При улучшении жилья выяснились очень неприятные обстоятельства, поставившие крест на нормальной семейной жизни.
Распоряжение принадлежащим имуществом – гарантированное ГК РФ право каждого собственника. Но что делать, если при попытках реализовать это право выясняются неожиданные обстоятельства?
За помощью к юристам обратилась Альбина Н., оказавшаяся заложницей собственной доверчивости.
Ее ситуацию поведал юрист, оказавший консультационную и иную помощь. Имена и некоторые данные изменены в целях конфиденциальности сторон.
Вкладывали как в свою
Альбина и ее будущий муж Сергей сошлись в 2014 году. Она стала жить в его квартире, про которую он пару раз говорил, что «подарена мамой».
На момент вселения на площадь мужа однокомнатная квартира (правда, весьма просторная – 37 кв.м.) представляла собой удручающее зрелище со старым, 15-летней давности ремонтом и полным отсутствием минимально-необходимый бытовой техники.
В 2015 году молодые поженились и принялись налаживать быт.
Сергей на тот момент свадьбы работал в бюджетной организации, получая откровенно скромную заработную плату около 25-30 тыс. рублей.
Альбина же хоть и была из простой семьи, но все равно поняла – мужа надо «растить» самой. Через полгода ей удалось убедить Сергея оставить бюджетную работу. Она помогла ему устроиться управляющим торгового центра, принадлежавшего близкому родственнику Альбины.
Сама же Альбина занималась продажей различных изделий ручной работы, скупая их по всей стране и реализуя как через Интернет-магазин, так и через реальную точку – в том же самом ТРЦ, куда устроила Сергея. В дальнейшем так же продолжила работу и на маркетплейсах. Сергей активно помогал жене в ее бизнесе, параллельно осваивая продажу товаров с различными принтами.
В будущем дела пошли вверх, за последующие 5 лет квартира была основательно отремонтирована по всем канонам комфортной жизни – теплые полы, капитальный ремонт, новая встраиваемая мебель и сантехника. Рыночная стоимость жилья увеличилась минимум в полтора раза.
И вот подвернулся очень интересный вариант – трешка в очень удобном районе, продается срочно. С шикарным ремонтом, буквально «заходи и живи».
А так как Альбина была беременна – они с мужем решили продать квартиру, добавить денег за счет небольшой ипотечной суммы и расширить жилплощадь.
Читайте еще:
Мама все предусмотрела…
Вот тут то и выяснилось, что квартира оформлена по ½ на Сергея и его мать. Альбина документов на нее никогда не видела, во всех же квитанциях значился только Сергей как владелец.
Это был шок. Отношения со свекровью ранее были нейтральные, но обострились после того, как Альбина «испортила карьеру мальчику», выдернув его с организации, куда, якобы, по большому блату, оказывается, он был устроен мамой за «хороший взнос».
Объяснения, что почти 30-летнему парню работать в Москве за 30-35 тысяч рублей - это позор, не принимались. Мать была уверена, что вот к 40-50 годам добьется руководящего поста, это же БЮДЖЕТНОЕ учреждение, там все медленно, но стабильно! Станет начальником, обрастет связями.
Альбина тогда цинично поинтересовалась, какой смысл 20 лет ждать должности начальника, если он там и сейчас больше 50 тыс. не зарабатывает.
Видимо на фоне этого скандала свекровь продавать свою долю отказалась, что едва не привело к расколу семьи: ведь за все эти годы муж ни разу не сказал, что мама юридически имеет на эту квартиру что-то кроме гордости «мною подарено».
Да и не ей оно подарено, как оказалось – квартира была куплена за счет средств, вырученных от продажи небольшой фирмы, оставшейся после смерти отца.
18-летнему Сергею тогда было не до юридических тонкостей, на наследство он не претендовал, а мама была уверена – раз она «подарила», то она вправе и решать судьбу недвижимости.
Что делать?
Юристы, признаться, были несколько обескуражены ситуацией.
При разводе Альбина могла бы добиться раздела ½ доли мужа по ¼ на каждого супруга, доказав значительное увеличение стоимости жилья за счет совместных вложений. Шансы небольшие, но есть.
Но развод, к счастью, отложился, сын сам осознал все коварство своей матери и стал активно пытаться решать возникшую проблему.
Но единственным решением, к которому все пришли, была лишь продажа ½ доли в квартире. Мать категорически отказалась продавать жилье совместно.
Читайте по теме:
Да, в таком раскладе семья будет вынуждена взять большую сумму в ипотеку, однако это единственное, что можно по закону сделать в этой ситуации.
По нормам ГК РФ (ст. 250) при продаже доли в общей долевой собственности требуется известить других участников собственности и предложить им в первоочередном порядке купить долю.
Квартира была оценена в 6.5 млн. рублей, с учетом обременения в виде вредной старушки (которая там, к счастью, хотя бы не прописана), цена была сброшена до 5 млн. и ½ доли за 2.5 млн. предложена к покупке матери Сергея.
Разумеется, она отказалась, проигнорировав письмо, после чего квартира была выставлена на продажу. Вопреки ожиданиям – пользуется интересом среди мигрантов.
В дальнейшем свекровь ждет очень неприятная ситуация, когда она станет совладельцем квартиры с посторонним человеком, с которым через суд придется и определять порядок пользования жильем, и согласовывать каждый чих.
Альтернативный вариант предложил Сергей: сдать квартиру в аренду.
Не подходит. Так как для официальной сдачи жилья потребуется согласие собственников, которое так же мать не даст. А неофициально стоит быть готовым к судебным тяжбам в любой момент.
В данном случае наиболее разумно избавиться от «токсичного» актива, которым невозможно управлять.