В каждой семье есть кто-то, кто несёт на себе основное бремя приготовления еды. Отвечает за неё. Чаще это женщина, мама или бабушка. Нет есть конечно случаи когда и мужчины любят готовить и делают это с энтузиазмом.
Всем ясно, что такой человек - экономический ресурс семьи. Он знает как удешевить, оптимизировать, разнообразить процесс. И именно от него во многом зависит довольны ли близкие качеством еды, каково состояние их здоровья (оно от еды то и зависит в основном), какие пищевые предпочтения сформируются у детей, как и что они будут готовить когда вырастут.
Вот у нас было две бабули. Одна выросла на Украине. Готовила прекрасно и добротно. Умела и окорока и колбасы делать, и овощи квасить. И все что угодно. И детские её воспоминания очень яркие и радостные. Что стоит например заготовка вишни на зиму - в больших молочных флягах вишню на зиму заливали мёдом.
Предки другой - крепостные крестьяне, были высланы из Воронежской губернии в Казахстан.
Семья бедствовала и Сашу в семь лет отдали в няньки в казахскую семью.
Жилось ей там сытно, но няньчить несколько упитанных малышей нелегко. Там она кстати научилась готовить кое какие казахские блюда. Эти же казахи выдали её замуж в 17 лет за Егора Воронкова. У них она с ним познакомилась. Он с отцом и братьями то ли покупал у них лес, то ли продавал.
Во время войны бабуля с детьми переехала на Кавказ. Лучше жить не стали. Когда я вспоминаю их рассказы у меня слезы наворачиваются.
Как дети насобирали конский щавель, долго трудились и потом плакали от разочарования, что его никто у них не купил.
Или когда я маму спрашивала почему она решила стать агрономом, а она отвечает: " Потому что в нашем классе была только одна девочка, которая могла есть белую булочку, и это была дочь агронома."
Но даже без их рассказов если понаблюдать, можно прийти к выводу, что жизнь не баловала мою бабулю никогда.
Только она, например, готовила мелкую картошку. У нас её называют - свинячка, потому что её варили только свиньям, люди её не ели.
Баба варила её в маленькой кастрюле в кожуре. Потом сидела, терпеливо её чистила. И слегка обжаривала её на сковороде в домашней сметане.
У нас всегда были коровы.
Этот способ, кстати, тушить в сметане, очень старинный чисто русский, потому что сметана - это исконно русский продукт, называется пряжение (пряжить).
А ещё баба всегда держала гусей. Гуси - это самая выгодная птица. Весь день гуси на выгоне щиплют травку. Гуси съедались подчистую и головка и лапки, жиром она даже блины мазала. Правда я их не ела. Из пуха - перины, подушки на приданное девкам.
А из трахеи - погремушка, свернуть колечком пока свежая, насыпать внутрь зернышек, и высушить на заслонке. И не было у неё никогда ни тремора по поводу еды, ни причитаний по поводу бедной жизни. Ела всегда скромную пищу. Не выглядела при этом как то убого. Наоборот, само достоинство.