Найти в Дзене
1С:Урок

Мнение учителя об отличиях семейной школы от государственной

Общее образование в РФ по действующему в настоящее время законодательству является обязательным: каждый ребенок обязан окончить, как минимум, 9 классов. Но обучаться ребенок может либо очно, очно-заочно, заочно в школе, лицее, гимназии, т. е. в государственном образовательном учреждении, либо в Семейной школе как одной из других форм обучения (семейное образование, самообразование), т. е. вне государственного образовательного учреждения. Можно обучаться дистанционно. Все перечисленные формы обучения существенно различаются и с точки зрения причин перевода, и с точки зрения сдачи экзаменов. При этом образуются объединения форм обучения, например очное обучение, но онлайн, либо очно-заочное с индивидуальными занятиями и др. Все более популярной становится удаленная учеба. Выбирая домашнее обучение (семейное образование), родители, добровольно отказываясь от услуг государственного образовательного учреждения, самостоятельно организуют весь учебный процесс для своего ребенка в домашних усл

Общее образование в РФ по действующему в настоящее время законодательству является обязательным: каждый ребенок обязан окончить, как минимум, 9 классов. Но обучаться ребенок может либо очно, очно-заочно, заочно в школе, лицее, гимназии, т. е. в государственном образовательном учреждении, либо в Семейной школе как одной из других форм обучения (семейное образование, самообразование), т. е. вне государственного образовательного учреждения. Можно обучаться дистанционно. Все перечисленные формы обучения существенно различаются и с точки зрения причин перевода, и с точки зрения сдачи экзаменов. При этом образуются объединения форм обучения, например очное обучение, но онлайн, либо очно-заочное с индивидуальными занятиями и др. Все более популярной становится удаленная учеба.

Выбирая домашнее обучение (семейное образование), родители, добровольно отказываясь от услуг государственного образовательного учреждения, самостоятельно организуют весь учебный процесс для своего ребенка в домашних условиях. В этом случае школьник обязательно должен пройти через итоговую аттестацию и при успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ получить аттестат. Экзамены можно сдавать экстерном.

Причины перехода на такую форму обучения различны, как и правила перевода школьника на семейное образование: следует уведомить органы местного самоуправления; выбрать школу, в которой ребенок будет проходить аттестацию, и заключить договор с ней; организовать учебный процесс, например самостоятельные занятия, уроки с репетиторами, курсы в онлайн-школе и другое; составить план обучения. Родители сами решают, какими предметами и как часто будет заниматься ребенок. План может отличаться от школьной программы, и график учебных занятий также может быть другим по сравнению с принятым ФГОС.

Форма семейного обучения (статья 17 Федерального закона от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») в нашем обществе становится все более популярной. Семейная форма обучения – это одна из форм освоения образовательных программ с периодической отчетностью перед государственным общеобразовательным учреждением об итогах такого обучения. Родители, выбравшие форму семейного обучения, самостоятельно определяют организацию учебного процесса для их ребенка.

Иногда родители нескольких учеников объединяют свои усилия для совместного обучения и развития своих детей. В этом случае образуется семейная школа, обычно привлекаются частные преподаватели, аренда помещения для проведения уроков оплачивается совместно.

Семейные школы, или семейные классы, – это негосударственные образовательные учреждения. В отличие от государственных и частных школ, они не обладают аккредитацией и лицензией. Соответственно такие школы могут использовать любые учебные программы, включая те, которые не утверждены Министерством просвещения. Свобода образовательной деятельности и организация учебной работы в этих учреждениях практически ничем не ограничиваются, за исключением собственных правил и решений.

Разумеется, большая свобода подразумевает большую ответственность, и родителям необходимо самостоятельно разрабатывать учебный план, учитывая все нюансы такого обучения. Возможен как очный, так и дистанционный формат обучения. Родители контролируют содержание и методы преподавания. Эти учреждения функционируют, скорее, как сообщества с горизонтальной структурой управления, где ключевые решения принимаются родителями коллективно.

Семейные школы в некотором роде сочетают преимущества традиционных школьных программ и домашнего обучения.

К преимуществам семейных школ можно отнести:

– возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ученику, составить расписание, выбрать интенсивность занятий, как и насколько должен быть ребенок занят разными видами учебных заданий, упражнений, какой должен быть темп, какими должны быть скорость, наполненность учебных процессов с учетом его способностей, потребностей, интересов, а также пожеланий родителей, самих детей, и при необходимости вносить изменения, если текущий формат по каким-то причинам окажется неэффективным;

– посещение занятий в установленные дни и часы, способствующее поддержанию режима, который зачастую сложно соблюдать в домашней обстановке;

– обучение в маленьких группах предоставляет детям возможность больше общаться со сверстниками; проведение времени вне дома и в среде со своими сверстниками способствует развитию самостоятельности и приобретению социальных навыков;

– объединение детей разных возрастов благотворно влияет на формирование коммуникативных навыков и умений работать в команде;

– гибкость в обучении благодаря применению инновационных методов обучения, таких как проектная работа, лабораторные исследования и опытные занятия, позволяющих детям приобретать значительный практический опыт;

– снижение затрат на частные уроки, поскольку оплата труда преподавателей распределяется среди всех участников группы;

– защищенность ребенка, например, от домашнего насилия значительно выше, чем у детей, которые на домашнем обучении целиком и полностью зависят от родителей;

– отсутствие риска смешения отношений «ребенок-родитель» и «ребенок-наставник», т. е. проблемы, существующей в семейном образовании, организованном в условиях дома.

К недостаткам семейных школ можно отнести:

– необходимость поддержания баланса между образовательными стандартами и индивидуальным подходом; родители должны понять, что, хотя семейные школы предоставляют больше свободы, они также требуют высокой степени ответственности и вовлеченности в процесс образования;

– необходимость согласовывать свои решения с решениями других семей; разногласия в подходах к обучению, отсутствие единого мнения о процессе образования, внешних стандартов требует больше времени и усилий для обсуждения того, как каждый участник понимает суть образовательного процесса, и все это в целом затрудняет успешность обучения в семейной школе;

– незначительный опыт такого обучения можно признать экспериментальным, потому что невозможно заранее предугадать, насколько успешным он окажется.

Опыт показывает, что успешность семейных школ определяется только теми родителями, которые затрачивают значительные силы для организации учебного процесса, по сути своей становятся своеобразными образовательными менеджерами на годы.

Родителям, которые хотят сделать выбор в пользу семейного обучения, следует знать, что только они будут ответственны за качество образования своих детей. Если ребёнка перевели на семейное образование, то единственной функцией государственного учреждения (школы, к которой он должен быть прикреплён) становится проведение промежуточной или государственной итоговой аттестации.

Автор:

Полякова Анна Александровна,

учитель начальных классов,

ГБОУ Школа №113.