Пха Тхатлуанг находится в деревне Тхатлуанг, округ Сайсеттха, столица Вьентьян. Это центр религии и культуры, который знакомит людей с древней культурой и историей Лаоса
Ступа является одной из самых известных культурных достопримечательностей Лаоса и одной из главных туристических достопримечательностей, а также представляет собой одну из старейших археологических находок во Вьентьяне и стране.
Каждый год в 15-й день полнолуния 11-го лунного месяца (примерно в ноябре) проводится красочный фестиваль Тхатлуанг, чтобы отпраздновать ступу и почтить как ступу, так и короля Сайсеттхатхирата, которого представляет статуя перед святыней.
Ступа считается самыой почитаемой в Лаосе. Люди приезжают со всей страны, чтобы принять участие во многих традиционных мероприятиях и ритуальных церемониях, чтобы воздать должное ступе. К ним относятся шествие «воскового замка», раздача милостыни, игра в традиционный лаосский хоккей и шествия со свечами.
45-метровая ступа (в переводе с лаосского: Святая Великая Ступа) была изначально построена во времена древней кхмерской цивилизации, когда Вьентьян населяли люди, известные как тямы.
Исследователи полагают, что изначально сооружение представляло собой четырехсторонний каменный обелиск.
Согласно книге Тхатлуанг Вьенгтян, переработанной Кави в 1999 году, это место было построено для поклонения и молитв идолам. Сооружение было отреставрировано во время правления короля Сайсеттхатхирата в XVI веке, когда первоначальная постройка было покрыто более крупной ступой. С тех пор памятник получил название Тхатлуанг.
Период чамов был второй волной буддизма и славным периодом в истории Лаоса. Под покровительством короля Индии Ашоккамахалата почтенные монахи Сона и Утала и пять ученых привезли часть того, что верующие считают частями тазовой кости Будды, во Вьентьян в 218 г. до н. э., где она хранилась на холме Пху Луанг. Правитель Вьентьяна того времени, Тянтхабули Пхаситтхисак, или Булитян, продолжил строить ступу над обелиском в 236 г. до н. э. Священное место тогда было названо Пха Теди Локатюламани.
Согласно легенде о ступе Тхат Пханом, также известной как Тамнан Улангкхатхат, король Ашоккамахалат разрешил поместить реликвии в ступу Тхатлуанг во Вьентьяне. Та же легенда утверждает, что останки Будды были распространены по всем уголкам земного шара, где были последователи буддизма, а его прах был помещен в 84 000 ступ. Это число соответствует 84 000 пунктов, поднятых для верующих для изучения трипитаки (буддийских писаний).
В своей ранней форме Пха Тхатлуанг был не таким высоким, как сейчас, но после того, как прах Будды был помещен на это место и вокруг первоначального обелиска была построена новая ступа, памятник приобрел свою нынешнюю форму и приобрел значение как место поклонения для лаосских буддистов.
Нынешняя ступа сейчас имеет высоту 45 метров, а периметр основания составляет 69 метров.
Согласно легенде, которая подтверждается вещественными доказательствами, найденными во времена правления короля Джаяварамана VII, оригинальный обелиск действительно был древним сооружением тямов, которое было построено где-то между IX и XIV веками.
На месте было обнаружено множество артефактов, включая статую Джаяварамана VII, датируемую периодом между 1181 и 1219 годами нашей эры, которая в настоящее время находится в северной части внутреннего монастыря.
История Пха Тхатлуанг стала ясна в начале XVI века, который историки называют серединой древнелаосского периода. Король Сайсеттхатхират приказал построить нынешнюю ступу в 1566 году нашей эры, через шесть лет после того, как назначил Вьентьян столицей Лаоса.
Раньше столица располагалась там, что сейчас называется Луангпхабанг (тогда известном как Сиенгтхонг). Король Сайсеттхатхират построил грандиозную ступу, чтобы в новой столице было столь же великолепное место поклонения, похожее на Грандиозную ступу в Чиангмае, который в то время был столицей соседнего королевства Ланна на севере Таиланда.
Король хотел выставить себя покровителем буддизма и достичь просветления, как Господь Будда, но прежде чем сделать это, ему нужно было накопить заслуги во всех аспектах своей жизни.
Он также хотел обустроить место, где он мог бы проводить ежегодный фестиваль, который дал бы возможность проверить лояльность его главных администраторов со всех уголков королевства Лансанг. Этот фестиваль также воздавал бы дань уважения богам и королю Фа Нгуму, которому приписывают привнесение третьей волны буддизма в Лаос.
С помощью этого ежегодного мероприятия король хотел, чтобы люди королевства Лансанг собирались вместе, чтобы совершать благодеяния и соблюдать религиозные обряды, праздновать вместе и укреплять солидарность, укрепляя королевство, чтобы гарантировать его целостность. Фестиваль (теперь известный как фестиваль Тхатлуанг) с тех пор проводится каждый год.
Поскольку король Сайсеттхатхират хотел стать Бхотхисатвой, просветленным, он придумал идею окружить главную ступу 30 меньшими ступами равного размера, известными как ступы Палами (исполнение добродетели). В основании каждой небольшой ступы была прикреплена золотая пластина с надписью ариясат (четыре благородные истины — суть учений Будды). Эти пластины также содержат информацию о дате реконструкции ступы до ее нынешних размеров и их все еще можно увидеть сегодня внутри монастыря у восточного входа в Тхатлуанг.
Текст на четвертой строке табличек гласит: «Эта ступа содержит прах Будды и была построена королем Сайсеттхатхиратом. Пусть он простоит более 5000 лет».
Почитаемое священное место со временем обветшало и пострадало от войн, развязанных иностранными захватчиками. Всякий раз, когда страна подвергалась вторжению, религиозные и священные места поклонения, такие как Тхатлуанг, становились одними из первых целей для разграбления и неизбирательного уничтожения.
Последняя реконструкция проводилась в сентябре 2016 года и была завершена к фестивалю Тхатлуанг в ноябре 2017 года.
Это четвертая крупная реконструкция ступы, другие проводились в 1819, 1930-1935 и 1976 годах.
Недавняя реставрация включала в себя работы по улучшению основной конструкции, покраску, облагораживание окружающего сада, очистка и углубление дренажных каналов, обновление системы электропитания и другие элементы, в частности, добавление 10 кг сусального золота на вершину ступы и центральный шпиль.