Найти в Дзене

Когда тошнит от людей и от себя самого – о «Тошноте» Сартра

Экзистенциальный кризис – ситуация распространенная, но очень индивидуальная. Каждый переносит его по-своему, и Сартр описал одну вариацию такой истории. «Тошнота» написана в виде дневниковых записей главного героя, в которых он рассказывает о своих мыслях и чувствах, которые он испытывает каждый день. «Молодой человек по имени Антуан Рокантен пишет историческую книгу о маркизе де Рольбоне в библиотеке города Бувиль (Франция). Не то чтобы ему самому интересна эта тема, но он зачем-то о ней пишет, параллельно ведя свой дневник. В дневнике он отмечает все произошедшее с ним за день, все что он видел, ощущал, замечал, включая свои мысли и интерпретации. Практически с первых страниц понятно, что главный герой прибывает в экзистенциальном кризисе и переживаниях, связанных с одиночеством и проблемами своего существования. В его жизни было немало путешествий и интересных событий, которые меркнут в настоящем моменте. Он не понимает смысла жизни для себя и вязнет в сложных, экзистенциальных раз
Оглавление

Экзистенциальный кризис – ситуация распространенная, но очень индивидуальная. Каждый переносит его по-своему, и Сартр описал одну вариацию такой истории. «Тошнота» написана в виде дневниковых записей главного героя, в которых он рассказывает о своих мыслях и чувствах, которые он испытывает каждый день.

Жан Поль Сартр "Тошнота"
Жан Поль Сартр "Тошнота"

О книге «Тошнота» Жана Поля Сартра

«Молодой человек по имени Антуан Рокантен пишет историческую книгу о маркизе де Рольбоне в библиотеке города Бувиль (Франция). Не то чтобы ему самому интересна эта тема, но он зачем-то о ней пишет, параллельно ведя свой дневник. В дневнике он отмечает все произошедшее с ним за день, все что он видел, ощущал, замечал, включая свои мысли и интерпретации. Практически с первых страниц понятно, что главный герой прибывает в экзистенциальном кризисе и переживаниях, связанных с одиночеством и проблемами своего существования. В его жизни было немало путешествий и интересных событий, которые меркнут в настоящем моменте. Он не понимает смысла жизни для себя и вязнет в сложных, экзистенциальных размышлениях».

В добавление к описанию выше стоит отметить, что проживает главный герой в гостинице на доходы с ренты, обедает в кафе, а в свободное время гуляет по городу. В общем-то не слишком нагруженное трудом времяпрепровождение, есть время на то, чтобы мысли погонять.

Отвращение от одиночества или одиночество от отвращения?

По началу кажется, что понимаешь мысли и чувства главного героя и повествователя, ему одиноко, и отчасти все кажется то ли грустным, то ли безразличным. Многих порой накрывает тихая меланхолия и пространные мысли о жизни. Но у ГГ эти переживания идут намного дальше, переходят все границы, и он, как лягушка в молоке, вязнет в них все глубже и глубже. С первых страниц чувствуется отвращение Антуана к людям и к самому себе. Он внимательно разглядывает окружающих и так их описывает, что ни один не вызывает симпатии. Потом он описывает себя и свое отношение к самому себе:

«Это отражение моего лица. В такие гиблые дни я часто его рассматриваю. Ничего я не понимаю в этом лице. Лица других наделены смыслом. Мое – нет. Я даже не знаю, красивое оно или уродливое. Думаю, что уродливое – поскольку мне это говорили. Но меня это не волнует. По сути, меня возмущает, что лицу вообще можно приписывать такого рода свойства – это все равно что назвать красавцем или уродом горсть земли или кусок скалы».

Сартр "Тошнота"

Испытывая жуткое одиночество, окружающих людей он описывает не лучше. Заходя в кафе или прогуливаясь по улице, ГГ дотошно рассматривает каждого человека в мельчайших деталях не без отвращения и критики. От таких описаний даже становится не по себе. Я сразу представила, как какой-нибудь странный, нелюдимый тип рассматривает тебя, ничего не подозревающего, за столиком в кафе, вынося суждения о каждой черте твоего лица, или рук, или одежды. Так пристально следят за другими те, у кого нет собственной жизни, а может поэтому ее нет, что слишком много скрытого внимания уделяется людям посторонним.

И везде Антуана сопровождает это отвращение, а может даже зависть к другим людям, а это никак не лучшие помощники к избавлению от одиночества. Он как бы получает то, что излучает, а конкретно – ничего.

Я – Г, мир – Г

Отличная формула для гарантированного депрессняка! Мсье Рокантен сознается, что был бы не против попасть в приключение. Но приключение должно случится с ним как бы само, без его конкретных действий и объективных предпосылок – «Вот выйду я на улицу такую-то, и там со мной случится приключение!». И конечно же ничего не происходит. Такое ощущение, будто ГГ ждет, что мир будет сам по себе меняться для него. Но если человек сам никак не воздействует на мир, то и мир никак не воздействует на человека. ГГ упорно варится в своих мыслях о смысле жизни, существовании, но внешне это никак не отражено, ему даже не с кем поговорить об этом. И в глубине души ему хочется обсудить с кем-то свои мысли, но естественно у него это не получается, потому что люди в целом ему не очень-то приятны. Получается такой замкнутый круг: Отвращение – Одиночество – Желание избавиться от одиночества – отвращение – и т.д.

«Мне хочется уйти, убраться туда, где я в самом деле окажусь НА СВОЕМ МЕСТЕ, на месте, где я прийдусь как раз кстати… Но такого места нет нигде, я лишний».

Сартр "Тошнота"

Экзистенциальный кризис или все-таки страдания от безделья?

Сейчас, вероятно, в меня полетят помидоры за непонимания тонкого смысла книги и переживаний героя, а также того, что хотел сказать автор. Но скажу честно, я действительно понимаю мысли и чувства ГГ. Периодически на меня накатывает подобная меланхолия, и экзистенциальные переживания мне не чужды. Многие мысли и чувства ГГ мне знакомы. Но давайте более объективно и подробно взглянем на образ жизни Антуана Рокантена.

Молодой человек 30 лет (возраст в расцвете жизненных сил), образованный, интеллектуал, живет на доходы с ренты (не работает), путешествует, нелюдим, нет родственников, семьи, друзей. Часть времени он пишет книгу, все остальное время гуляет, слоняется по городу, торчит в библиотеке и ходит по кафешкам. И все это время – он думает, думает, думает. У него много времени для мыслей и руминации. Он не знает куда идет, да и зачем куда-то вообще идти?

Представьте себя в таком же положении, когда нет необходимости работать, о ком-то заботиться, быть в абсолютном одиночестве и полной свободе от людей и обстоятельств. Кому-то такой образ жизни покажется привлекательным, но это до поры до времени. Любая жизнь со временем приедается, и тут-то начнутся мысленные качели: «А зачем я живу? А в чем смысл жизни? Почему я существую?». И здесь откроется истина, что нет никакого предопределения, наша жизнь случайна, как случаен некогда большой взрыв во Вселенной. Это пугает еще больше. Нас могло быть, а могло и не быть. Мир – это хаос. А человек так создан, что стремится упорядочить этот хаос. Все, что в этом мире создано человеком и под влиянием человека, стремится к упорядочиванию. Поэтому в нас есть иллюзия контроля над миром и явлениями.

Другие авторы, пишущие об экзистенциальном кризисе

Лично мне ближе понятие экзистенциального кризиса, которое представляет Виктор Франкл - известный психолог, прошедший концлагерь Аушвиц. В своей книге «Скажи жизни – да» он рассказывает о жизни в концентрационном лагере Аушвиц, и о смысле, которого на первый взгляд нет и уже быть не может. До лагеря он был успешным и уважаемым психиатром с перспективами и молодой женой. А в лагере он стал никем, у него забрали даже имя, а вместо него дали номер. Теперь этот номер вставал каждое утро, без еды и воды шел махать киркой на железнодорожные рельсы в холод. И так каждый день. В такой обстановке действительно можно задуматься: «А кто я такой? А зачем я живу? В чем мой смысл?».

Виктор Франкл
Виктор Франкл

Виктор Франкл рассказывал, что в лагере были более молодые, выносливые, физически сильные люди, чем он. Но многие заканчивали жизнь самоубийством, потому что не видели смысла жить дальше. Сам Виктор твердо верил в то, что по выходу из лагеря он напишет об этом книгу и встретит свою жену. Он постоянно представлял себе эту встречу, не зная еще о том, что его жена уже давно погибла в самом начале нахождения в лагере. Но мысль об этой встрече грела его, и он выжил.

Но что же в итоге получилось у нашего героя Антуана Рокантена, нашел ли свой смысл он?

Концовка была для меня неожиданной, и даже какой-то сказочной. Всю книгу он ныл (ныл – самое подходящее слово здесь, уж простите) о своем бессмысленном существовании, о том, что его бедного и несчастного никто не понимает, и мир его не принимает. Он бросил писать книгу о маркизе де Рольбоне, потому что «перегорело» и решил переехать в Париж. И заниматься дальше, как и всегда, ничем. Все в книге вело к тому, что ГГ по ходу сделает себе «харакири», но нет, автор приятно порадовал и удивил. Я люблю позитивные и оптимистичные концовки.

В конце книги Антуан сидел в кафешке перед отъездом из Бувиля и слушал песню джазовых музыкантов, которую слышал уже много раз. И тут к нему приходит озарение, что смысл существования можно найти в творчестве. Он конечно не может написать музыку, но может написать книгу – не про маркиза де Рольбона, естественно, а роман какой-нибудь, например. Ну все. Смысл найден наконец-то. Занавес.

Спасибо автору и на этом. Но все-таки такой финал мне показался каким-то неестественным и уж слишком гладким что ли… Ну уж больно долго ГГ страдал и глубоко переживал свой кризис, чтобы так легко в одно мгновение выйти из него, прослушав песню, которую слышал в этом кафе неоднократно.

И потом, его решение опять написать книгу, чтобы обрести смысл, хотя он бросил писать предыдущую, потому что «перегорел». Не получится ли так, что он «перегорит» снова? И тогда какой в этом смысл?

«Великое предприятие под названием Рольбон кончилось, как кончается великая страсть. Придется придумать что-нибудь другое. Несколько лет назад в Шанхае в кабинете Мерсье я внезапно стряхнул с себя сон, я очнулся. Но началось другое сновидение: я зажил при царском дворе, в старых дворцах, таких холодных, что зимой в дверных проемах нарастали ледяные сталактиты. Сегодня я очнулся перед блокнотом белой бумаги. Факелы, празднества в ледяных домах, мундиры, прекрасные зябнущие плечи – все исчезло. Вместо них в теплой комнате осталось НЕЧТО, и это нечто я не хочу видеть.

Маркиз де Рольбон был моим союзником: он нуждался во мне, чтобы существовать, я – в нем, чтобы не чувствовать своего существования».

Сартр "Тошнота"

Возможно, Сартр хотел рассказать об экзистенциальном кризисе не просто человека, а человека творчества. Для него существовать равно творить. И творить не ради кого-то другого, а ради творчества. В общем, творчество ради творчества. Маркиз де Рольбон начинал «умирать» пропорционально возрастанию экзистенциального кризиса главного героя. Чтобы придать своему существованию новый смысл – начать новую книгу. И не факт, что Антуан Рокантен и ее закончит, главное – процесс творчества, а не результат.