Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Ученый РАН: что будет если задеть мазут в море и когда можно будет безопасно купаться в Анапе

Разлив мазута в Чёрном море стал серьёзным вызовом для экосистемы региона и туристической индустрии. Научный директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян высказал своё экспертное мнение о последствиях катастрофы и перспективах восстановления.

Основные тезисы из интервью Данилова-Данильяна РБК.

Природа способна справляться с такими загрязнениями самостоятельно, но процесс это длительный – от 15 до 20 лет. За это время бактерии переработают мазут как на поверхности, так и в толще воды и на дне. Однако ждать так долго никто не готов, поэтому предпринимаются меры, хотя их недостаточно. До сих пор неизвестно, сколько мазута было пролито, а процесс загрязнения продолжается.

Распределение мазута осложняется морскими течениями, которые формируют так называемые «языки», проникающие в различные зоны побережья. В частности, загрязнение затронуло Керчь, Опукский заповедник, районы Феодосии, Коктебеля, Судака, Ялты, Балаклавы, Севастополя и частично Евпатории. Тем не менее, многие участки побережья пока остаются незатронутыми, но гарантировать их безопасность в будущем невозможно.

Сложности ликвидации загрязнения связаны с разнообразием форм нахождения мазута в воде – он может плавать на поверхности, находиться в толще воды или оседать на дно. Эти процессы зависят от температуры и солёности воды, а также от характеристик самого мазута. Например, при нагревании мазут всплывает, а при охлаждении – оседает. Всё это осложняет мониторинг и эффективное устранение загрязнения.

Последствия для биоты Чёрного моря катастрофичны. Погибают десятки тысяч птиц и сотни дельфинов, а также крабы, моллюски, креветки и водные растения. Для некоторых видов, особенно краснокнижных, ущерб может быть необратимым. Однако обычная флора и фауна со временем восстановятся, если человек будет соблюдать меры по защите экосистемы.

Виктор Данилов-Данильян / РБК
Виктор Данилов-Данильян / РБК

Ситуация усугубляется проблемами утилизации загрязнённого грунта. Если технология переработки надёжна, угрозы для местных жителей нет. Однако ошибки могут сделать жизнь рядом с такими площадками невыносимой. Реакция властей на разлив мазута была крайне запоздалой.

В первые дни после катастрофы активные действия предпринимали только волонтёры, в то время как официальные службы начали систематическую работу лишь через неделю. Для сравнения, в Сингапуре после аналогичного инцидента первые патрульные суда прибыли через 15 минут.

Катастрофа выявила системные проблемы. Например, суда, вылившие мазут, не должны были выходить в море – они не имели разрешений и находились в неудовлетворительном состоянии. Этот инцидент поднимает вопросы об ответственности капитанов, портовых властей и надзорных органов.

Туристический сезон под угрозой. Даже при очищении пляжей спрос на отдых в Анапе и окрестностях существенно снизится. Люди предпочитают безопасные и чистые места, а падение спроса приведёт к снижению цен и убыткам туристического бизнеса. Для туристов ориентиром станут рекомендации Роспотребнадзора, однако они не всегда учитывают все риски. Любители диких пляжей, не попадающих под надзор, подвергаются дополнительным опасностям.

Прогнозы на сезон-2026 пока делать рано. Ситуация станет более ясной к концу лета или началу осени, хотя некоторые выводы могут появиться уже в июне. Что касается текущего сезона, купание в загрязнённых местах не рекомендовано. Мазут не растворяется в воде, но контакт с ним может вызвать ожоги, аллергические реакции и даже экзему. Загорать на пляжах возможно только после их полной очистки, но даже тогда могут оставаться следы загрязнения в глубине грунта.

Анапа как детская здравница также оказалась под ударом. Хотя климат остаётся её преимуществом, риск контакта с загрязнённой водой делает поездки небезопасными для детей. Родителям следует проявлять осторожность, выбирать проверенные места и учитывать рекомендации специалистов.

Экологическая катастрофа в Чёрном море – серьёзное испытание для региона. Она требует комплексного подхода, включая эффективные меры по ликвидации последствий, строгий контроль за судоходством и поддержание экологической безопасности. Только при условии скоординированных действий возможно минимизировать ущерб и восстановить прежнее состояние побережья.