Мы с вами гуляли по Омску и дошли до дома генерал-губернатора:
О постройке его ходатайствовал генерал-губернатор Густав Гасфорд. Как я понимаю - муж той самой Любочки, с которой всё любят фотографироваться, и я не исключение:). Это его вторая жена, которая всем запомнилась, ибо была молодая, красивая и... умерла в двадцать три года от чахотки, прожив в Омске всего год:
Гасфорд обратился в Петербург с просьбой о постройке нового здания генерал-губернатора, приложил проект, составленный архитектором Фридрихом Вагнером, ну и... смету расходов. Разумеется, кто путешествовал по Центральной России, тот подумал: - где-то я такое сооружение уже видел!..
Да, похоже на путевые дворцы и... всё верно: строился дом с расчётом на то, что в нём может остановиться императорская семья.
Первым генерал-губернатором, поселившимся в новом доме, был Александр Дюгамель, а вот уже через несколько лет здание посещал великий князь Владимир Александрович. Дальше - больше: в июле 1891 года Омск посетил цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II. Помните этот его дальневосточный вояж? - он и нас, иркутяне, тогда почтил своим присутствием (когда ночевал в Зиме, то моя прапрабабушка ему еду готовила; предвосхищая: всё понравилось! дал ей рубль золотой).
После первой революции тут был Дом Республики (что там делали - загадка для меня), потом там был Совет рабочих и солдатских депутатов... ну, а потом ЧК, редакция "Известий" и журнала "Пролетарий"... хотели отдать здание русско-географическому обществу, но город был взят белым, и тогда в доме разместился Совет Министров Российского правительства, канцелярия и кабинет Верховного правителя России Александра Колчака.
В 1919 года там предсказуемо расположился штаб 5-й Красной Армии, затем детский дом, а после - краеведческий музей:
В период ВОВ в нём хранились коллекции Государственного исторического музея, музеев Воронежа и Новгорода, но тогда коллекция не была столь обширной, поэтому верхний этаж занимал 2-й Московский медицинский институт. Сложно себе вообразить, ибо дом-то небольшой:
В музее много посвящено Мелёхину - судя по богатству коллекции - хорошему директору!.. По инициативе Фёдора Васильевича Мелёхина в краевом музее была сформирована историческая часть художественной коллекции, а в 1929 году он был уволен со службы в связи с исключением его из состава профсоюза «за социально чуждые классовые мероприятия». Он потом в Новосибирске занимался организацией музея коммунального хозяйства, потом в городе Тара Западно-Сибирского края инициировал создание местного музея, а также вёл поиски полезных ископаемых. Там же был арестован 6 мая 1931 года; обвинялся по ст. 58-4-7 УК РСФСР. Судьба Фёдора Васильевича неизвестна, - как пишет Википедия, но тут хочется процитировать Набокова: "мол, энциклопедия молчит, будто набрав крови в рот"...
Археологический зал я смотрела с любопытством и... не сразу спохватилась, что надо бы и сфотографировать. Поэтому... у меня оттуда лишь три кадра:
Ну, а потом я поднялась на второй этаж и...надолго зависла, ибо была встреча с моей любимой Италией. Мы на днях с вами подобное увидим в Вольтерре;)
Потом я резво проскочила Францию и сосредоточилась лишь на парных чашках Наполеон и Жозефина... только тут с Наполеоном чашка, а с Жозефиной - тарелка... Всегда возле таких витрин вспоминаю то, что писала Ариадна Эфрон о своей маме - Марине Цветаевой:
"Марина подарила мне чашку с Наполеоном, чтобы мне было интереснее пить молоко. Из обыкновенной чашки оно очень плохо пьется. Эта чашка — вся золотая внутри, и чем больше выпиваешь молока, тем больше появляется золота. Снаружи она ярко-синяя, а Наполеон нарисован в белом кружочке — у него прямой нос, черные волосы, он смотрит вдаль. Он герой, он полководец, он император. И фокусничать, когда пьешь из такой чашки, — стыдно.
Няня поставила Наполеона на печку, чтобы немного подогреть молоко. Она так делала каждый день, и молоко, и чашка обычно чуть теплые. А на этот раз Наполеон перегрелся, я обожглась, выпустила чашку из рук и она разбилась на мелкие осколки.
В ужасе и горе, заливаясь слезами, я кинулась к Марине: «Мариночка, я разбила Наполеона! Мариночка, я разбила Наполеона!» Марина не рассердилась, она взяла меня на руки, утешала, говорила, что я не виновата. «Виновата! — кричала я, не унимаясь, — виновата! Я разбила Наполеона!»
Тогда Марина достала из шкафчика другую, ярко-синюю снаружи и золотую внутри, чашку. На ней в белом кружочке была нарисована красивая женщина с голыми руками и плечами, на которые спускались завитки черных волос. «Видишь, это императрица Жозефина, жена Наполеона. Он ее очень любил. И я тебе подарю эту чашку — взамен той — когда ты немножко подрастешь!» Но мне становится еще более жалко разбитого Наполеона. Оказывается, у него была жена! Жена императрица! Которой я разбила мужа..."
Мадам де Рекамье чудо как хороша, да? - я даже её узнала сразу!..
Ну и неизбежная классика всех музеев на свете: часы с Амуром и Психеей... правда, всегда они разные. Тут - заинтересованные своей судьбой:
Видите паркет "ёлочкой"? - вспоминаете, как он скрипит? В детстве в музеях мне запоминалось первые четыре года жизни только это, боюсь:) нет, ещё мраморные львы и живые рыбки (если были!).
Хороши были золотые тяжёлые канделябры с цепочками и спящие громадные (как гиппопотам!) часы в углу... но в другом зале опять в память врезался итальянский столик, на лакированной крышке которого были руины римского форума:
Все уже поняли, что коллекция богатая, да? Очень. Очень богатая. В принципе я поняла, откуда... говорю же - Мелёхин этот был человек активный, добивающийся для родного города лучшего. Но на всякий случай уточнила у Яндекса: мол, откуда в Омске столько богатств музейных? Что он ответил сразу: благодаря трудам директора Фёдора Васильевича Мелёхина.
Основу поступлений составили работы из следующих собраний:
- Зимнего, Мраморного, Ново-Михайловского дворцов;
- музея Академии художеств;
- Цветковской галереи;
- Публичного и Румянцевского музеев;
- Английского клуба;
- частных собраний Боткиных, Голицыных, Рябушинских, Шуваловых, Юсуповых, Морозовых, Фаберже и других представителей российской аристократии, торгово-промышленной и купеческой элиты.
Часть экспонатов музей получил из запасников Третьяковской галереи, Эрмитажа и Русского музея при перераспределении художественного фонда страны в 1924–1929 годах. В музее, кстати, с этим связан отличный интерактив. Повезло, что я была одна в зале и... наигралась всласть:
Да, ещё мне в пустом зале, заставленном стульями, включили кино, и я с удовольствием смотрела хронику... ещё цена порадовала. Взрослый входной - триста рублей. Говорили: - Девушка! Возьмите аудиогид! Бесплатно!..
Но я просто люблю всё сама смотреть и читать (не аудиал я, признаться...).
Немного пафосных богатств явно из Эрмитажа (не буду врать, конечно... но я истина где-то рядом:)
А этот сервиз я щёлкнула потому, что он из Зимнего дворца. Последние Романовы, думаю, на нём ели, хотя... слабо себе представляю Александру Фёдоровну с готичным сервизом с драконами... мрачновато для неё. Впрочем, не могу знать наверняка, сами понимаете:
Понятно, что я показываю далеко не всё, а что-то, что отозвалось, откликнулось...
Картина голландцев, рождающая одни ассоциации у всех советских людей:
В 7-8 лет, помню, я всю Голландию "проматывала", т.к. меня уже тогда интересовала только тема драмы и тема денег. И душевнобольного отца, потерявшего память. И загадка серебряных часов... а сейчас мне нормально читать и про путешествие мальчиков по рекам и каналам из Брука в Гаагу. Всё это носит этакий пасторальный характер повествования, но в принципе... почему нет? Этакий путеводитель времён светлоликих детей, которых интересует музей. Помню, что в советских книгах дети тоже часто убегают в другие города в какой-нибудь музей. Сейчас как-то фантастично звучит, но... в принципе, я когда-нибудь и до жанра фантастики дорасту. В смысле, что мне уже всё норм, т.к. я знаю, что в жизни всякое бывает. И место пасторали тоже в жизни есть.
Книга на фото мне трепетно дорога, т.к. она подписана на форзаце дедушкиной рукой "из библиотеки Мутовина", а я полновесно дополнила это печатью в виде мышки... резиновые штампы у меня были - такие, помните, когда надо макать их в ванночку с чернилами..? не сфоткала, но вы уж мне поверьте...
Мы же идём дальше: очень нравится кружка!.. я сама прочла и примерно поняла, но на всякий случай перепроверила перевод:
- Мирное время приносит розы, а война - честь:
Фауста узнали?:)
Из немецкой коллекции меня восхитила девушка, пекущая блины... как здорово и похоже у неё разлетаются паутинки волос!..
Германия, вроде, кончилась, но негр-циркач всё равно был неожиданным каким-то!..
С началом ХХ века он у меня ассоциируется... как и светильник, но тут такой явный модерн, что к гадалке не ходи:
А подобное мы с вами смотрели в усадьбе Кусково. Точно помню. Может, благодаря написанию статей даже... а то меня всегда удивляла бесполезность этого процесса: нафотаешь в музее, а потом думаешь - и куда?.. гостям показывать? Не смешите...
Ну, а напоследок заполируем всё Венецией:
Мы с вами здесь расстанемся, но для истинно русских духом... у меня приготовлена степь:
У меня возникают воспоминания - рассказ "Степь" Чехова и... может, в какой-нибудь "Родной речи" (задушевном слове, да...) был такой симбиоз? Рассказ "Степь" и картина... но точно, совершенно точно, эта картина из глубокого детства: прошу прощения, что криво, но... боюсь, что в Омск обратно мне уже не сбегать и не поправить дела...
И это не только о неудачном фото, а о жизни вообще. Хорошо, что с Омском всё так гармонично сложилось, что пишется о нём легко, с удовольствием. Хочется верить, что и читать будет легко. С тёплым приветом из прошлого (писала я эти статьи в начале января, когда год был юным, наивным и совсем свежим!..)
ваша А.
Продолжение здесь: