ЛОНГРИД
Я люблю Готику, эта игра в своё время подарила мне идентичность на долгие годы. При этом я долгое время не знал, что она про магическую тюрьму, поэтому идентичность строил не на этом. Игра про простых людей, а я тоже простой чел, и мне это нравилось.
В Готику играл мой двоюродный брат, потому что у него был для этого комп, мой вывозил только квест по Розовой Пантере и игру Акимба: Маленький воин.
Поэтому, когда я приходил в гости и видел, что мой брат СПИТ, ДЕРЕТСЯ, СТРЕЛЯЕТ ИЗ ЛУКА, я думал, что жизнь несправедлива и я тоже хочу в это играть.
Спойлер: удалось мне только спустя несколько лет, когда и комп мне купили, и терпения хватило, чтобы разобраться как в это играть.
Хочу сказать, что музыкальная школа в этом сыграла свою роль. Потому что в первую Готику можно играть полностью на клавиатуре, а некоторые бои по количеству нажатых кнопок и порядку: настоящий этюд на пианино.
Кто в Готику играл, тот с большим чувством слушает концерты в филармонии.
Чем хороша Готика
Консистентностью пространства — это такая очень тонкая вещь, которой сложно добиться в игре с открытым миром. Везде, куда бы ты не пошел в Готике, ты понимаешь, почему там происходит то, что сделали разработчики. Нет вопросов.
Например: Новый Лагерь в игре не получает поставок от королевства, вместо этого, они полагаются на воровство и собственное производство. Поэтому первое, что встречает тебя в Новом Лагере — это ферма. Первые НПС, которых ты видишь, спустившись в Долину Рудников — охотники Нового Лагеря.
Старый Лагерь же полагается полностью на поставки из внешнего мира, но достигли они этого благодаря монополии на поставку руды. Поэтому ключевые зоны для Старого Лагеря это городок шахтеров вокруг крепости и тяжело-вооруженная охрана в Шахте.
Сюжетно игра не блещет разнообразием. Побеждать древнее зло — троп рабочий, но немного унылый. Спасает как раз тюремное окружение, серая мораль происходящего и ощущение того, что играешь ты немного в Конана Варвара. Потому что ты конечно мужик с широкими плечами и двуручным мечом, но и своровать что-нибудь не дурак и целую кучу магической руды в своих целях использовать можешь.
Почему в итоге Готика не смогла повторить свой успех?
Первая и Вторая часть — это не вершина геймдизайна. Ограничения того времени, коммерческая разработка под давлением, технологическое оснащение и поиск своего видения.
Но антураж у игры был, камерность истории, несмотря на драконов и древних демонов, сохранялась. Мир был простым и привлекательным. От того, что в диалоге напротив тебя фермеры, коррумпированные чиновники, обезумевшие от власти бандиты — ты легко понимал их мотивацию и у тебя не возникало проблем в том, чтобы сопереживать той или иной фракции.
Потом Случилась Готика 3, Аркания, права на вселенную отобрали, но ничего кроме Готики разработчики делать не могли, и повторить успех первых частей у них так и не получилось. Недавно видел новость, что они закрылись насовсем.
Официальная Готика живёт новостями о ремейке, но внезапно, уже где-то четыре года назад, появился мод, который изменил моё отношение к Готике навсегда.
Хроники Миртаны: Архолос
Миртана — королевство, которому нужно ОЧЕНЬ МНОГО магической руды для войны с орками. Стандартная такая империя, которая гибнет под своим собственным размером и весом. Ей в первой части нужно было много руды, а потом заключенные сбежали и пришлось засылать в Рудники орден паладинов, чтобы поставки материалов для магического оружия продолжались.
Но до этого момента в Архолосе ещё далеко. Мод переносит нас на десять лет назад, и рассказывает историю о беженце, который в начале войны с орками бежит со своего острова на остров побольше.
Сюжет начинается на корабле контрабандистов, которые везут таких же как мы подальше от войны.
Вся игра будет связана с беженцами. Мы будем копать репу, чистить за овцами, подряжать на это своих безработных соотечественников, но со временем история вырастет, масштаб станет больше и вот мы уже преследуем преступников за городскую стражу или спасаем девушку из лап пиратов.
Мы докажем, своим примером, что способны интегрироваться даже в такое неприветливое общество как то, которое мы встречаем на Архолосе.
Работы много, в игре больше квестов, чем в оригинальной Готике. Есть две вилки развития, секретная концовка, почти для всех квестов есть больше одного пути решения.
В какой-то момент я понимаю, что эта история стала для меня личной гораздо сильнее, чем история Безымянного в Готике.
Но это моя вкусовщина, я люблю играть за героев и переживать историю не за пустую безымянную кальку.
А что там с механом?
Механики
От оригинальной Готики осталась возможность играть на пианино во время боя, но теперь можно выбрать формат управления: Готика 1, либо Готика 2. Пробуйте, смотрите, кому как удобно.
Добавили больше опциональных активностей: сбор ресурсов, игра на музыкальных инструментах, крафт всего на свете, рыбная ловля и, конечно, мать всех наук — КУЛИНАРИЯ. Серьёзно, первые пятьдесят часов точно нужно готовить всё, что видите, и нет, жареное мясо это не блюдо, а вот похлёбка — да, она и восстанавливает в разы больше.
Мини-игры не занимают много времени, практически не отвлекают от игрового процесса, но всегда вознаграждают. Главная мысль этой и многих других ролевых — сам скрафтишь предмет лучше, чем купишь. Чистая правда.
Поэтому останавливаемся рядом с пеньками, ловим рыбу и добываем руду, всё в хозяйстве пригодится.
Появилось больше врагов, которые не упустят возможности выпрыгнуть из кустов. Учитывая то, что текстуры кустов реально плотные, там легко может затаится какая-нибудь зеленая гигантская крыса, которая не быстрых ногах вас застанлочит и заставит откатываться к последнему сэйву.
И это вроде даже не проблема, потому что игра, через реплики ВСЕХ встречных НПС, говорит тебе: за воротами небезопасно, если выйдешь — будь готов.
Поэтому когда очередной лесной падальщик орёт рядом в зарослях я думаю, что пора разворачиваться и часто оказываюсь прав.
Но Архолос, как и Готика, вознаграждает смелых. Даже больше чем Готика. Если вы думаете, что куда-то можно залезть и сломать игру, то скорее всего вы залезете и там вас будет ждать награда, а не дырявые текстуры (но такое тоже есть).
Я пять минут барахтался рядом с каким-то утёсом и когда забрался, нашёл скелет со свитком и пару стрел. Мелочь, а приятно. Иногда в таких местах попадается действительно ценный лут или растения, с помощью которых можно перманентно поднять себе тот или иной стат.
Чем лучше?
Вот я сказал, что Архолос лучше Готики. Чем? Тем, что у игры есть больше готичности, чем у всех приключений безымянного вместе взятых.
Дело в той же самой консистентности. Бесшовный мир, просторы с квестами и точками интереса. Возможность с ними взаимодействовать не только в диалогах и катсценах, а через механики игры. В общем всё то, что уже было в Готике, но выкрученное на максимум и избавленное от недостатков.
Недостатки про которые я говорю касаются не геймплея. Управление, графика и сложные мобы это визитная карточка серии. Не баг, а фича.
Недостатки касаются прежде всего дыр в геймдизайне.
Статья получается довольно большая, поэтому я рашели что именно сейчас расскажу определение слова консистентность. Награда дочитавшим героям.
Консистентность — согласованность элементов между собой. Когда есть А, и обязательно после этого следует Б.
Как я писал выше, в играх она считывается через окружение и сюжет. Когда они в союзе, всё очень хорошо. Когда нет — получается регион Натлан в игре Genshin Impact.
В первых Готиках консистентность рушилась на последних этапах, когда ты уже мог видеть весь игровой мир с высоты своей прокачки и опыта взаимодействия. То, что раньше казалось неприступными стенами города или тюремной крепостью — становится картонной декорацией, потому что стены никто не защищает, на них никто не нападает, а люди внутри научены одной фразе и повторяют её, стоит тебе к ним приблизиться.
Это норм для фильма, и для игры в начале нулевых, просто осадок небольшой есть.
В Архолосе консистентность сохраняется до последнего: это опасный регион, который продолжает испытывать тебя постоянно и даже спустя сто часов найдутся противники или зоны, где тебе будет неуютно из-за угроз, которые там тебя ждут.
А иногда, в зоны, которые ты уже хорошо знаешь, вмешивается Сюжет и игра резко становится сложнее там, где ты этого не ожидал.
При этом многие любят Готику за то, что она учит тебя играть в себя. Не просто дает тебе увеличение цифр и характеристик, чтобы была возможность вносить больше урона: ты учишься думать, чтобы побежать. Используешь свитки, находишь точки с которых стрелять по врагам удобнее, читаешь описание зелий и учишь новые движения после посещения очередного тренера.
И в Архолосе эта кривая обучения выстраивается вплоть до конца игры. Чтобы выжить и победить — нужно думать и готовиться.
Что несложно, если ты просто хочешь читать и готов потратить на подготовку время. Сходить в лес пофармить шкуры и дерево на новый лук, сделать небольшой квест в ближайшей деревне, приготовить еды, чтобы не тратить зелья.
Уверен, для ветеранов серии будет несложно и они поймут как сломать игру ещё во второй главе. Мне просто интереснее не ломать, а вот так, чтобы зубы скрипели и думал — не надо было качать кузнечество на этом уровне, лучше бы в силу вложился.
Кстати
Одного из разработчиков мода пригласили в команду, которая делает ремейк первой части, что достаточно обнадеживает и возможно однажды мы увидим Готику 1 такой, какой она должна была быть.