В сентябре 2021-го года сериал "Игра в кальмара" стал самым популярным в истории Netflix в 94 странах мира, а его мемы в Тик-Ток собрали 42 миллиарда просмотров.
Реакция политической пропаганды на сериал
Политика и шоу-бизнес - это две головы одного дракона: имена разные, но суть одна. В погоне за рейтингами политические инвесторы готовы вкладываться в харизматичных персонажей и использовать узнаваемые бренды в предвыборной кампании, даже если мораль при этом окажется вывернутой наизнанку.
Примером популизма стала эксплуатация образов сериала "Игра кальмара".
Популизм - это ставка на настроения толпы, при которой политики поворачивают флюгер в направлении ветра, чтобы достичь максимальной популярности и обойти конкурентов.
Первый сезон сериала вышел в период подготовки к выборам в Южной Корее и политтехнологи не могли обойти стороной узнаваемые образы, чтобы помочь своим кандидатам завладеть сердцами электората. И пока пролетариат посредством Корейской конфедерации профсоюзов использовал костюмы, сшитые по мотивам "Игры в кальмара", для проведения массовых демонстраций, их классовые противники эксплуатировали те же картинки, чтобы удержаться во власти.
Даже Северная Корея не осталась в стороне.
Государственная пропаганда КНДР апеллировала к популярному сериалу, чтобы в очередной раз указать на "звериную сущность южнокорейского капиталистического общества, в котором коррупция и безнравственные негодяи являются обычным явлением" (словно в КНДР они являются необычным). Северяне на этот раз разыграли против южан их же собственную карту: в фильме представители прозападного типа общества вскрывают его циничную суть, показывая, как погоня за деньгами убивает людей, а прежде - убивает их души.
Однако пропаганда Северной Кореи побоялась копнуть глубже и показать истинную философию сериала, дабы не повернуть идеологическое оружие против самой себя.
Режиссёр в долгах теряет зубы
Корейский креатор Хван Дон Хёк в интервью "The Hollywood Reporter" признаётся:
- Я создал идею сериала, когда сам был на мели и думал о том, что если бы мне предложили сыграть в смертельную игру ради больших денег, я бы на это пошёл от отчаяния...
Он рассказывает, что писал образы персонажей со своих друзей детства, а реальные истории жизни простых людей "с района", пытающихся держаться на плаву в кровососущем мегаполисе, легли в основу личных драм главных героев сериала.
В мире, где мерилом ценности стали деньги, человеческая жизнь - просто товар, причём товар массового потребления.
Хван Дон Хёк жалуется, что контракт с Netflix был составлен так, что он, человек, фактически создавший сериал, практически ничего не заработал, а от оказываемого на него давления со стороны продюсеров, переживал такой стресс, что потерял несколько зубов.
- Даже несмотря на безумный успех первого сезона, я толком ничего не заработал. Поэтому съёмки второго помогут мне компенсировать расходы от первого.
Второй сезон начали снимать летом 2023-го года. Его идеологию режиссёр комментирует так:
- Новые линии разделения проходят не только между богатыми и бедными, но и между поколениями, полами, политическими лагерями. Мы живем в эпоху "свои против чужих".
Чтобы дать жизнь второму сезону, Хван Дон Хёк отходит от первоначального замысла и заставляет своего главного героя встать на путь мести и борьбы с закулисной элитой.
- Первый сезон заканчивается тем, что Ки Хун не садится в самолет в Штаты. И это был, по сути, мой способ донести до вас мысль о том, что вы не должны быть втянуты в конкурентную среду, предложенную обществом, что вы должны начать думать о том, кто создал всю систему, и есть ли у вас какой-то потенциал, чтобы столкнуться с ней. Так что не обязательно, чтобы Ки Хун вернулся, стараясь отомстить.
От серии к серии между строк читается скрытый посыл Хван Дон Хёка к аудитории, который оказывается гораздо большим, чем простая апелляция к социальному неравенству.
Философская антиутопия "Игры в кальмара", которой испугалась даже пропаганда
В сериале под внешним идеологическим посылом, легко считываемым уже по первым сюжетным штрихам, есть более глубокий слой, опирающийся на проблему противоречивости человеческой природы.
- Смертельные игры созданы на потеху скучающей финансовой элите, для которой человеческая жизнь "просто мусор" (цитата из сериала).
- Во втором сезоне главный герой решает встать на борьбу с богатыми злодеями (чего изначально не предполагалось), но режиссёр показывает зрителю жестокую правду общественного бытия: простые люди из низов сами жаждут участия в этой первобытной дикости.
- Герой, пытающийся остановить кровопролитие, подвергается осуждению и обвинениям со стороны тех, чьи жизни он пытается спасти.
- Хван дон Хёк ясно даёт понять свою мысль: независимо от политического строя и типа общества власть всегда опирается на поддержку невежественной и безнравственной толпы, и простой человек "снизу" с лёгкостью готов оценить свою или чужую жизнь в денежном эквиваленте.
Отсюда мораль:
организаторов бесчеловечных игр можно найти и призвать к ответу, можно таким образом остановить игры, но разве это поможет хоть как-то измениться самим людям? Конечно, нет.
Хван Дон Хёк согласен, что он вовлекает своего героя в борьбу с мафией исключительно потому, что этого желает массовый зритель, но при этом показывает зрителю, что проблема сосредоточена в нём самом.
По сюжету Ки Хун оказывается единственным выжившим из почти полутысячи участников безжалостных игр и получает колоссальную сумму денег, впрочем, не сделавшую его счастливым. Напротив, владея испачканными кровью купюрами, он вновь и вновь возвращается в прошлое, переживая ПТСР. Желая избавиться от чувства вины, он бросается на поиски таинственных организаторов игр.
Следя за его новыми злоключениями, зритель начинает понимать, что таким путём дракона победить нельзя. И если бы Ки Хуном двигало не желание отомстить, а благородное чувство спасения несчастных людей, оказавшихся в безвыходной ситуации, то он мог бы куда с большей мудростью распорядиться своим сомнительным выигрышем:
- вложить деньги в медицину, образование и благотворительность;
- заниматься детьми, вкладывая в их головы иные ценности, помогая обрести внутреннюю гармонию и цельность;
- через финансирование социальных программ помогал бы людям вырваться из слепой гонки за деньгами, которая превращает их в зверей.
Впрочем, лично я второй сезон ещё не досмотрел, и как знать, к каким откровениям придёт простой корейский парень к его финалу...