Итак, друзья, мы остановились на том (это я как трубку раскурила неспешно и откинулась на спинку высокого кресла "с ушками") мы побывали в гостях у губернатора. Его, правда, уж нет... того, которому дом предназначался. Но напомню вам, что искусство отныне принадлежит народу и покажу билетики:
Не то, что бы я такая уж любительница музеев, но... я хотела пойти в музей Врубеля с картинами, но... он оказался закрыт в тот день из-за мероприятия. Пришлось идти в сибирский Эрмитаж на две выставки, т.к. я уже освободила на это первую половину дня и... всё равно бы никуда не успела (это перед соревнованиями было, поэтому примерно прикидывала возможности... никуда далеко из центра бы не ушла уже).
Но это уже было в другие дни, а в тот день, что мы ходили в дом губернатора:
Прошла мимо Либеров-центра, но искусства на сегодня уже было достаточно:)
Либеров Алексей Николаевич - это советский и российский художник омский, сейчас покажу картину, которая мне нравится:
А домик со шпилем до боли напоминает наш - иркутский. На углу Марата и Большевистского переулка... но, пожалуй, здешний красивее!..
Это жилой дом Александра Соломоновича Кабалкина (ул. Думская, 3)- известного юриста, присяжного поверенного. Дом в стиле модерн построен в 1911 году, имел территорию с парадным въездом, двор, вымощенный плитами. Дом был оснащен по последнему слову техники: отопление, электричество, водопровод, канализация, телефон. В этом доме присяжный поверенный не только жил со своей семьей, но и принимал клиентов, а на первом, кажется, этаже располагалась врачебная практика его сестры и двоюродного брата... В 1928 году здание было национализировано и отдано под жилые помещения (коммуналку, короче). в 40-ые и 50-ые тут было общежитие Омского драматического театра, а потом - Межсоюзный Дом самодеятельного творчества. Понятно, что за время использования (активного!) здания были утрачена часть украшений фасада, была снесена ограда, окружавшая сад вокруг здания...
Но с 1994 года в здании располагается государственный областной художественный музей Либеров-центр и... по-моему, дом на Думской выглядит чудесно, особенно забавно на контрасте с модернизом напротив;)
Да, надо выложить фото такое, чтобы все, во-первых, сразу узнали, а во-вторых... я так всё же не сниму, да:
Когда, кстати, я рассматривала фотографии Омска, то думала: - что там смотреть? всё современное - капром и капут полный... но потом вспомнила, что Иркутск тоже сверху так выглядит - только современные ж дома видны... поэтому ощущение абсолютного новодела, если смотреть поверхностно.
Все сокровища скрыты в российских городах внутри. Во многих ещё и запрятаны под землю!.. Это я про метрополитен, если что:)
Зачем я ходила по Думской улице и окрестностям?
Откровенно говоря - подкрепиться в вегетарианское кафе. В Иркутске я его не сильно жалую в соотношении цена-качество, в Ангарске - очень люблю. В Омске получилось... ну, что-то среднее:
Подкрепившись (особенно я напирала на имбирный чай), решила идти в центр изучения гражданской войны, посмотрев его часы работы...
Мимо таких вот симпатичных домиков по улице Броз Тито:
Вообще это одна из центральных улиц, поэтому там есть контрасты, которые, впрочем, меня не смущают, ибо первой линией оставлены вот такие домички:
А "вторым" этажом пусть себе идёт современное наследие капитализма:
Да, почему такие фото? - снегопад прекратился, но я ж не брала с собой фотоаппарат... да и закоченевшими пальцами проще было фотать на "тапок". Дело в том, что снег перестал идти, но метель никуда не делась, и ветер меня просто носил туда-сюда по улицам... потом опять пошёл снег, но это уже было совсем вечером.
Мы здесь уже шли, но с фасадной, парадной стороны:
Мы видим дома тридцатых годов и... подходим к старому фонду, где располагается один из самых фешенебельных и неоднозначных ресторанов города - Колчак:
Потом только поняла, что не в Говинде надо было штаны просиживать, а тут что-нибудь лёгкое съесть и выпить кофе, но меня пафосный вид спугнул:) кроме того, в первые дни тычешься наугад и... сейчас я примерно поняла, что в Омске не надо тушеваться - заходи в дорогие места и не дрейфь. Там порой почему-то выходит чек приемлемый, а в заведениях, которые позиционировали себя бюджетными - нет:
Сегодня, вот, в такое место сходим в Омске, но позже...
Здание новодел (2006-ой год), но пышно, красиво!.. и цитаты у памятника очень подходящие...
„Лучший сын России погиб страшной, насильственной смертью. Великая душа — твердая, чистая и любящая — испытала, прежде чем расстаться с телом, те крестные муки, о которых даже догадываться не смеет человек, не отмеченный Богом для высшего самоотречения <...>. Будет ли для нас священно то место, где навсегда смежились эти суровые и страдальческие глаза, с их взглядом смертельно раненного орла? Или — притерпевшиеся к запаху крови, все равно, будь это даже кровь великомученика, равнодушные ко всему на свете, кроме собственного сна и пищеварения, трусливые, растерянные и неблагодарные — мы совсем утратили способность благоговеть перед подвигом <...> и расчетливо преклоняемся только перед успехом, сулящим нам еду и покой?“ Когда-нибудь, очнувшись, Россия воздвигнет ему памятник, достойный его святой любви к Родине»
Александр Куприн,
(Куприн, конечно, тоже противоречивым человеком был, но... тогда, наверное, ему правда так казалось. Напоминаю, что Куприн так-то вернулся из эмиграции в Советский Союз)
Мы же идём в оснобняк купца Батюшкина - на самом берегу Иртыша. Там жил и работал Верховный правитель России в 1919-ом году:
Подумала, что нет смысла самой пытаться пересказать то, что помню из центра изучения гражданской войны, а статьи по архитектуре уже написаны - и хорошие!..
Здание красивое, экскурсовод очень хорошая, но экспозиция показалась несколько скудной и... в общем, поняла, что надо читать о гражданской войне периода Омска как ставки Колчака, ибо я вполне предсказуемо знаю лишь иркутский период - финальный. И в центре на экскурсии (я не ходила, но вынужденно слушала) тоже в основном говорят о личности Александра Васильевича, а не о войне и о положении на фронте тогда. Мне бы, пожалуй, интереснее было послушать последнее...
Особняк Батюшкина был буквально набит батюшками в рясах и в крестах, которые привели молодых, крупных и круглицых (простите, но их очень хочется в спортзал всех отправить! - редко высказываясь о чей-либо внешности, но... это какая-то ожившая легенда про американцев, которые едят фаст-фуд) семинаристов. Многие из них привели супруг (супруги все были стройные, кстати). Семинаристы болтали, зевали, чесались, шептались... в общем, дети-дети. Хоть и двадцатилетние. Одни взрослые священники слушали экскурсию.
Кстати, я оценила умного экскурсовода - дама обошла вниманием Тимирёву и всё рассказывала о судьбе Софьи Фёдоровны, Славушки. Даже упомянула Маргариту и Татьяну.
Вообще я вдруг подумала, что хочу почитать про поиски экспедиции Толля в Арктике. Вот это будет мне заделье и план на будущее. То, что читала, показалось интересным: расскажу только, чем всё закончилось:
Колчак решил, что выяснив относительно судьбы барона Толля то, что представлялось возможным узнать, нужно возвращаться на Большую Землю. 7 августа 1903-его года экспедиция отправились обратно. С собой они взяли документы и небольшую часть геологических коллекций, оставленных бароном Толлем при уходе с острова Беннетта. К концу августа с трудом, в условиях снегопада и мороза, Колчак и его люди достигли Котельного острова. Сентябрь и октябрь ждали становления льдов, пока ждали - промышляли охотой. За время экспедиции были обследованы все берега Котельного, Земли Бунге, Фаддеевского острова и Новой Сибири. В ноябре они тронулись в путь по неокрепшему льду. Когда в начале декабря путешественники пришли в Казачье, выяснилось, что с осени экспедицию ожидает какая-то дама. Это была невеста Колчака, Софья Фёдоровна Омирова. Морозы в это время здесь доходили до −55 °C...
Напомню, что Эдуард Васильевич Толль искал мифическую Землю Санникова, но в итоге... потерялся сам.
Про льды было тут хорошо и уютно слушать, ибо снаружи ветер... ледяная позёмка летает над "битым стеклом Иртыша" (это я так тамошние льды называла), а внутри тепло и уютно:
Рядышком есть красивый ЗАГС, куда я сперва попыталась сунуться, но потом сориентировалась. Тем более, что в "колчаковском" доме отреставрировали даже тамбур - всё деревянное, качественное, никакого дешёвого пластика!..
Вокруг красиво, ибо это место, где приток Иртыша - Омь в него впадает... только ветрено уж очень: да, в отеле "Турист" я намеривалась жить, но федерация фигурного катания его тоже выбрала, к сожалению. У отеля очень, очень высокая оценка из бюджетных гостиниц:
Потом я поняла, что уже просто в усталую ледышку превращаюсь и... надо идти в сторону гастробара "Два поэта", который я себе заприметила. В первые дни я всюду пешком ходила, т.к. ещё не освоилась. Это потом смотришь: - О, четвёрка, троллейбус, едет... а 4-ка меня в любом сибирском городе должна привезти на театр кукол. Другое дело, что он в Омске называется "Цирк" (они просто рядышком). Но в первый день как-то не считываешь такие вещи... может, много впечатлений? Короче, не всё понимаешь, а много тычешься наугад.
Впрочем, пройтись по улице Ленина лишний раз очень приятно!..
Потом я вышла на проспект Карла Маркса и уже привычно пошла в сторону института путей сообщения - дома с аллегорическими фигурами: путь, движение, тяга, управление. Скульптуры делал чешский архитектор Владимир Францевич Винклер, и они часто мелькают на старых фотографиях:
Далее я пошла по улице Маяковского и... знала, что мне нужно на пересечение с улицей Пушкина. Два поэта же:)
Пышно-дорого-красиво, но... отнюдь не бюджетно. В итоге я потом какие-то другие для себя способы питания нашла (в кофейнях питалась кофе и бутербродами, да:))) а до столовых не дошла. Просто почему-то не хотелось. Так и перебивалась перекусами - как студент...
Да, на фото выше - бюст Пушкина, а на фото ниже - сам Владимир Владимирович:
Ну и мне понравилось разглядывать улицу сквозь жемчужно-серебристое убранство гастробара:
Даже решила, что пойду домой по Пушкина, а потом перейду по Циолковского на проспект Карла Маркса. И не зря... было темно, сил уже не было фотографировать, но как-то... уютно, и я понимала, что Омск меня принял, что я ему не чужая, он знает, что я люблю сибирские города, открыта всему новому, с удовольствием посмотрю всё, что он мне покажет, но больше всего я "обожаю всяческую жизнь" (цитируем Маяковского;) - самую простую... вот люди вышли выгулять бойкого коржика, вот бабушка зачем-то сидит в сугробе возле ограды...
-Э... с вами всё в порядке? - я наклонила голову набок.
-Да, девушка. Спасибо за беспокойство. Мне просто жарко и я жду такси.
-О'кей! - киваю, иду дальше.
Потом я просто записывала голосовые, снимала дурацкие ролики... в общем, развлекалась как могла. А потом поняла, что вот он театр кукол, вот он цирк, а я уже сворачиваю в свой любимый парк Победы: каждый вечер я двигалась навстречу стеле в конце бульвара и... понимала, что "дома":
Думаю, что Омск любому непривередливому человеку станет родным домом, а если поймёт, что ты к нему с душой, то откроется как открываются Петербург, Ангарск, Ханья... словно цветок в заботливых руках. Пусть цветок немного стальной и морозный, с налётом пыли из степей Казахстана, но... мне показался Омск огромным, таинственным, гармоничным и загадочным. Всё сразу. Да, на фото моя гостиница в советское время (вместо ресторана сейчас кофейня и Пятёрочка, что тоже неплохо):
Да, мне там снились только хорошие сны, и я Омску благодарна за любовь, заботу - он меня выгуливал, кормил, развлекал (иногда смешил! - дедушка в городке Водников!), катал на колесе обозрения. Мы с ним сработались, ибо почувствовали, что родственные души: мы тоже сотканы из разных эпох нашей непростой истории, но ни одну из них не отрицаем. Стараемся: