Найти в Дзене
Максим Полянских

Роберт Шуман: Жизнь и творчество великого немецкого композитора.

Немецкий композитор Роберт Шуман хотел, чтобы «музыка исходила из глубин настоящего и была не только приятно забавной и красивой по звучанию, но и стремилась к чему-то еще». Уже одно это желание ярко отличает Роберта Шумана от многих композиторов его поколения, грешивших бессодержательным сочинительством. Шуман всеми силами боролся за прогресс в музыке. Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в очень немузыкальной семье. Его отцом был известный в Цвиккау книготорговец Фридрих Август Шуман, а сам он был младшим из пяти детей. С семи лет он брал уроки игры на фортепиано у органиста И. Куншты, импровизировал и сочинял. Первую смелую попытку Шуман предпринял в двенадцатилетнем возрасте, сочинив инструментальную и хоровую музыку к 150-му псалму. Это был смелый опыт, поскольку в то время он не имел ни малейшего представления о теории композиции. Его родители настояли на том, чтобы молодой человек стал адвокатом. В течение нескольких лет он упорно боролся за право следовать своему призванию. Чт
Оглавление

Жизнь и творчество

Немецкий композитор Роберт Шуман хотел, чтобы «музыка исходила из глубин настоящего и была не только приятно забавной и красивой по звучанию, но и стремилась к чему-то еще». Уже одно это желание ярко отличает Роберта Шумана от многих композиторов его поколения, грешивших бессодержательным сочинительством. Шуман всеми силами боролся за прогресс в музыке.

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в очень немузыкальной семье. Его отцом был известный в Цвиккау книготорговец Фридрих Август Шуман, а сам он был младшим из пяти детей. С семи лет он брал уроки игры на фортепиано у органиста И. Куншты, импровизировал и сочинял. Первую смелую попытку Шуман предпринял в двенадцатилетнем возрасте, сочинив инструментальную и хоровую музыку к 150-му псалму. Это был смелый опыт, поскольку в то время он не имел ни малейшего представления о теории композиции.

Его родители настояли на том, чтобы молодой человек стал адвокатом. В течение нескольких лет он упорно боролся за право следовать своему призванию. Чтобы удовлетворить мать и опекуна, Шуман занимался в Лейпциге юриспруденцией столько, сколько требовали его обязанности, но не больше, а может быть, даже меньше. Уже тогда он начал проявлять тягу к музыке. Он брал уроки игры на фортепиано у Фридриха Вика (отца Клары, его будущей жены). Его вдохновляли произведения Франца Шуберта, с которым он тогда впервые познакомился.

Поездка на каникулы в прекрасную Венецию в 1829 году заронила в его душу не одно семя будущих музыкальных цветов.

В следующем году Шуман отправился во Франкфурт-на-Майне, чтобы послушать Паганини. Несколько метких слов в его дневнике свидетельствуют о поэте, восхищавшемся красотой природы и искусства. После всех этих восторгов, конечно, было нелегко снова сесть за стол и, начав с первой главы «Пандектов», ломать голову над статьями о «разделении королевского права».

Важный шаг для гения

30 июня 1830 года Роберт наконец решился на важный шаг: он хотел посвятить себя музыке. Он написал длинное письмо матери, в котором сообщил о своих планах. Добрая женщина очень волновалась, так как сомневалась, что Роберт сможет «заработать на хлеб насущный» с помощью своего музыкального таланта. Однако она обратилась за советом к Вику, и когда тот поддержал план Роберта, его мать согласилась. Роберт переехал в Лейпциг и стал учеником и квартирантом Вика.

Но вскоре его судьба снова изменилась. Операция, которую Шуман перенес на правой руке, чтобы поскорее добиться беглой игры на фортепиано, оказалась губительной. Средний палец перестал функционировать; несмотря на медицинское лечение, рука навсегда осталась неспособной к игре на фортепиано. Шуману пришлось навсегда отказаться от желания стать пианистом. Но теперь он все больше времени стал уделять сочинению музыки.

Наконец Шуман решил всерьез заинтересоваться теорией музыкальной композиции. Он недолго брал уроки у музыкального руководителя Кунтша и завершил основательное изучение своего предмета под руководством Генриха Дорна. Его отношение к Вику по-прежнему оставалось самым лучшим. Необыкновенный музыкальный талант Клары Вик, которая в то время едва вышла из детского возраста, вызвал у Роберта живейший интерес, но его интересовал только ее талант.

В 1833 году в Лейпциг из Штутгарта приехал музыкант Шунке, с которым у Шумана завязалась почти химерическая дружба.

Он нашел музыкальную подругу в лице Генриетты Фохт, ученицы Людвига Бергера, но в это время его сердце принадлежало Эрне-стине фон Ф. из Аша в Богемии.

В конце 1833 года, как сообщал сам Шуман, «каждый вечер несколько человек, в основном молодые музыканты, собирались вместе как бы случайно; непосредственной целью этих встреч были обычные светские посиделки; тем не менее, происходил взаимный обмен мнениями о музыке, искусстве, в котором они остро нуждались». Далеко не блестящее состояние музыки в то время стало причиной того, что «однажды молодым, жаждущим умам пришло в голову не стоять сложа руки и наблюдать за этим упадком, а попытаться снова поднять поэзию и искусство».

Вместе с Фридрихом Виком, Людвигом Шунке и Юлиусом Кнорром Шуман основал журнал «Neue Musikalische Zeitung», который оказал большое влияние на развитие музыкального искусства в Германии. В течение многих лет он сам писал статьи для журнала под разными псевдонимами и боролся с так называемыми филистерами, то есть теми, кто задерживал развитие музыки своим узким кругозором и отсталостью. Как музыкальный критик он высоко оценивал значение Ф. Шопена, Г. Берлиоза, И. Брамса, которые были его современниками, и в то же время признавал огромное значение своих предшественников - И. С. Баха, Бетховена, Моцарта, Шуберта. Шуман был исключительным знатоком немецкой литературы.

Его активное изучение композиции принесло свои плоды. Шуман создал ряд интересных произведений. Среди них фортепианные циклы с небольшими пьесами или миниатюрами: «Шметтерлинги» (1831) и «Давидсбюндлер» (1837). Они, а также «Фантастические пьесы» (1837) и «Крейслериана» (1838) имеют программные названия, которые возникают в воображении композитора или указывают на литературную отсылку. Например, «Крейслериана» напоминает о творчестве немецкого композитора-романтика Э. А. Гофмана. В ней оживает лицо вдохновенного музыканта Фрица Крейслера, его мечты, грезы и видения. Крейслер, глубоко страдающий от филистерства в жизни и в искусстве, вступает с ним в мужественный поединок. Этот одинокий боец похож на самого Шумана.

В «Бабочках», одном из первых опубликованных произведений Шумана, перед нами возникает образ костюмированного бала, на котором, по замыслу композитора, встречаются герои из книги Й. П. Рихтера П. Рихтера «Годы юности». Это два брата (один мечтательный и задумчивый, другой порывистый и вспыльчивый) и девушка, в которую они оба влюблены.

Одно из самых оригинальных произведений Шумана - фортепианный цикл «Карнавал» (1835). В этих красочных, фантастических картинах воплощена большая часть жизни, страстей и мыслей молодого Шумана в период его творческого расцвета. Шуман обладал удивительной способностью изображать людей в музыке, одним штрихом передавать наиболее характерные черты внешности или настроения человека. Так происходит и в его «Карнавале», где фигуры под масками Пьеро и Арлекина, веселых бабочек или танцующих букв словно кружатся в стремительном танце или медленно проходят мимо, поглощенные своими мыслями. Вот современники композитора: знаменитый скрипач Н. Паганини и великий поэт-пианист Ф. Шопен. А вот Флорестан и Эусебиус. Так Шуман называл придуманных им героев, от имени которых он писал статьи о музыке. Флорестан всегда в движении, в полете, в танце, он остро и колко шутит, его язык горяч и порывист. Евсевий любит мечтать в одиночестве, говорит мягко, настойчиво.

Флорестан и Эусебиус, Шопен и Паганини, Кьярина (в этом обличье появляется Клара Вик) - члены союза, придуманного Шуманом. В конце «Карнавала» они поднимаются в «Марше братства Давида» против филистимлян, которым чуждо все новое и смелое в искусстве. Это самые яркие и жизнерадостные стороны его творчества.

Молодой Шуман
Молодой Шуман

Новизна и необычность музыки Шуманова наиболее ярко проявляется в фортепианных пьесах, написанных им в Лейпциге в 1830-е годы. Помимо уже упомянутых трех сонат (1835, 1833-1838, 1836), это Симфонические этюды (1834), Фантазия (1837) и Новеллы (1838). Шуман рассматривал фортепиано как инструмент для выражения чувств и настроений, навеянных эмоциональными переживаниями, а также природными явлениями или литературными сюжетами. Интерес Шумана к фортепиано был подогрет его счастливым браком с Кларой Вик, которая была известна как прекрасная пианистка. Именно для нее композитор написал чрезвычайно ценный Концерт для фортепиано с оркестром ля минор. Часто исполняемый Концерт для виолончели с оркестром ля минор и многочисленные произведения камерной музыки Шумана убедительно свидетельствуют о прогрессивной неоромантической ориентации композитора.

Таким образом, в 1830-е годы Шуман уже был автором многих оригинальных произведений, но композитору пришлось узнать, «что слава продвигается шагами карлика, а слава летит на крыльях бури». Для большинства любителей его произведения были слишком сложны и непонятны, для специализированных музыкантов они казались слишком эксцентричными, слишком отклоняющимися от традиции.

Мендельсон оказал огромное влияние на творчество Шумана. По его собственным словам, Шуман относился к нему «как к высокой горе», который «каждый день высказывал мысли, достойные оправы в золото». Шуман был очень многим обязан Мендельсону. Без него ему грозила бы опасность растратить свой необыкновенный талант на множество оригинальных музыкальных шуток.

Тем временем любовь Шумана к Эрнестине фон Ф. постепенно ослабевала и в конце концов угасла совсем. Клара уже стала взрослой девушкой, и Шуман не мог не заметить это очаровательное создание, наделенное необыкновенным музыкальным талантом. Клара стала для Шумана поэтическим идеалом, а поскольку она отвечала на его чувства взаимностью и они оба хотели прочных отношений, Шуману нужно было обеспечить себе средства к существованию.

Берегись Австрия

В 1838 году он решил поселиться в Вене и издавать там свой журнал. В октябре 1838 года композитор переехал в Вену, но вскоре понял, что Вена больше не является родиной немецкой классической музыки. В начале апреля 1839 года Шуман вернулся в Лейпциг.

Известный Шуман
Известный Шуман

Семейная жизнь композитора

1840 год стал поворотным в жизни Шумана. Лейпцигский университет присвоил ему звание доктора философии - звание, которое в Германии значило очень много. 12 сентября 1840 года Роберт женился на Кларе в церкви в Шёнфельде. Неудивительно, что именно в это счастливое время Роберт Шуман - мастер изображения чувств и настроений - создал циклы «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта», «Мирты» и другие.

После женитьбы Шуман творил с терпеливым усердием. К этому периоду относятся его самые удачные и красивые произведения, прежде всего Первая симфония и оратория «Пери и парадиз», премьера которой состоялась в Лейпциге 4 декабря 1843 года. Его жена, с ее восхитительной женской преданностью, старалась по возможности оградить его от всех мирских мелочей, от всего, что могло бы помешать или остановить его музыкальную деятельность или что она могла бы счесть недостойным внимания. Таким образом, она была посредником между мужем и практической жизнью.

-3

Почти единственной сферой деятельности, в которой он вырвался из замкнутого круга своей души, было преподавание в «Музыкальной школе для игры на фортепиано и партитах и упражнений в композиции», основанной в Лейпциге в 1843 году и руководимой Мендельсоном. Артистическое путешествие, которое он предпринял вместе с женой в Петербург и Москву в 1844 году, доставило им огромное удовольствие - везде их принимали с большим почетом. Чтобы иметь возможность полностью посвятить себя писательской деятельности, он передал редакцию «Новой газеты» своему бывшему сотруднику Освальду Лоренцу. Газета выполнила свое предназначение: она положила конец бездушной музыкальной продукции и легкомыслию в музыке и открыла дорогу художественному движению, проникнутому поэтическим духом и преследующему серьезные цели.

Шуман покинул Лейпциг и поселился в Дрездене. В 1844 году впервые проявились признаки его психического заболевания. Нервы композитора были совершенно расшатаны психической перегрузкой. Только в 1846 году он почувствовал себя достаточно хорошо, чтобы снова сочинять.

Он завершает одно из своих главных произведений - Вторую симфонию. Всего Шуман написал четыре симфонии, из которых особенно примечательны Первая, «Весенняя» (1841), и Четвертая, ре минор (1851).

Приятным развлечением стала артистическая поездка в Прагу и Вену в первые месяцы 1847 года. В том же году Шуман приступил к сочинению оперы «Женовева» (по сюжету знаменитой средневековой легенды о Женевьеве Брабантской). Шуман не стал популяризатором «Женевьевы». Его музыке не хватает того, что является решающим для оперы: живых, чувственных ощущений, сильных контрастов, ярких, резких красок.

Неизвестно, разозлил ли композитора холодный прием «Дженовевы», но эта неудача ничуть не замедлила его творческого порыва. Смущает лишь скорость, с которой он создавал одно великое произведение за другим, особенно начиная с 1849 года. Песни Шумана «К солнечному свету», «Весенняя ночь» и другие, написанные в этот период, стали необычайно популярны. Не успел мир ознакомиться с «Манфредом», как Шуман уже вновь появился с ораторией «Странствие розы», с музыкой на сюжет «Фауста», с увертюрами, симфониями, трио, бесчисленными песенниками, фортепианными пьесами и так далее. К этому периоду как нельзя лучше подходит метафора его любимого автора (в «Титане»): «Чрезмерный свет и блеск этого созвездия словно предвещает закат и последний день».

В музыке Шумана к трагедиям «Фауст» Вольфганга Гете и «Манфред» Джорджа Байрона, в революционных маршах, хорах и песнях «На смерть героя», «Солдат» и «Контрабандист» романтическая взволнованность, мечтательность и благоговение сочетаются с бунтарством и свободолюбивым духом. В дни революции 1848 года композитор записал в своем дневнике: «И так горько должны бороться люди за каплю свободы! Настанет ли время, когда все будут равны в своих правах?»

В 1850 году Шумана пригласили стать городским музыкальным директором в Дюссельдорфе. Великий композитор не всегда является хорошим дирижером, и наоборот. Шуман вообще не обладал качествами хорошего дирижера. Однако сам он был другого мнения. В Дюссельдорфе слишком рано произошел разлад, и осенью 1853 года все закончилось: контракт не был продлен. Это могло бы ранить душу Шумана, которая и без того была очень нежной и чувствительной, но он не показывал своих чувств, потому что был скрытным человеком.

Последним лучом надежды стала его поездка в Голландию в ноябре 1853 года, где его и Клару приняли «с радостью и почетом» во всех городах. Он был «поражен тем, что в Голландии его музыка стала для него почти дороже, чем на родине». Но в том же году болезненные симптомы стали проявляться вновь, а в начале 1854 года они вдруг проявились с еще большей силой. Смерть, последовавшая 29 июля 1856 года, положила конец этим страданиям.

Но, несмотря на печальную судьбу, мы можем считать Шумана счастливчиком. Он выполнил задачу всей своей жизни: Он оставил нам образец настоящего немецкого художника, исполненного честной прямоты, благородства и духовности. Когда люди будут говорить о своих величайших музыкальных поэтах, они будут вспоминать и имя Шумана.