Найти в Дзене

Как выбрать психолога: разбираемся с помощью спиральной динамики

Оглавление

Выбор специалиста в любой сфере - дело не из простых. Почему? Ведь на сайте (или в анкете) перечислены образование, сертификаты и отзывы… Но кто-то пойдёт к "дипломированному" специалисту, а другой выберет "психолога по призванию".

А что важно конкретно для вас?

Ответ поможет найти спиральная динамика, теория, которая объясняет, как меняются наши ценности и мотивация.

Что такое спиральная динамика?

- это модель развития человеческого сознания, созданная Клэром Грейвзом. Она описывает уровни ценностей, которые последовательно проходят люди, компании и даже общества.

Вот эти уровни:

  • Бежевый: уровень базовых инстинктов, выживания.
  • Фиолетовый: традиции и родственные связи.
  • Красный: сила и власть, превосходство, доминирование.
  • Синий: порядок и правила.
  • Оранжевый: успех и достижения, амбиции.
  • Зелёный: забота, эмпатия, поддерживающая среда, общение.
  • Жёлтый и бирюзовый: системное мышление, креативность, глобальное восприятие.
Ресурс: habrastorage.org
Ресурс: habrastorage.org

Так работает реклама

Теория спиральной динамики претерпела ряд интерпретаций и дополнений учениками Грейвза, и это позволило успешно применять её в бизнесе, социологии, политике. Мы же рассмотрим спиральную динамику в контексте рекламы товаров и услуг.

Спираль показывает, как ценности и мотивация людей или групп меняются в зависимости от условий жизни, социальных обстоятельств, места и времени, а также способностей. Понимая это — можно понять, как лучше взаимодействовать с аудиторией и какие услуги ей лучше предлагать.

Как это связано с выбором психолога?

Чтобы реклама "зацепила" целевую аудиторию, нужно, чтобы она была сформулирована на языке её ценностей.

Давайте разбираться на примерах.

Например, в анкете специалиста указано следующее:

Дипломированный специалист
Сертифицирован по методу Х
Член профессиональной ассоциации Y

Такие формулировки ориентированы на синий уровень, где ценятся порядок, официальный статус и правила. Люди с такими ценностями ищут профессионалов, способных подтвердить свою квалификацию соответствующим дипломом.

Для аудитории на оранжевом уровне, ориентированной больше на гарантии результата, "сухое" перечисление дипломов воспринимается, скорее, как "формализм".

Следующая формулировка:

Психолог "по призванию"
Внимательно отношусь к запросам клиента, уважаю его точку зрения

Это - прямое обращение к зелёному уровню, где главные ценности — искренность, эмпатия и забота. Такой подход привлекает людей, которым необходим не формальный специалист, а душевный "проводник", который воспринимает клиента как равного. Но у людей с синего уровня такой подход может вызвать вопросы: "А профильное образование у специалиста есть?" и "Разве психолог не должен направлять клиента?"

Стаж 25 лет, помог 5 000 клиентам

Такая фраза нацелена на оранжевых людей, ориентированных на достижения, и они увидят в этой рекламе опыт работы и внушительную карьеру за плечами.

У других уровней, наоборот, такая формулировка может вызвать скепсис и подозрения, что специалист был ранее сотрудником какой-нибудь кадровой службы, а непосредственно психологической практикой занимался недолго.

Первая консультация бесплатно!
Скидка только сегодня!

Для красного уровня это — шанс "ухватить" выгодное предложение, а для "оранжевого" — протестировать услугу без риска. Однако для "зеленых" - бесплатная услуга вызовет сомнения в её ценности, а для "синего" - создаст образ "голодающего" специалиста, готового на всё, лишь бы привлечь внимание и клиентов.

Работаю быстро. Не копаюсь в детстве.

Оранжевый уровень: "Идеально! Быстро, эффективно, без лишних разговоров".

Зелёный уровень: "А как же проработка детства? Проблема моя формировалась не один день!"

Работаю бережно, мягко
  • Зелёный уровень: "Идеально! Эмпатия и экологичный подход!"
  • Красный уровень воспримет такую рекламу как демонстрацию слабости. "Что значит мягко? Со мной не надо сюсюкаться! Мне нужны решения!".

Как выбрать "своего" специалиста?

Если вы ищете психолога, задайте себе несколько вопросов:

  • Что для вас важнее: дипломы или умение слушать?
  • Нужны ли вам гарантии быстрого результата или нужна поддержка (в решении проблемы, преодолении чего-либо и т.д.)?

Но самое главное условие - это доверие и хороший контакт с психологом. Поэтому ищите того, кто придётся вам по душе!

А что важно именно для вас? Пишите в комментариях! ✍