Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Об американских подлодках "Наутилус", которых оказалось аж четыре

Было и три надводных "Наутилуса", правда довольно мелких, так что сосредоточимся на подводных.

И первым был заложенный 23 марта 1911 года на верфи Union Iron Works в Сан-Франциско. Однако бороздить моря под этим именем ему не пришлось. Перед спуском на воду название изменили и лодка получила безликое Н-2, под которым и провела всю свою жизнь

Хотя она и вошла в строй в 1913 году, в Первой мировой войне ей участвовать не довелось, как впрочем и основной массе американского военного флота. Её команда:

-2

Самыми заметными её деяниями были переходы с Тихого океана в Атлантический через Панамский канал, и позже в обратном направлении, а также стать первой лодкой, которая, как пишут американцы, «совершила замечательный подвиг, отправив беспроводное сообщение, находясь под водой»

-3

Следующий "Наутилус" наоборот, первоначально вошёл в строй под названием O-12 (SS-73) 19 октября 1918 года в Нью-Йорке. Но уже в 1920 году лодка была переведена в резерв, пока на неё не положил глаз австралиец сэр Джордж Хьюберт Уилкинс, решивший достичь Северный полюс именно на подводной лодке.

История эта настолько удивительна, что я посвятил ей отдельную статью. Рекомендую, не пожалеете: "Наутилус", не добравшийся до Северного полюса, или о "слабоумии и отваге"

Третий "Наутилус" тоже начал жизнь не под "своим" именем. USS V-6 вошла в строй 1 июля 1930 года. "Крестной матерью" была 16-летняя мисс Джин Кислинг

-4

Момент торжественной церемонии

-5

Лодка была здоровенная, общая длина 113 метров. Команда составляла 8-9 офицеров и 80-88 матросов. Можно оценить размеры в сравнении с фигурками людей на палубе

-6

Вид сверху:

-7

Была переименована в Nautilus 19 февраля 1931 года.

Ей досталась славная боевая судьба. Даже довелось торпедировать японский авианосец "Кага"

-8

Nautilus выпустил четыре торпеды по авианосцу с расстояния менее 3000 ярдов (2700 м). Одна не сработала, две изменили направление, а четвертая не взорвалась (обычная проблема Mark XIV), ударившись о середину корабля и разломившись пополам.

Хотя с Наутилуса и доложили, что после попадания авианосец горел по всей длине, на самом деле он загорелся от попадания авиабомб, а спасшиеся матросы упоминали, что баллон со сжатым воздухом неразорвавшейся торпеды послужил спасательным кругом для кого-то из них.

Но это скорее курьёзный случай, было у лодки немало и успехов, причём вполне подтверждённых. Вот например, фото через перископ поражённого ею эсминца "Ямакадзе"

-9

Всего лодка совершила за время войны 14 патрулей. В первом кроме встреч с "Кага" и "Ямакадзе" Наутилус потопил японский вспомогательный минный тральщик Musashi Maru. Был позже торпедирован и повреждён эсминец "Акидзуки".

Всего же потоплено 5 транспортных судов, а также артогнём уничтожены три сампана. Представляю, что происходило на этих судёнышках после попадания 152-мм снарядов. Оцените размер лодочных пушек:

-10

И сампана:

-11

А кроме того, "Наутилус" часто использовался для высадки и наоборот, эвакуации, начиная с морских пехотинцев, и до монахинь и женщин с детьми. Если всё подробно описывать, то ещё половина такой статьи получится.

За время войны лодка сильно поизносилась, поэтому была продана на слом 16 ноября 1945 года

Ну, и о последнем "Наутилусе", про который американцы пишут, что его изобретение по важности можно сравнить с первым полётом на Луну (!).

Проектированием руководил Хайман Джордж Риковер (27 января 1900 г. — 8 июля 1986 г.) — четырехзвездный адмирал ВМС США, которого называют «отцом ядерного флота».

Однако и тут без русского следа не обошлось. Хайманом он стал в США, а на самом деле это был еврейский мальчик Хаим из местечка Макув-Мазовецкий, находившегося на территории Российской империи в 1905 году, когда семья будущего адмирала эмигрировала за океан.

USS Nautilus (SSN-571) вошёл в строй 30 сентября 1954 года, а уже в августе 1958 года достиг под водой Северного полюса, воплотив в жизнь идею сэра Хьюберта Уилкинса.

В центральном посту в момент прохождения подо льдами к Северному полюсу

-12

Возвращение в Нью-Йорк после этого похода:

-13

Риковер поднимается на борт своего детища:

-14

Лодка могла развивать скорость более 20 узлов. На борту во время резкого изменения дифферента:

-15

Под 30 градусов будет, как думаете?

Никакого опыта строительства и эксплуатации подлодок такого типа не было, поэтому она имела массу недостатков. Отношение массы к мощности ядерного реактора было огромным, поэтому проектировщикам не удалось разместить часть предполагаемого арсенала. Один только корпус реактора весил около 35 тонн, а вес биологической защиты, состоявшей из слоев свинца, стали и других материалов, достигал около 740 тонн. Так что пришлось ограничиться только шестью торпедными аппаратами.

Другой проблемой был шум, который исходил от работающих турбин. Они создавали вибрацию, которая делала гидролокатор лодки бесполезным на скорости 4 узла: субмарина становилась «глухой», а шум делал ее уязвимой для вражеских гидролокаторов. Этот существенный недостаток был учтен при проектировании атомной подводной лодки следующего поколения.

В дальнейшем Риковер

  • всего построил 237 атомных кораблей;
  • ни разу не сталкивался с ядерной аварией;
  • подготовил, образовал и оценил по достоинству несколько тысяч человек, пришедших в атомную отрасль на должности управленцев, проектантов, производителей и операторов;
  • дал возможность американскому подводному флоту успешно действовать под арктическими льдами;
  • создал реакторные зоны, чей срок жизни совпадал со сроком жизни лодки.

...У гардемаринов Аннаполиса есть примета - если потереть нос у бюста Риковера, то можно надеяться получить хорошую оценку на экзаменах по ядерной инженерии

-16

P.S. Вниманию старых и новых подписчиков - поскольку общение между блогерами Дзена выявило, что статьи определённых каналов, и моего в том числе, теперь зачастую не показываются не только в ленте рекомендаций, но и подписчикам, рекомендую заходить на канал по его названию или другим активным способом, сделать закладку, например. Выкладываю статьи минимум 4-5 раз в неделю.

.........................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4