Ворота в ад - огромная дыра в самом сердце Туркменистана, где прямо в центре пустыни Каракум пылает неугасимое пламя.
Особенно завораживающе зрелище сие, скажу я вам, посреди ночной тьмы. Зарево от пламени освещает округу на километры, вызывая у наблюдателя невероятный почти первобытный ужас пред неизведанным.
- Если же подойти к обрыву поближе, то можно заметить, как огонь озорными чертиками буквально расползается по стенкам ямы, ярко танцуя по расщелинам стен. Ощущение такое, словно бы сам охваченный пламенем кратер ревет от немыслимой боли.
Имя этому загадочному природному явлению - Дарваза, по названию некогда стоявшего тут рядом селения, чье название в буквальном переводе с туркменского языка просто «Ворота». А возникло все действо из-за роковой ошибки советских геологов полувековой давности. Но, позвольте, расскажу все как было.
- ...В далеком 1971-м году исследователи обнаружили на этом месте огромное скопление природного газа. Вскрыли полость, установили тут вышку. Однако внезапно произошел обвал грунта. Все оборудование, включая автомобили геологов, провалилось вниз, откуда навстречу вырвалась огромная газовая волна. К счастью, никто не пострадал из людей.
Но в спешке принято было роковое решение поджечь это опасное для жизни скопление газа. Мол, быстро выгорит за неделю да и дело с концом. Сказано-сделано!
Внезапно, огонь в газовом кратере не прекратил гореть ни через неделю, ни через месяц, ни даже через годы... Более того, пламя даже сейчас не думает слабеть! Слишком уж велики оказались запасы природного газа в этом природном хранилище.
- Диаметр кратера Дарваза составляет примерно 60 метров. Ну а в глубину это место уходит под землю на все 20 метров - то есть, примерно на высоту семиэтажного дома. Пламя же над Адскими вратами может подниматься на все 10-15 метров.
Туркмены зовут это место jähenneme açylan gapy - «Дверь в преисподню». И суеверно предпочитают обходить Дарвазу стороной. Днем это место выглядит может быть не столь впечатляюще:
Но зато ночью восхищенному оку зрелище всем зрелищам зрелище...!
Никто ныне даже не может представить, когда же наконец-то выгорит весь газ в этом резервуаре. Возможно еще лет на сто хватит с лихвой.
Место туркменские власти просто отгородили заборчиком, на всякий случай отселив подальше окрестных жителей селения Дарваза. Объявили местность заповедной зоной «Сияние Каракум». И принялись за деньги сюда иностранцев на экскурсии возить.
- Особо отчаянные туристы любят прибывать сюда темной ночью, когда пламя особенно хорошо видно. Причем, рекомендуется посещать Дарвазу в холодное время - с октября по апрель, когда рядом не так жарко.
В 2013-м году опытный канадский исследователь-вулканолог Джордж Коронис смог в особом огнеупорном кевларовом скафандре опуститься в кратер Дарваза.
Канадец мужественно добрался, друзья мои, до самого дна, что как оказалось, представляет из себя лишь сплетение горящих факелов. Собрал тут пробы грунта. И, внезапно, отыскал здесь же самую натуральную жизнь - экосистему жаростойких бактерий-гипертермофилов, что способны выживать в раскаленной (свыше 400 градусов по Цельсию) экосистеме и не обитают более нигде в мире!
- Я ощутил себя будто бы на совершенно другой планете, состоящей из вездесущего огня, - делился позже сам Коронис в интервью National Geographic.
- Проще говоря, если есть жизнь в кратере Дарваза, то она вполне способна существовать и, скажем, на планетах типа Венеры или Меркурия, где примерно такая же температура выше нуля у поверхности.
Впрочем, сейчас туркменские власти пытаются Дарвазу потушить. Ибо горящее пламя наносит огромный вред экологии и делает безжизненным почти всю округу на 100 километров - рядом даже звери боятся пробегать. Кроме того, теряется драгоценный газ, что мог бы выгодно продавать за рубеж Туркменистан. Впустую сгорели уже миллионы кубометров газа.
Рассматривался вопрос о бетонировании Дарвазы или даже направленном термоядерном взрыве.
- Для решения непростой задачи иностранные спецы еще в 2022-м году предложили туркменским властям хитрый план. Посоветовали пробурить рядом параллельную скважину, что могла б помочь отвести газ из пылающего кратера, тем самым лишив его пламя постоянной подпитки. Правда, пока еще смелая затея так и остается нереализованной.