За консультацией по вопросу распоряжения долевым имуществом обратилась 34-летняя Виктория С. из Ленинградской области.
По просьбе контактировавшего с ней юриста-партнера она подготовила для нашего блога подробный рассказ о ситуации.
Далее – описание с ее слов.
Сложные отношения с родственниками
Мы в браке с моим мужем Сергеем с 2011 года. Он на 5 лет старше меня, познакомились еще в ВУЗе.
Но вот семья его меня невзлюбила сразу. В основном из-за моих родственников. Я из дома сбежала в 16 лет, жила с теткой. Отец у меня трижды судимый, лишен родительских прав. Мать злоупотребляла алкоголем, отчимов мне водила по 2 в год новых. Короче ушла и забыла тот ад. Ни с кем не общаюсь. Отца не стало давно, мать даже не знаю где.
Но родня Сергея была уверена, что если у меня «такая наследственность», то и я такой же стану. Хотя алкоголь, курение и прочие пороки не перевариваю на дух, даже к паре банок пива, которыми иногда муж расслабляется, отношусь с негативом.
Это частности, конечно. Мать его занималась откровенным вредительском. Слала мне гадкие СМС. Подговаривала кого-то слать сообщения сыну, что я гуляю, изменяю и так далее. До смешного доходило, мы с ним вместе, а ему СМС приходит, что я сейчас где-то и с кем-то.
Отец его тоже в штыки меня принял. Он бывший сотрудник органов, для него что уголовники, что дети их одного поля ягода.
Мы дистанцировались от его родителей, проживали спокойно. Жили в квартире Сергея, ему принадлежала ½ завещанная ему бабушкой по отцу, вторая часть принадлежала его отцу. Но в плане жилья его отец нас не трогал. Пару раз заходил разговор за его долю, Сергей ясно дал понять – малейшие претензии и он избавится от своей доли по первой бросовой цене.
В 2017 году родился сын, а в 2018 году мы приобрели в ипотеку 3-комнатную квартиру.
Добрачное жилье Сергея никто нее трогал, он его сдавал. Часть аренды хотел выплачивать отцу. Но тот со временем успокоился, от денег отказался. Мол, твоя квартира, сам следи за ней, за коммуналкой, за жильцами. Ему ничего не надо.
А вот его мать никак не могла успокоиться. Даже после рождения внука она откровенно пакостила. Распространяла слухи, что ребенок нагулян. Что я изменяю. Что Сергей тоже гуляет.
Он несколько раз в жесткой форме просил ее так не делать, разговаривал с отцом, угрожал полицией даже. Не жизнь, а сплошная драма.
В 2020 году отец Сергея заболел и матери стало не до отравления нашей жизни. Через год его не стало.
Наследство оказалось переписано все на мать Сергея еще несколько лет назад, на пике нашего конфликта. Хотя отец никакого негатива не высказывал в мой адрес уже долгое время.
Сын пытался поговорить с матерью, предлагал ей выкупить долю в квартире, где мы раньше жили – вырученные средства бы он потратил на погашение ипотеки. Но нет, мать совсем «поехала» в своей агрессии. Выгнала арендаторов оттуда, запретила сдавать даже за 50% от аренды.
- Ты с этой квартиры своей *матом на меня* ипотеку гасишь! Чем быстрее по миру пойдете, тем лучше! – дословно сказала она. Очень ее бесило, что у нас ипотечная квартира по 1/2 записана.
Ну и мы сошлись во мнении, что это все же деменция. Пусть и ей всего 65 лет, но уже явно неадекватное поведение!
Где мои деньги?!
От отца осталось около 5 млн. на счете, нежилое помещение и машина. И помещение, и машину свекровь вскоре продала, стала жить на проценты. Жила в 3-комнатной квартире, которой владела полностью. Почему там не было доли сына? А он сразу после 18-летия отказался от нее под давлением матери.
Я шутила, быть может он у них приемный? Ну невозможно настолько ненавидеть собственного ребенка. Пусть мать и прикрывалась ненавистью ко мне, но ведь вредила она своему сыну.
В начале 2024 года свекровь стала жертвой мошенников. Отдала им всё до копейки. Продала квартиру и передала вырученные средства. Почти 12 млн. рублей подарила врагам нашей Родины по своей глупости.
Естественно, ничего и никто не нашел, не вернул. На оставшиеся деньги (400 тысяч заблокировал банк) наняла юриста, пытается отсудить сделку продажи квартиры, но шансов нет. Там молодая семья с 2 детьми. Знать не знали о подставе такой, никто у них квартиру не отберет. Сама же продавала свекровь…
И вот она теперь давит сына, что он должен ей уступить свою ½. Ведь она лишилась жилья.
А Сергей пошел на принцип. Уж очень ему она жизнь отравила.
- Давай продадим ее, пополам поделим, тебе на студию хватит. Большего и не надо. Я свою долю ни дарить, ни отдавать не буду! Я просил тебя выкупить ее, по низкой цене, деньги были. Ты что сказала? Чтоб мы побыстрее по миру пошли?! Вот сама туда теперь иди! – орал он.
Конфликт на пике. Мать изображает сердечные приступы, картинно ночует в подъезде, стучится к соседям и плачет, что ее сын не пускает. Я взяла у него ключи, пустила в квартиру.
Сергей на нервах, сказал, что продаст свою долю за копейки, чтобы мать потом выселили. Я пытаюсь объяснить ей, что лучше продать жилье за нормальные деньги и поделить спокойно. С Сергеем она не договорится. Он не простит ее.
Какие доводы можно еще ей довести?
Комментирует юрист
По предоставленным Викторией контактам юрист связался со свекровью и описал ей возможные перспективы.
Самый ожидаемый вариант – это продажа доли Сергеем значительно ниже рыночной стоимости, последующее подселение к ней «профессиональных рейдеров», которые вынудят ее продать свою долю за копейки.
Квартира, приблизительно, стоит 7 млн. рублей. Сергей ½ продаст не дороже 1.5-2 млн. с таким «грузом». А нужные люди затем свекровь заставят продать свою долю уже не дороже 1-1,5 млн. Что она приобретет за 1 млн. Ничего!
При рыночной продаже за 3.5 млн. вполне можно приобрести скромную студию для спокойной, самостоятельной жизни.
Предварительно, доводы от юриста с яркими примерами дошли до свекрови Виктории и она обещала подумать. Возможно, жилищный конфликт будет разрешен.
Читайте еще по теме:
Особое мнение*: юрист по семейным делам Елена Разящая
В данном случае вовсе не юридический конфликт, а поданная остывшей месть со стороны Сергея. Возможно внешне это и выглядит некрасиво, ведь здоровый взрослый сын воюет с несчастной старушкой. Но представляя тот объем грязи, ненависти, который посеяла эта «старушка» я не могу его осуждать.
В данном случае он еще поступает по совести, предлагая просто продать эту квартиру и поровну поделить деньги. Это хорошее предложение, когда речь идет о конфликте долевых собственников. И его нужно принимать, если свекровь не хочется остаться и без денег, и без жилья. Противостоять тем, кто профессионально «подводит к идее» о продаже своей доли – это не невестку матом крыть. Там другие люди и другая подготовка.
*особое мнение может не совпадать с позицией редакторов, юристов блога.