте впадения которой в Белое море и стоит поселок. Годами течение реки наносило песчаные отложения, и они в силу природных условий откладывались на левом берегу. При понижении относительного уровня моря песчаные дюны стали распространяться порывами ветра по прибрежной морской зоне.

Шойна в 2023 году/ © batenka.ru
Шойна в 2023 году/ © batenka.ru

Кладбищенская история

Но что козы, что придонные тралы, что причуды природы — шойнинцы не особо задумываются над причинами появления песка. Они уже давным-давно научились с ним жить и волнует он их не более, чем жителей городов оплата коммунальных услуг. Для людей это просто один из видов обязательного платежа — около трех тысяч в год за трактор, который по необходимости отгребет от стены дома нанесенный песок.

Дома в Шойне по самые окна уже давно не засыпает, хотя та часть деревни, на которую наступал песок в 60-х годах, осталась погребенная под ним. Южнее этих барханов расположено старое кладбище, и вот оно стало причиной единственного смятения в жизни шойнинцев. Дело в том, что когда песок начал засыпать погост (это случилось в конце 90-х), люди стали хоронить там же, но поверх — прямо в песок. Какое-то время все было нормально, но потом сопка начала отходить. Из-под песка показались раскуроченные гробы, поваленные кресты, разбросанные скелеты. Только в 2010-х возвращенные песком кости организованно собрали и перенесли на новое кладбище далеко в тундру.

Старое кладбище Щойны/ © А. Адриянова, rgo.ru
Старое кладбище Щойны/ © А. Адриянова, rgo.ru

Шойнинские будни

Как живет Шойна сейчас? Вполне нормально, по-простому, не жалуясь на быт и природу. Вода из колодцев или собственных скважин. Электричество круглосуточное от местной дизель-электростанции. Дрова и уголь для отопления завозят в навигацию. Есть собственная баня, ФАП, почта, пекарня, пара магазинов, клуб и гостиница «Хорошойна» для туристов и журналистов. Телевизор смотрят через тарелки «Триколора», связь через спутник от «Ростелекома». От него же дорогой (около трех тысяч) интернет.

Тротуар в Шойне — очень полезная и нужная штука/ © adm-schoyna.ru
Тротуар в Шойне — очень полезная и нужная штука/ © adm-schoyna.ru

Всего в Шойне живет 260 человек. Официальных безработных нет, да и откуда им взяться? Те, кто не работает в муниципальной сфере, живут на самообеспечении — ловят рыбу да собирают на продажу морошку в тундре. Связь с большой землей по воздуху — на окраине Шойны есть аэропорт, вполне типичный для любой сельской местности. Улететь можно в Нарьян-Мар (11 000 рублей) и в Архангельск. Наземной связи у Шойны с «материком» нет, разве что когда подморозит, можно прорваться по зимнику.

Шойнинский местный транспорт/ © batenka.ru
Шойнинский местный транспорт/ © batenka.ru

Главная достопримечательность Шойны — стоящий на окраине 32-метровый маяк, один из самых высоких на беломорском побережье, его печатают даже на архангельских открытках. В 2010-м маяк законсервировали, сократив смотрителя, а в 2023 году подключили вновь, уже в автоматическом режиме. Обслуживают его военные, чья часть находится в трех километрах от Шойны. Сейчас их специализация — радиотехническое обеспечение навигации, а раньше задача военных состояла в том, чтобы после пуска ракет «Космос» с Плесецкого космодрома находить в тундре и утилизировать упавшие ступени.

Шойнинский маяк — один из самых высоких на Беломорье
Шойнинский маяк — один из самых высоких на Беломорье

Из местного транспорта в Шойне квадроциклы, лихо рассекающие по песку, и снегоходы. На первых ездят в тундру за морошкой и утками, на вторых — за рыбой. Из развлечений — субботние дискотеки в местном ДК, на которые собирается довольно много молодежи.

В общем, никакого «песчаного плена» и «депрессивной провинции» — Шойна выглядит вполне бодрым поселком со своей туристической «фишкой», которая привлекает в нее редких путешественников. В планах местной администрации — расширить этот ручеек и превратить село в уникальный туристический объект, благо местные песчаные сопки с каждым годом становятся все выше и выше. Только вот получится ли?

В атаке песка на Шойну человек не повинен, чего не скажешь об уникальной пустыне на севере США. Вот ее-то образование — целиком и полностью результат безответственного и неграмотного отношения к природе 👇:

Неожиданная пустыня на севере США