Парадокс вымышленного персонажа, также известный, как парадокс художественной литературы — это действительно интересная загадка, которая заставляет нас задуматься о том, почему мы так эмоционально реагируем на вымышленные истории и персонажей, о которых читаем в книгах или видим в фильмах.
Вы никогда не задумывались, почему вы испытываете грусть или радость по отношению к людям, которых не существует в реальной жизни?
Вспомните историю Джека Доусона из фильма «Титаник». Несмотря на то, что фильм основан на реальных событиях, история Джека выдумка, но, тогда почему мы так переживаем, наблюдая, как он погружается в пучину океана?
В этом и заключается парадокс: наши сердца реагируют на эти истории так, будто они реальны, хотя наш разум знает, что это не так.
Немного истории
Мы можем проследить истоки данного парадокса до статьи Колина Рэдфорда опубликованной в 1978 году, в которой он говорил о трёх основных идеях, с каждой из которых, если рассматривать их по отдельности, мы согласны, но если рассматривать их одновременно, то они не имеют смысла.
Вот о каких идеях идёт речь:
- Мы испытываем настоящие эмоции по отношению к вымышленным персонажам.
- Испытывать настоящие эмоции по отношению к чему-либо значит верить, что это реально.
- Мы прекрасно понимаем, что эти персонажи вымышленные.
Когда мы рассматриваем их одновременно, мы сталкиваемся с проблемой. Ведь, если верны первое и второе, то о верности третьего не может быть и речи. Но при этом мы всё равно переживаем из-за Джека, не так ли? Эта запутанная ситуация возникает из-за того, как наши эмоции и убеждения работают в нашей голове.
Ключевые аргументы
Исследователи, изучающие парадокс вымышленных персонажей, выделяют несколько ключевых моментов:
- Эмоциональная связь: похоже, что наш мозг не слишком разборчив в том, что реально, а что нет, когда дело доходит до сопереживания персонажам.
- Когнитивный диссонанс: некоторые считают, что этот парадокс — случай когнитивного диссонанса, когда люди могут одновременно испытывать две противоположные эмоции: мы знаем, что всё это выдумка, но всё равно испытываем настоящие эмоции.
- Приостановка неверия: есть мнение, что мы просто ставим своё неверие на паузу, чтобы погрузиться в историю и насладиться ею.
- Воображаемая вовлеченность: есть также идея о том, что мы на самом деле не верим в то, что персонажи реальны; мы просто притворяемся, играя со своими эмоциями.
Примеры парадокса
- Слезы из-за мультфильмов: яркий пример данного парадокса - это детские слёзы из-за смерти Муфасы (отца Симбы в «Короле Льве»). Даже дети понимают, что всё происходящее на экране не по-настоящему, но они всё равно сопереживают увиденному.
- Страх во время чтения ужасов: испытывать страх читая Стивена Кинга странно, учитывая, что всё написанное в книге выдумка. Поэтому этот страх — классический пример парадокса художественной литературы.
- Поклонники, оплакивающие вымышленных персонажей сериалов: подумайте о том, что происходит, когда умирает любимый персонаж в «Игре престолов». Поклонники горюют по-настоящему так, как будто потеряли кого-то из близких, что подчёркивает силу парадокса над эмоциями.
Есть ли решение у парадокса?
Некоторые исследователи считают, что есть:
- Теория иллюзий: данная теория гласит, что на долю секунды мы обманываемся, думая, что вымысел реален, и именно поэтому мы реагируем эмоционально.
- Теория притворства: есть идея, что на самом деле мы не испытываем реальных эмоций по отношению к вымышленным персонажам, а скорее просто притворяемся.
- Теория оценки: наконец, есть мнение, что наши эмоциональные реакции основаны на том, как мы оцениваем события и ценности в истории, а не на вере в то, что это реальные события.
Критика парадокса
Большая часть критики парадокса вымышленных персонажей связана с тем, насколько реальны наши эмоции, когда мы имеем дело с фантазией
Кто-то говорит, что мы, возможно, преувеличиваем, насколько эмоции, вызванные вымышленными событиями, отражают наши чувства по отношению к реальным событиям, которые имеют реальные последствия.
Другие скептически относятся к тому, что наши чувства по отношению к вымышленным персонажам настолько «реальны», как мы думаем, предполагая, что это скорее слабая копия наших истинных чувств.
Есть и те, кто оспаривает саму суть парадокса. Они сомневаются в том, что нам действительно нужно во что-то верить, чтобы испытывать эмоциональную реакцию на это.
Есть ли польза от этого парадокса?
Возможно!
- Некоторые терапевты иногда используют вымышленных персонажей и истории, чтобы помочь людям исследовать свои чувства и безопасно разобраться в личных проблемах.
- Учителя могут вызывать эмоции с помощью вымышленных ситуаций, чтобы лучше закрепить знания у учеников.