Найти в Дзене
Блог Рязаночки

Тряпичная бумага

В последние годы говорят о сверхпотреблении и переобработке вещей, например, одежды. Дескать, не надо покупать слишком много одежды и ее выбрасывать, потому что надоела или немодная. Ее лучше отдать на благотворительность (если в хорошем состоянии), перешить или на рукоделие, на ткачество половиков, на тряпки. А раньше из старой одежды делали бумагу. Не только из дерева. Отрывок из повести «Надежда» З. Воскресенской. В это утро Надя встретилась с учительницей и ребятами на перекрестке дорог. Все вместе побежали через луг к фабрике, оставляя на росистой траве ярко-зеленые следы. Подходили к фабрике, когда прогудел третий, последний гудок. Первый гудок — просыпайся; второй гудок — выходи из дому; третий гудок — становись за работу. 
Тимофейка (учительница в местной школе) повела ребят под навес, где работницы разбирали тряпье. 
Женщины, плохо одетые, раздраженные, не успевшие отдохнуть за короткую ночь, разбирали гору тряпья, которое завезли вчера на фабрику скупщики и свалили под наве

В последние годы говорят о сверхпотреблении и переобработке вещей, например, одежды. Дескать, не надо покупать слишком много одежды и ее выбрасывать, потому что надоела или немодная. Ее лучше отдать на благотворительность (если в хорошем состоянии), перешить или на рукоделие, на ткачество половиков, на тряпки.

А раньше из старой одежды делали бумагу. Не только из дерева.

Отрывок из повести «Надежда» З. Воскресенской.

Зоя Воскресенская, "Надежда".
Зоя Воскресенская, "Надежда".
В это утро Надя встретилась с учительницей и ребятами на перекрестке дорог. Все вместе побежали через луг к фабрике, оставляя на росистой траве ярко-зеленые следы. Подходили к фабрике, когда прогудел третий, последний гудок. Первый гудок — просыпайся; второй гудок — выходи из дому; третий гудок — становись за работу. 

Тимофейка (учительница в местной школе) повела ребят под навес, где работницы разбирали тряпье. 

Женщины, плохо одетые, раздраженные, не успевшие отдохнуть за короткую ночь, разбирали гору тряпья, которое завезли вчера на фабрику скупщики и свалили под навес. Здесь была и изношенная одежда, и дырявые рогожи, обрывки веревок и мешковина. Завидев Тимофейку, все заулыбались: подмога пришла. Работницы сортировали тряпье и высматривали, нет ли какой рубашонки, штанов или юбки, которые могли бы еще сгодиться. Редко попадалось что-либо стоящее, а если попадалось, то становилось событием. И на фабрике долго говорили, что тетка Матрена почти совсем новую миткалевую юбку откопала, которая уж больно грязна была, а выстирала ее и теперь надевает только по праздникам. Женщины отрезали короткими ножами попадавшиеся пуговицы, крючки, кнопки. 

Тимофейка объяснила Наде, как различать хлопчатобумажную и пеньковую ткань от шерстяной. Ребятишки с Тимофейкой приходили на фабрику всякий раз, когда привозили новую партию тряпья, и зарабатывали по 20 и 30 копеек в день, а Илья работал на фабрике постоянно. 

Женщины сидели и пели песни; все песни были жалостливые. И Надя подпевала и старалась работать проворно, как взрослая, и чувствовала себя равноправной и счастливой. И работницы обращались с ней как с равной, называли ее ласковыми прозвищами, дарили красивые пуговицы. Надя знала почти все бабьи песни и часто пела их дома, чем приводила в трепет Елизавету Васильевну. Пела Надя песни с широко открытым ртом — «голосила», и при этом, как она утверждала, лицо ничего не должно было «выражать», выразительным должен быть только голос... И в этот день, устроившись на вершине копны из разноцветного тряпичного хлама, Надя ловко встряхивала какую-нибудь бывшую рубашку, деловито оглядывала ее, срезала забытую пуговку и, не глядя, отбрасывала в кучу бумажной ткани. 

Из здания фабрики доносилось пыхтение паровой машины, шлепки приводных ремней, удушливый запах варева из тряпья.
Старинная машина для изготовления бумаги.
Старинная машина для изготовления бумаги.
После обеденного перерыва дети с Тимофейкой перешли в отделение, где машина резала бумагу, а рабочие, главным образом подростки, сбивали листы бумаги в стопы, стопы — в дести и упаковывали их в фирменные конверты. Здесь работали только грамотные. Бумагу надо уметь считать и различать ее по сортам. 

Илюша, нахмурив брови, набирал в левую руку толстую пачку и каким-то неуловимым движением разворачивал ее веером, пробегался по уголкам листов указательным и средним пальцами правой руки. 24 листа — десть, 20 дестей — стопа. Сбив ладонями на столе листы и подровняв их, засовывал в конверт. Раз, два! — проводил кисточкой с клеем по кромке, а затем, запахнув клапан, проезжался по нему локтем и отодвигал в сторону. Надя смотрела с удовольствием — ловко работал Илюша. 

Надя тоже набрала пачку листов, тряхнула, как Илья, кистью руки, и бумага разлетелась во все стороны. Кто-то хихикнул, но Илья подошел к Наде и, как настоящий друг, щедро поделился с ней тайной своего мастерства. 

Пальцы Тимофейки порхали над бумагой. Она считала быстрее всех, делала пачки аккуратнее всех. 

Наступила передышка: машина не успевала за своими помощниками.

В 18 веке бумагу уже делали уже по всей Европе. Самым дешевым и популярным сырьем для ее производства стала ветхая одежда. Улицы крупных городов наводнили тряпичники. Только в Париже их было семь тысяч человек. По-французски их называли "шифонье". Они копались в мусоре в поисках тряпок и скупали старую одежду на вес.

"Сырья требовалось огромное количество. И сырья, естественно, не хватало. В некоторых городах был запрещен вывоз тряпья, и даже начались тряпичные войны", – поделилась информацией культуролог Василенок.

-3

Петр I тоже сперва наладил производство бумаги из тряпок. В 1720 году он издал указ о сборе тряпья у населения Петербурга и Москвы «на дело бумаги». По указам Петра I в 1704–1721 годах было построено несколько новых бумажных предприятий под Москвой, Петербургом, Калугой. По указу 1721 года канцелярии различных ведомств должны были использовать только отечественную бумагу.

— Очень умно. А помните кризис офисной бумаги весной 2022 года? )

— Научились меньше тратить бумагу, перешли к электронным документам ))

Крестьян даже обязали сдавать обноски полицмейстерам. Но вскоре сбором тряпья занялись старьевщики и дело встало на поток. В 1870 году из Российской империи экспортировали в Европу несколько миллионов килограммов тряпья. Спрос на специфическое сырье упал только в 19 веке, когда бумагу начали массово делать из древесины. Новые станки заменили сотни рабочих на бумажных фабриках.

— Ничего себе, раньше экспортировали старье, а теперь зерна и нефть? Если Интернет не врёт)

В настоящее время использовать тряпки для создания бумаги стало невозможным из-за добавления в ткань различных химических добавок, повышающих ее износостойкость. Волокна нейлона, стрейча, вискозы оставляют прозрачные пятна при попытке изготовить из них бумагу.

— Из собранного старья делали также ткани. Об этом написано в этой книге. Но и теперь это нереально из-за синтетики.

-4

Вместо "тряпок" используется хлопковый пух, или линт. Это волокно, остающееся на семенах после того, как были собраны наиболее длинные (от 2 до 6 см) волокна, применяемые для изготовления пряжи. 

-5

Также в качестве сырья для бумаги применяют отходы от переработки хлопка, льна и пеньки в виде линтеров (коротких волоконец), пуха хлопкового, льняных и пеньковых очесов.

-6

— А как выглядит бумага из тряпок? Как её отличить от обычной?

— Цветом и ценой )