Найти в Дзене
Евгений Орлов

Слава метро.

15 мая 2025 года Московский метрополитен отмечает 90 лет! К этому событию приурочен конкурс «Пассажирская история Московского метрополитена». Ниже помещаю рассказик, который я послал на данный конкурс. Был понедельник. Стасик на перемене жевал резинку, приторно-мятный аромат растекался окрест. Славик не выдержал: — Дай пожевать, — попросил он. Стас вытащил из кармана комочек жёваной кем-то жвачки и протянул Славе. — На. С тебя котлета, — речь шла об обеденной котлете. — Сам-то, где взял? — спросил Славик и, перед тем как сунуть жвачку в рот, понюхал её. (Он знал, Стас запросто всучит строительную замазку. Уже попадался на этот трюк.) — Вчера на ВДНХ был. Иностранцы бросали нашим пацанам жвачку пластинками, иногда даже пачками, а сами фотографировали возникший ажиотаж. Крутись, не теряйся, пока другие не расхватают! И лучше караулить у стоянки “Интурист”. Как группа выходит из автобуса, самое время стрелять… — Так помчали на ВДНХ! — Не, сегодня бесполезно, надо в выходной. Славка на обе

15 мая 2025 года Московский метрополитен отмечает 90 лет! К этому событию приурочен конкурс «Пассажирская история Московского метрополитена». Ниже помещаю рассказик, который я послал на данный конкурс.

Был понедельник. Стасик на перемене жевал резинку, приторно-мятный аромат растекался окрест. Славик не выдержал:

— Дай пожевать, — попросил он.

Стас вытащил из кармана комочек жёваной кем-то жвачки и протянул Славе.

— На. С тебя котлета, — речь шла об обеденной котлете.

— Сам-то, где взял? — спросил Славик и, перед тем как сунуть жвачку в рот, понюхал её. (Он знал, Стас запросто всучит строительную замазку. Уже попадался на этот трюк.)

— Вчера на ВДНХ был. Иностранцы бросали нашим пацанам жвачку пластинками, иногда даже пачками, а сами фотографировали возникший ажиотаж. Крутись, не теряйся, пока другие не расхватают! И лучше караулить у стоянки “Интурист”. Как группа выходит из автобуса, самое время стрелять…

— Так помчали на ВДНХ!

— Не, сегодня бесполезно, надо в выходной.

Славка на обеде протянул Стасу сосиску, зажатую между ломтиками чёрного хлеба. Из малообеспеченной семьи, он питался по льготной цене и часто делился со Стасом бескорыстно. Его товарищу бескорыстие было не свойственно.

Друзья вышли из школы. Их внимание привлекла рекламная конструкция в сквере.

— “Аполло”, — прочитал Стас английские буквы, дублирующие кириллицу, на фоне сияющей в темноте космоса стыковки.

— Умеют же назвать! Как “даблминт”, — всякое слово — смак!

Слава удивился низменности сравнения. Промолчал.

Перебежали улицу. Запрыгнули в подошедший троллейбус. Резво вкатили на крутой хребет моста.

— Мой дом! — Стас указал на кирпичный корпус, открывшийся в окне троллика. Это отнюдь не означало, что Стас в нём живёт. Зато на крыше красовались огромные буквы: “СЛАВА КПСС!”

— Почему твой? Слава-то я!

— Ты Вячеслав, а я Станислав!

— Тогда дом НАШ!

— Ладно, — нехотя уступил Стас.

Новая явь открылась Славику. Озорные раздумья тщеславием озарили душу остроумца.

— Айда в метро! — авторитетно задал вектор праздному шатанию Стас.

В кассовое блюдце вывалили копейки, каждый свою горсточку. Взамен получили пятачки, два из которых проглотил турникет.

На “Маяковской” Стас воскликнул:

— Выходим! Будем играть в “Пятачки”!

— Это как? — С готовностью откликнулся Славка, покинув вагон и теперь трепетно оглядывал сияющую аркаду безлюдной в дневной час станции.

Шагая по осевой центрального нефа, он невольно замирал под каждым куполом. Запрокинув голову, рассматривал многокрасочные сюжеты мозаик. Самолёты, птицы, планеры, аэростаты плыли в лазурной вышине. Но, того удивительнее, воспарившие к небесам люди: парашютисты, волейболисты, моряки, пилоты, лыжники, пловцы, прыгун с шестом… В Славкиных глазах герои мозаик ожили и с чудесной грацией парили в поднебесье вне времени. Шквал чувств закружил в его груди! От восторга хотелось то плакать, то смеяться! Славке показалось, точно он поднялся вверх могучим воздушным потоком и легко управляет своим полётом.

Меж тем Стас нудел:

— Становимся под арку, ты с одного края, я — с другого. В жёлоб из нержавейки запускаю пятачок. Если поймаешь, он твой.

Славка обернулся на голос друга. Увиделось ли тому то самое, испытанное им самим под мозаиками?

...Втянувшись в игру, оба вошли в азарт! Кидали пятачок по очереди. У Славки вначале не получалось. Но постепенно стал отыгрываться, почувствовал фарт. Приноровился: резко пулял монетку и цепко ловил! Всё же, когда перронная дежурная строго погнала ребят прочь, он уже проиграл Стасу школьные обеды на неделю вперёд.

Славка Савосин — один из двух героев рассказа. Фото Юрия Зака (Захаркина).
Славка Савосин — один из двух героев рассказа. Фото Юрия Зака (Захаркина).

Это ссылка на полный вариант рассказа.