Найти в Дзене
Андрей Шевченко

Шаги по формированию знаний о геометрических фигурах детей с РАС

Цель: Формировать у ребенка знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, овал, треугольник) для улучшения навыков восприятия форм, развития логического мышления и понимания окружающего мира. Эти знания помогут ребенку лучше ориентироваться в пространстве, развивать внимание и память, а также станут основой для дальнейшего обучения и познания. Шаг 1.
Соотнесение фигур между собой (один признак формы) Дети учатся различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник) по одной характеристике — форме. Используйте фигуры, выполненные из разных материалов (пластик, картон, текстиль). Шаг 2.
Соотнесение фигур между собой (2 признака: форма и цвет) Добавляйте цвет в занятия. Предложите ребенку сортировать фигуры по форме и цвету одновременно. Например, выделите желтые круги и красные квадраты. Шаг 3.
Соотнесение фигур между собой (3 признака: форма, цвет, величина) Расширьте задачу, включая величину фигур. Попросите ребенка сгруппировать, например, большие красные тре

Цель: Формировать у ребенка знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, овал, треугольник) для улучшения навыков восприятия форм, развития логического мышления и понимания окружающего мира. Эти знания помогут ребенку лучше ориентироваться в пространстве, развивать внимание и память, а также станут основой для дальнейшего обучения и познания.

Шаг 1.
Соотнесение фигур между собой (один признак формы)

Дети учатся различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник) по одной характеристике — форме. Используйте фигуры, выполненные из разных материалов (пластик, картон, текстиль).

Шаг 2.
Соотнесение фигур между собой (2 признака: форма и цвет)

Добавляйте цвет в занятия. Предложите ребенку сортировать фигуры по форме и цвету одновременно. Например, выделите желтые круги и красные квадраты.

Шаг 3.
Соотнесение фигур между собой (3 признака: форма, цвет, величина)

Расширьте задачу, включая величину фигур. Попросите ребенка сгруппировать, например, большие красные треугольники и маленькие синие круги. Учите ребенка различать группы по всем трем признакам.

Шаг 4.
Соотнесение плоскостной фигуры и объемной (круг - шар)

Покажите ребенку, как плоская фигура (круг) соотносится с объемной фигурой (шар). Используйте примеры из жизни, показывая, что мяч (шар) выкатывается, как круг.

Шаг 5.
Соотнесение объемной фигуры и плоскостной (шар - круг)

Переверните задачу, теперь показывая, как объемные фигуры могут быть проекцией плоских. Объясните, что если мы смотрим на шар сверху, мы видим круг.

Шаг 6.
Знакомство с понятием «круг» и «круглый»

Познакомьте ребенка с понятием «круг» и «круглый». Используйте визуальные подсказки и предметы: показывайте круглоговые объекты, например, бокал или колесо. Повторяйте слова «круг» и «круглый», используя простые предложения и наглядные примеры. Задавайте вопросы, чтобы проверить понимание (покажи: «круг» «круглый»).

Шаг 7.
Соотнесение плоскостной фигуры и предмета соответствующей формы

Предложите ребенку соотнести плоские геометрические фигуры с реальными объектами, имеющими аналогичную форму. Например, круг — с часами, квадрат — с окном.

Шаг 8.
Игровая деятельность с фигурами

Организуйте игры, связанные с поиском и сбором фигур. Подготовьте задания, где ребенок должен найти предметы соответствующей формы в комнате или на улице. Можно также использовать приложения с интерактивной игрой с фигурами.

Шаг 9.
Создание фигур из конструкторов

Используйте конструкторы (например, кубики) для создания различных фигур. Попросите ребенка создать заданную фигуру, руководствуясь формой и величиной. Это поможет ему закрепить знания о фигурах через практическое применение.

Шаг 10.
Ассоциации с окружающим миром

Покажите ребенку, как формы фигур присутствуют в окружающей среде. Например, квадрат — это книга, круг — тарелка, треугольник — крыша. Используйте картинки или реальные предметы для демонстрации.

Шаг 11.
Работа с картами или карточками

Разработайте карточки, на которых изображены разные фигуры и соответствующие им предметы. Попросите ребенка сопоставить карточки с фигурами и реальные предметы. Это будет способствовать закреплению знаний.

Шаг 12.
Использование музыки и движения

Создайте игру, где ребенок должен изображать фигуры с помощью тела. Например, напевать песню и при этом показывать форму круга, когда стоит, или квадрат, когда делает шаги. Это разовьет не только знания о фигурах, но и координацию движений.

Шаг 13.
Закрепление изученного материала через продуктивные виды деятельности

Организуйте занятия по творчеству, где ребенок будет рисовать, вырезать или лепить фигуры. Это поможет закрепить знания через творчество и воображение.

Шаг 14.
Оценка и рефлексия

После изучения каждой группы фигур проводите небольшую саморефлексию. Понаблюдайте, что понравилось ребенку, какие фигуры ему было легче запомнить, а какие труднее. Это поможет вам корректировать дальнейший процесс обучения.