Business Excellence, декабрь 2024
Рубрика: Обзор
Автор: Михаил Палагин, кандидат технических наук, доцент Академии Росстандарта (АСМС)
Не секрет, что у автопроизводителей и владельцев автомобилей в вопросах качества, надежности и сроков службы разные приоритеты. Производители хотели бы, чтобы автовладельцы меняли свои транспортные средства на новые как можно чаще, а вот потребители хотят использовать автомобили как можно дольше — и с минимумом проблем, т.е. без серьезных дополнительных расходов на обслуживание и ремонт. Если говорить о китайских брендах, они принципиально не отличаются от традиционных игроков авторынка, но еще достаточно молоды и амбициозны, при этом уже опытны и ведут себя очень агрессивно. Их доля и объем продаж не только на российском рынке, но и на мировом становятся всё заметнее и будут расти и дальше — даже при появлении ограничений, санкций или других политико-экономических препятствий.
НЕ ИЗВЕСТНЫЕ РАНЕЕ ПОЧТИ НИКОМУ, ОНИ УЖЕ ДОМИНИРУЮТ НА РЫНКЕ
К идее поделиться своим мнением о современных автомобилях на российском рынке меня привели многочисленные обсуждения того обстоятельства, что не известные ранее почти никому китайские автомобили на нашем рынке доминируют уже несколько лет. Многим непонятно, как ситуация будет складываться дальше и чего ожидать от такой новой реальности, где китайский автопром уже сильно потеснил некоторых конкурентов. Конечно, популярные ранее «японцы, корейцы, немцы и прочие европейцы» присутствуют на торговых площадках параллельного импорта, и там им конкуренцию успешно составляют автобренды из Китая, не поставляемые в РФ официально. Но это уже штучный товар. Штучный не только из-за высоких цен и очень дорогих кредитов, но и по причине отсутствия представительств, дилерских сетей и сервисных станций.
Три главных момента, из-за которых наши люди, мягко говоря, всё еще побаиваются китайских машин и настороженно на них смотрят (о розничных ценах пока не говорим — это отдельный и очень непростой вопрос).
Момент 1
БРЕНД/ИМИДЖ
Большинство брендов и моделей пока неизвестны потребителям, не имеют достаточной репутации и истории, особенно на фоне покинувших наш рынок автопроизводителей. Только время и опыт владения, при соответствующем качестве продукции, могут положительно повлиять на имидж и популярность продукции китайского автопрома.
Момент 2
НЕДОВЕРИЕ И ОПАСЕНИЕ
Многие потребители пока еще просто не верят в качество и долговечность китайских автомобилей и сомневаются в такой покупке, так как, по нашему менталитету, мы приобретаем машины не на пару лет и 30 тыс. км пробега, а на гораздо более долгий срок. На это накладывается и устаревший стереотип, что нормальные сервисы и запчасти у китайских автобрендов отсутствуют. Информация в соцсетях по этому поводу очень противоречивая, что только усиливает недоверие и опасение.
Момент 3
ЦЕНА НА ВТОРИЧНОМ РЫНКЕ (ЛИКВИДНОСТЬ)
Доступная в сети информация о потере продукцией китайского автопрома до 30% после первого года службы сильно настораживает. Действительно, сказать сегодня, сколько твой новый автомобиль будет стоить через два-три-четыре года, сложновато. Как и то, сколько процентов или наличных денег придется в будущем добавить для покупки следующего нового автомобиля.
Большинство пока еще просто не верит в качество и долговечность китайских автомобилей и сомневается в такой покупке
Опытные автовладельцы понимают, что цена машин одного и того же года выпуска на вторичке зависит не только от состояния и пробега, но прежде всего от силы бренда, спроса и популярности, от репутации с точки зрения ремонтопригодности и долговечности (надежности). Приплюсовываем непредсказуемость курса валют и непрогнозируемость «защитных», налоговых и фискальных мер — и получаем неопределенность.
ЭКСПАНСИЯ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ
Для выхода на зарубежные рынки стартовые позиции китайского автопрома были с самого начала предпочтительнее, чем у предшественников из Японии и Кореи, изменявших ранее баланс сил и отвоевывавших свои доли у мировых лидеров. Неплохие стартовые условия и даже преимущества появились за счет разнообразных факторов. Вот только основные: наличие в стране современной производственной базы и квалифицированного персонала, собственного производства микроэлектроники и автокомпонентов; мотивирующая, финансовая и организационная поддержка со стороны государства.
В последние десятилетия автомобильные концерны не скрывали сильнейшей зависимости от громадного китайского рынка, закупая там комплектующие, но лишний раз я убедился в этом после пандемии коронавируса — когда выяснилось, что не только автокомпоненты и запчасти, но и почти все чипы и электронные компоненты для автомобильной промышленности производятся именно в Китае. Договариваться о срочных поставках было почти бесполезно — необходимые для производства автомобилей составляющие в первую очередь пошли к своим, китайским брендам, пока остальные нервно стояли в сторонке, подсчитывая упущенные объемы и прибыли.
ПРОИЗВОДСТВО В КИТАЕ И ДОЛЯ НА МИРОВЫХ АВТОРЫНКАХ
Китайский автопром значительно вырос за последние десятилетия, и страна (с населением 1,4 млрд чел. при постоянно возрастающем уровне доходов) стала не только крупнейшим рынком сбыта, но и центром производства автомобилей. В 2023 г. Китай произвел более 30 млн новых машин — около 30% всех автомобилей в мире, что делает эту страну крупнейшим производителем и экспортером (экспортировано 5,6 млн единиц — опередили Японию на 1 млн). И сразу два китайских бренда по итогам 2024 г. должны войти в топ-10 мировых производителей по количеству выпущенных транспортных средств.
Тенденция понятна, скорость происходящих изменений впечатляет, и пока нет индикаторов, сигнализирующих о торможении китайского автопрома. Количество ежегодно появляющихся новых моделей электромобилей и гибридов подтверждает желание и возможность завоевать потребителей во всем мире. При этом у многих крупнейших мировых автоконцернов наблюдается снижение объемов продаж и прибыли; отсюда падение акций и необходимость сокращения персонала, даже закрытие части производственных предприятий. О банкротствах говорить рановато, но новые слияния и поглощения в мировом автопроме уже где-то недалеко, причем с активным участием именно китайского бизнеса. А протекционистские меры, например, против китайских электромобилей и гибридов в странах ЕС и в США ничего принципиально уже не изменят.
КАЧЕСТВО И НАДЕЖНОСТЬ
Вопрос о качестве и надежности автомобилей, поставляемых недавно появившимися на рынке игроками, не нов — так, в 70-х гг. прошлого века мир обсуждал продукцию японского автопрома, в 1990-х и начале 2000-х — корейского, а вот теперь пришло время китайского. Да, в Китае выпускают автомобили не только глобальные, но и локальные бренды, и уже достаточно давно. Но вопрос о качестве все-таки относительно новый, с тех пор как Китай пошел завоевывать мировые авторынки.
Личный опыт общения с теми, кто любит порассуждать о надежности и качестве автомобилей, показывает, что под этими терминами каждый подразумевает что-то свое. Думается, здесь необходимо уточнить ряд важных моментов.
Качество отражает то, насколько хорошо автомобиль соответствует ожиданиям пользователей и внутренним стандартам производителя.
Вот некоторые из множества характеристик, определяющих параметры качества:
• используемые материалы — применение высококачественных материалов в интерьере и экстерьере автомобиля влияет на его долговечность и внешний вид; это касается как кузовных деталей, так и отделки салона;
• сборка — отсутствие зазоров, ровные линии кузова и надежное соединение деталей;
• отделка — хорошая покраска и отделка (финишная обработка) защищают автомобиль от коррозии и износа,
а также придают ему привлекательный внешний вид;
• комфорт и эргономика — удобство сидений, доступность органов управления и общее восприятие пространства в салоне;
• шумоизоляция — способствует комфортному вождению, уменьшая уровень шума от дороги и двигателя внутри салона;
• наличие современных технологий, таких как мультимедийные системы, системы помощи водителю и др.;
• функциональность — неотъемлемая часть качества автомобиля, определяющая не только его способность справляться с основными задачами, такими как перевозка людей и грузов, но и выполнение специфических функций, связанных с комфортом и безопасностью.
Надежность является статистической характеристикой, так как основывается на вероятностных оценках и статистических данных о работе и отказах автомобилей в реальных условиях эксплуатации. Она может включать в себя вероятность отказов, частоту поломок, долговечность компонентов и общую устойчивость к износу. Надежность автомобиля зависит от его способности выполнять свои функции без отказов на протяжении определенного периода времени. Поскольку этот период не нормирован для транспортных средств, его условно можно охарактеризовать как неопределенно длительный.
Качество и надежность взаимосвязаны — вместе они характеризуют способность автомобиля сохранять технические и эксплуатационные показатели в течение срока службы. В российском законодательстве нет жестких требований к сроку службы автомобилей, однако производитель обычно указывает его в документации.
СРОК СЛУЖБЫ
Исходя из имеющихся в сети данных, в документации на китайские автомобили, продаваемые на российском рынке, указывается срок службы в диапазоне от пяти до семи лет, в зависимости от модели и бренда. Если срок
службы не прописан в документации, то, согласно закону «О защите прав потребителей», он составляет 10 лет. Поэтому некоторые компании, в том числе покинувшие наш рынок, его не указывают — 10-летний максимальный срок определен законом. В течение этого времени потребитель имеет право на бесплатное устранение существенных недостатков и даже на обмен автомобиля на новый или возврат денег (т.е. срок службы пока еще продолжительнее гарантийного срока).
С другой стороны, в России средний срок службы машины в 2023 г. достиг 27 лет, и это среднее значение — есть экземпляры и намного старше. Из общего количества стоящих на учете в РФ автомобилей более 77% — старше 10 лет, средний возраст легковых автомобилей — уже более 15 лет, и он имеет тренд к увеличению. Таким образом, после истечения срока службы автомобили продолжают десятилетиями верой и правдой служить своим владельцам, потреблять ГСМ, попадать в ДТП, ремонтироваться и т.п.
Частота отказов в период срока службы автомобиля действительно характеризует надежность транспортного средства, однако только в некоторой степени, так как данный срок не равен сроку эксплуатации. Сегодня словосочетание «срок службы» по факту означает ограничение срока ответственности автопроизводителей за свои изделия перед потребителями, и не более того. При этом сохранение эксплуатационных показателей автомобиля после окончания срока службы никак не регулируется, хотя именно это чаще всего имеется в виду, когда говорится о надежности транспортного средства модели Х и бренда Y. Поэтому далее — немного о ресурсе.
РЕСУРС
Ресурс — это важный показатель качества и надежности, как технический, так и экономический, который отражает баланс между качеством и стоимостью автомобиля. Рассчитывается он в километрах пробега до возникновения необходимости дорогостоящего ремонта. Чем выше ресурс, тем больше вероятность того, что машина будет служить долго. При этом ресурсы отдельных ключевых узлов (двигатель, трансмиссия, кузовные элементы) могут существенно различаться.
За рубежом ряд независимых исследовательских компаний достаточно подробно анализируют и ранжируют автомобили по их надежности (ресурсу), стоимости на вторичном рынке и безопасности. Так, например, рейтинг iSeeCars показывает, насколько надежным и долговечным является автомобиль, путем расчета вероятности достижения пробега более 250 тыс. миль (около 400 тыс. км).
У лидера рейтинга SUV-сегмента, Toyota Tundra, такая вероятность составляет 36% при среднем показателе для SUV 7,8%. Или, напрмер, данные о ресурсе одной из моделей пассажирского автомобиля, не входящего в число лидеров: средний срок эксплуатации ≈13,6 года, средний пробег ≈234 тыс. км, годовой пробег ≈15 150 км, вероятность достижения пробега 320 тыс. км ≈15,4%.
Наличие таких статистических данных могло бы сильно упростить сравнение качества и надежности автомобилей разных брендов, моделей и стран происхождения. Но статистики на тему надежности и ресурса автомобилей на отечественном рынке, очень похоже, не существует.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НАДЕЖНОСТЬ
Группа 1. КОНСТРУКТИВНЫЕ
Закладываются при проектировании и конструировании. Очевидно, что у китайского автопрома с этим вопросов почти нет: лучшие инженеры, дизайнеры и профессионалы автобизнеса переходят на сторону китайских автобрендов, успешно работают и творят, передают опыт и знания.
Да и собственный опыт многих китайских компаний, как и квалификация персонала, выглядит уже достаточно солидно. Однако использование собственных нормативных документов, имеющих некоторые особенности и отличия, например, от российских, вынуждает как проводить серьезную адаптацию конструкций под требования местных стандартов, так и испытывать автомобили на зарубежных рынках по полному циклу.
Группа 2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ
Включают входной контроль используемых материалов и компонентов, систему менеджмента качества на всех этапах и, что очень важно, контроль качества произведенной продукции. Если посмотреть на отзывы и комментарии тех, кому удалось побывать на производстве автомобилей в Китае, то там почти всё на хорошем уровне и соответствует высоким мировым стандартам. Однако известны случаи использования материалов невысокого качества, иногда встречается недостаточная антикоррозийная обработка, да и проблемы с качеством электронных компонентов остаются пока еще актуальными.
Группа 3. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ
Воздействия внешней среды: температура, влажность, электромагнитное излучение; механические воздействия: вибрация, удары и т.д., т.е. это мы с вами — наш стиль вождения, состояние дорог, окружающая среда, обслуживание и ремонт автомобиля. Правильное и своевременное техническое обслуживание и наличие качественных запасных частей серьезно влияют на надежность, и здесь нужно отметить, что на рынке имеют место сложности с приобретением запчастей к китайским автомобилям.
ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ
Известны два метода оценки.
Метод 1. РЕСУРСНЫЕ И ХОДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ
Производители (иногда независимые исследователи) организуют собственные тесты, которые включают в себя ресурсные и ходовые испытания в различных условиях, помогающие выявить недостатки, неудачные решения и технические проблемы. Часто результаты таких тестов остаются внутри автоконцернов и недоступны посторонним. Судя по немногочисленным публикациям, ресурсные тесты про водятся и в китайском автопроме, что позволяет говорить о серьезном профессиональном подходе к вопросу надежности продукции.
Метод 2. АНАЛИЗ ДАННЫХ ОБ ОТКАЗАХ, ПОЛУЧЕННЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСОВ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОМОБИЛЕЙ
Это наиболее распространенный подход. Самый известный поставщик такой информации — аналитическая компания J. D. Power. Таким исследованиям уже более 35 лет, они позволяют определить количество проблем/дефектов на 100 автомобилей за некоторый период эксплуатации, например за один или три года. Самый цитируемый отчет J. D. Power включает анализ выявленных проблем и их количество в течение трех лет эксплуатации. Лидеры здесь уже давно — можно сказать, традиционно — японские «Тойота» и «Лексус». Были годы, когда в десятку лидеров входили исключительно японские модели, но пару лет назад корейские «Хендэ» и «Киа» их ненадолго опередили, заняв первое и третье места в рейтинге, однако сегодня японцы вернули лидерство (рис. 2).
Среднее количество проблем на 100 автомобилей по сравнению с 2020 г. увеличилось на четыре позиции и составило 190 пунктов (т.е. за три года в среднем 1,9 проблемы на один автомобиль, у лидеров рейтинга чуть меньше, но больше одной).
Информация собирается по девяти основным категориям дефектов:
• внутреннее устройство автомобиля — качество материалов и сборки внутри;
• внешний вид — оценка дизайна и отделки кузова;
• двигатель/трансмиссия — надежность и производительность силового агрегата;
• опыт — общие впечатления от управления автомобилем;
• элементы управления/дисплеи — удобство и функциональность интерфейсов;
• сиденья — комфорт и поддержка сидений;
• аудио/связь/развлечения/ навигация — качество мультимедийных систем и навигации;
• обогрев/вентиляция/кондиционирование — эффективность климат-контроля;
• электронные системы помощи водителю (вспомогательные системы): адаптивный круиз-контроль, системы предотвращения столкновений и др.
Что важно: J. D. Power имеет подразделение и в Китае и уже не первый год публикует рейтинги надежности именно китайского автопрома. Согласно данным за тот же 2023 г., среднее число проблем за год уменьшилось на 13 позиций и составило 202 пункта (рис. 3). Разница уже невелика, и если количество проблем будет уменьшаться такими же темпами (а это видится вполне возможным), то уже через два-три года китайские производители сравняются с лидерами мирового автопрома.
Самой проблемной частью современных автомобилей (не только китайских) являются системы мультимедиа — дефектов/жалоб здесь в два с лишним раза больше, чем на детали и узлы других категорий. Основные претензии — качество подключения и частая потеря связи смартфонов с Apple CarPlay и Android Auto, а также работа голосовых ассистентов. Это вызывает неудобства и разочарование у автовладельцев, но не влияет на базовые функции автомобиля, такие как движение, торможение или управление.
ОДОБРЕНИЕ ТИПА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Китайские автомобильные компании используют уникальную систему стандартов, которая сочетает в себе национальные, профессиональные и местные требования. Эти стандарты отличаются от российских, европейских и американских по своим критериям, что отражает специфику локального рынка. Одобрение типа транспортного средства (OTТC) они получают от местных регуляторов, таких как министерство промышленности и информационных технологий (MIIT). ОТТС, выданные китайскими государственными регуляторами, могут быть признаны и в других странах, но это зависит от конкретных обстоятельств. Дело в том, что такие документы подтверждают соответствие автомобилей национальным стандартам экологии, безопасности и др., но не международным.
В России, как и в большинстве других стран, для получения разрешения на продажу автомобилей локальных ОТТС из КНР недостаточно, и необходимо проводить полноценные испытания для подтверждения безопасности и надежности — например, на полигоне НАМИ. Они должны сертифицироваться в рамках технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», что применимо также к другим производителям. Испытания могут включать краш-тесты, проверку чистоты выбросов, технические испытания основных компонентов автомобиля (двигатель, трансмиссия, тормоза и т.д.).
Многие китайские компании внедрили современные стандарты менеджмента качества, широко применяются решения в области безопасности и комфорта. Это помогает завоевывать значительные доли не только на внутреннем, но и на внешних рынках
Модели, которые получают ОТТС, полностью соответствуют требованиям отечественного нормативного документа — технического регламента. Однако, вне зависимости от страны происхождения автомобилей, это никак не уберегает от появления сомнений и вопросов о качестве и надежности таких транспортных средств.
РЕЗЮМЕ
Китайские автомобилестроители активно теснят конкурентов на локальном и мировом рынках, постепенно решая многие технические и практические проблемы. Успехи в основном связаны с электромобилями и гибридами, которые не востребованы в России в силу разных причин, но прежде всего из-за более низких цен на автомобили с ДВС и практического отсутствия зарядной инфраструктуры.
Ранее покупатели изделий китайской автомобильной промышленности получали множество проблем, связанных с отсутствием современных технологий, низким качеством сборки, использованием недостаточно качественных материалов и т.д. Это создало плохой имидж и привело к негативному восприятию продукции китайского автопрома — как менее безопасных и надежных автомобилей по сравнению с известными конкурентами.
Сегодня ситуация несколько улучшилась, прежде всего благодаря государственной поддержке, инвестициям и развитию технологий. Многие китайские компании внедрили современные стандарты менеджмента качества, широко применяются решения в области безопасности и комфорта. Это помогает завоевывать значительные доли не только на внутреннем, но и на внешних рынках, включая РФ. Но остается фактом и то, что пока встречаются модели, сильно отстающие в вопросах качества и надежности, и здесь все надеются на позитивные изменения.
Выбор нового автомобиля — это всегда и эмоции, и недооценка рисков. О том, как принять взвешенное решение, читайте в статье Михаила Палагина, которая будет опубликована в №1/2025.
***
РИА «Стандарты и качество»
По вопросам подписки обращайтесь
по тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте https://ria-stk.ru
Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
Telegram: https://t.me/riastk
VK: https://vk.com/ria_stk.
#СТандартыиКачество