Разлив мазута в Чёрном море стал серьёзным вызовом для экосистемы региона и туристической индустрии. Научный директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян высказал своё экспертное мнение о последствиях катастрофы и перспективах восстановления.
Основные тезисы из интервью Данилова-Данильяна РБК.
Природа способна справляться с такими загрязнениями самостоятельно, но процесс это длительный – от 15 до 20 лет. За это время бактерии переработают мазут как на поверхности, так и в толще воды и на дне. Однако ждать так долго никто не готов, поэтому предпринимаются меры, хотя их недостаточно. До сих пор неизвестно, сколько мазута было пролито, а процесс загрязнения продолжается.
Распределение мазута осложняется морскими течениями, которые формируют так называемые «языки», проникающие в различные зоны побережья. В частности, загрязнение затронуло Керчь, Опукский заповедник, районы Феодосии, Коктебеля, Судака, Ялты, Балаклавы, Севастополя и частично Евпатории. Тем не менее, многие участки побережья пока остаются незатронутыми, но гарантировать их безопасность в будущем невозможно.
Сложности ликвидации загрязнения связаны с разнообразием форм нахождения мазута в воде – он может плавать на поверхности, находиться в толще воды или оседать на дно. Эти процессы зависят от температуры и солёности воды, а также от характеристик самого мазута. Например, при нагревании мазут всплывает, а при охлаждении – оседает. Всё это осложняет мониторинг и эффективное устранение загрязнения.
Последствия для биоты Чёрного моря катастрофичны. Погибают десятки тысяч птиц и сотни дельфинов, а также крабы, моллюски, креветки и водные растения. Для некоторых видов, особенно краснокнижных, ущерб может быть необратимым. Однако обычная флора и фауна со временем восстановятся, если человек будет соблюдать меры по защите экосистемы.
Ситуация усугубляется проблемами утилизации загрязнённого грунта. Если технология переработки надёжна, угрозы для местных жителей нет. Однако ошибки могут сделать жизнь рядом с такими площадками невыносимой. Реакция властей на разлив мазута была крайне запоздалой.
В первые дни после катастрофы активные действия предпринимали только волонтёры, в то время как официальные службы начали систематическую работу лишь через неделю. Для сравнения, в Сингапуре после аналогичного инцидента первые патрульные суда прибыли через 15 минут.
Катастрофа выявила системные проблемы. Например, суда, вылившие мазут, не должны были выходить в море – они не имели разрешений и находились в неудовлетворительном состоянии. Этот инцидент поднимает вопросы об ответственности капитанов, портовых властей и надзорных органов.
Туристический сезон под угрозой. Даже при очищении пляжей спрос на отдых в Анапе и окрестностях существенно снизится. Люди предпочитают безопасные и чистые места, а падение спроса приведёт к снижению цен и убыткам туристического бизнеса. Для туристов ориентиром станут рекомендации Роспотребнадзора, однако они не всегда учитывают все риски. Любители диких пляжей, не попадающих под надзор, подвергаются дополнительным опасностям.
Прогнозы на сезон-2026 пока делать рано. Ситуация станет более ясной к концу лета или началу осени, хотя некоторые выводы могут появиться уже в июне. Что касается текущего сезона, купание в загрязнённых местах не рекомендовано. Мазут не растворяется в воде, но контакт с ним может вызвать ожоги, аллергические реакции и даже экзему. Загорать на пляжах возможно только после их полной очистки, но даже тогда могут оставаться следы загрязнения в глубине грунта.
Анапа как детская здравница также оказалась под ударом. Хотя климат остаётся её преимуществом, риск контакта с загрязнённой водой делает поездки небезопасными для детей. Родителям следует проявлять осторожность, выбирать проверенные места и учитывать рекомендации специалистов.
Экологическая катастрофа в Чёрном море – серьёзное испытание для региона. Она требует комплексного подхода, включая эффективные меры по ликвидации последствий, строгий контроль за судоходством и поддержание экологической безопасности. Только при условии скоординированных действий возможно минимизировать ущерб и восстановить прежнее состояние побережья.