Приветствую постоянных читателей и гостей этого блога!
Сегодня у нас на очереди очередная, уже пятая по счету статья, посвященная Северной Корее. И на сей раз нам предстоит обсудить то, как работает северокорейская пропаганда. Во что верят жители КНДР, чем гордятся, кого и за что критикуют? Или, если угодно, во что предлагается верить жителям КНДР, чем гордиться, кого и за что критиковать? Ведь пропаганда в этой азиатской стране чрезвычайно масштабна, интенсивна и без преувеличения повсеместна: ей подчинены не только новости по ТВ и печатные СМИ, но и буквально вся северокорейская культура, искусство и насаждаемый поощряемый государством образ жизни. Быть аполитичным в Северной Корее, не интересоваться делами партии и не участвовать в деле строительства светлого социалистического будущего, тем самым прославляя великих руководителей страны, попросту невозможно. И даже приехав в КНДР в качестве туриста, моментально начинаешь замечать многочисленные проявления здешней государственной пропаганды. О них и поговорим.
Знакомство с северокорейской действительностью начинается уже в самолете, следующем по маршруту Владивосток – Пхеньян, где всем желающим раздают почитать последний выпуск русскоязычного журнала «Корея», повествующего о последних достижениях нашего дальневосточного соседа. Невероятно, но факт: ровно половина 70-страничного журнала отводится статьям, посвященным деятельности нынешнего лидера КНДР. «Ким Чен Ын руководил...», «Ким Чен Ын инспектировал...», «Ким Чен Ын ознакомился...», «Ким Чен Ын выступил с важной речью...». Чтобы, так сказать, сразу было ясно, кто в доме хозяин. Ну, а вторая половина журнала повествует об успехах страны в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и спорте. Там Ким тоже периодически фигурирует, но уже не столь явно.
Журнал, кстати, предлагалось взять на память. Вот только ввоз разного рода литературы в Северную Корею, включая даже путеводители по стране, строго ограничен. Очевидно, на официальный журнал партии это не распространяется, но я все же решил перестраховаться. Помню, потом увидел этот же номер в одном из магазинов, куда нас завозили, стоимостью 6(!) долларов. Благо, во время обратного полета журнал снова раздавали, и на сей раз я уже оставил его себе на память. Теперь вот читаю об открытии новой пивной в одном из районов Пхеньяна и кусаю локти, что не заехал:)
Точно такая же ситуация и с современными северокорейскими газетами, стенды с которыми установлены в Пхеньянском метро. Там тоже повсюду Ким Чен Ын: руководит, инспектирует и что-то открывает. Одним словом, ведет страну и ее жителей к светлому будущему.
Сегодня наша партия под руководством Генерального секретаря ТПК Ким Чен Ына демонстрирует свой непобедимый внушительный облик... Он выдвинул лозунг партии «Все на благо народа, во всем опираться на народные массы!» и энергично направляет дело так, чтобы во всей партии воцарилась революционная партийная атмосфера самоотверженного служения народу.
Красиво написано, не правда ли?
Прямо на въезде в Пхеньян со стороны аэропорта установлено еще и огромное мозаичное панно, изображающее нынешнего лидера страны и благодарных корейцев, чествующих его. Казалось, что и дальше по маршруту нашего следования постоянно будут встречаться изображения и статуи Ким Чен Ына. Но нет, как оказалось, данное панно было едва ли не первым и последнем, а в качестве места его установки была выбрана одна из новых городских улиц, построенная по личному указанию нынешнего лидера страны.
В дальнейшем же повсюду встречались лишь изображения бывших лидеров, Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, деда и отца нынешнего руководителя соответственно. Я даже из интереса спросил у гидов, мол, почему в Северной Корее почти отсутствуют памятники, фрески и фотографии Ким Чен Ына, на что получил стандартный ответ: сам высший руководитель строго запрещает делать это при его жизни. Из скромности, разумеется. Точно так же, кстати, поступали и прежние лидеры нации, и лишь после их кончины северокорейцы в знак безмерной благодарности и уважения принялись повсеместно увековечивать их память.
Как известно, Ким Ир Сена не стало в 1994-м году, Ким Чен Ира – в 2011-м. Вот только судя по многочисленным фотографиям, плакатам, мозаикам, памятникам и прочим мемориалам и памятным знакам, дело их живет и крепнет по сей день, а народ КНДР по-прежнему всецело чтит своих бывших руководителей и испытывает безмерную благодарность по отношению к ним.
Государственной идеологией КНДР является Чучхе, свод идей, принципов и философских положений, полученный путем наложения личный воззрений и взглядов Ким Ир Сена на марксистскую теорию и древнекорейскую философскую мысль. В итоге получилось нечто максимально абстрактное, метафизическое и трудно определимое. Должно быть, поэтому, как поведала нам гид в одном из музеев, на сегодняшний день более чем в 150 странах мира существуют центры и целые институты изучения идей Чучхе и основанной на них идеологии Кимирсенизма-Кимчениризма. «Человек в центре всего», «Человек – сам себе хозяин», «Опора на народные массы всегда и во всем»... Таковы основополагающие принципы Чучхе, все остальное – производные и всевозможные трактовки. На деле же народным массам даже запрещен выезд за пределы собственной страны. Впрочем, это другое.
Я, кстати, отдельно интересовался у гидов, могут ли обычные северокорейцы выезжать за рубеж и, если нет, то почему. Что касается гипотетической возможности, то, как я понял, ее либо нет вовсе, либо получение соответствующего разрешения настолько затруднено, что см. Пункт первый. Речь в данном случае лишь о туристических поездках. Командировки, включая зарубежные выступления артистов, участие спортсменов в соревнованиях или поездки государственных делегаций, безусловно, имеют место. В интернетах встречается информация о том, что семью каждого выехавшего северокорейца берут чуть ли не в заложники, а в случае невозвращения отправляют в лагеря. Понятное дело, что спрашивать об этом у гидов по меньшей мере бессмысленно, так что верить или нет – личное дело каждого.
О том, что обычный гражданин КНДР не может просто взять и поехать за рубеж, гид, как мне показалось, говорила с едва уловимой ноткой грусти. Да, мол, пока что это запрещено, но на то есть свои причины. Какие? Как оказалось, все дело в южнокорейских агентах и шпионах, которые постоянно устраивают какие-то провокации и всеми возможными средствами пытаются причинить вред северокорейцам. На полном серьезе. Именно такой ответ и я получил, сколь бы абсурдно он ни звучал. А ведь есть еще США, Япония и 180 других капиталистических стран мира, доверять которым явно не стоит. Таким образом, оказавшись в кольце врагов, Северная Корея вовсе не из вредности запрещает своим гражданам покидать пределы страны, а руководствуясь принципами их же безопасности. Я где-то читал, что даже по своей стране северокорейцы могут путешествовать, лишь получив соответствующее разрешение, но гиды на полном серьезе уверяли, что сегодня это уже не так, и для туристической поездки на море или в горы ничего такого не требуется.
Отношение к Южной Корее, как мне показалось, в КНДР не то чтобы негативное. Скорее брезгливо-презрительное. Да, и, кстати, Южной ее никто не называет. Есть единая Корея, то есть весь Корейский полуостров, но часть его находится во временной оккупации. Гид в разговорах со мной вместо Южной говорил исключительно Марионеточная Корея, мол, живут там сплошь очень глупые люди, которые делают лишь то, что приказывают им из США, и рано или поздно с их, южнокорейской государственностью надо будет покончить. В какой-то момент он так разошелся, что сказал, что в Марионеточной Корее уже давно нет настоящих корейцев, так как жители этой «недостраны» понарожали детей от японцев и американцев, а потому «Мы и они уже не один народ».
Это, кстати, вполне укладывается в нынешнюю государственную идеологию КНДР, согласно которой мирное воссоединение двух Корей уже не представляется возможным. Одним из подтверждений нового подхода к межгосударственным отношениям стал снос Арки Воссоединения, монумента воздвигнутого в 2001 году в Пхеньяне, во времена потепления отношений между Севером и Югом. Арка представляла собой фигуры двух кореянок, южанки и северянки, держащих в руках карту объединенной Кореи. Сам я еще давно видел в интернете фотографии данного памятник и считал его одной из главных достопримечательностей Пхеньяна, а потому очень удивился, когда не обнаружил его в программе тура, в котором столице КНДР было выделено целых три дня. Полез в интернет и случайно наткнулся на информацию о том, что в начале 2024 года арка была демонтирована.
И вот во время одного из переездов по Пхеньяну я спросил у гида, не будем ли мы проезжать арку, мол, сам я видел ее в интернете и очень хочу сфотографировать. К моему удивлению он честно ответил, что памятник снесен, как раз по той причине, что «Мы и они уже не один народ». И тут, к слову, надо понимать, что «не одним народом» корейцы являются лишь последние 80 лет, тогда как предыдущие две с лишним тысячи лет Корейский полуостров и его жители были едины. Вместе они боролись и против японской оккупации, продлившейся с 1905 по 1945 годы. Вспоминать об этом сегодня, впрочем, не принято. Так, например, половина экспозиции Музея победы в Отечественной Освободительной войне (на фото ниже) посвящена антияпонскому сопротивлению, но туристов водят только по той его части, что относится к Корейской войне 1950 – 1953 годов.
Любопытно, в данном случае и само название – Музей победы. Ведь если мерить победы и поражения территорией, то ни одну из сторон в Корейской войне невозможно назвать победившей. Война как началась с 38 параллели, так на ней же и закончилась, а границы Севера и Юга по ее итогам остались практически неизменны. Суммарно за три года войны с обеих сторон погибло порядка миллиона человек, что делает Корейскую войну одним из трех крупнейших военных межгосударственных конфликтов второй половины XX века, наряду с Индо-Пакистанской и Ирано-Иракской войнами. Формально в самом музее гид обосновывает победу тем, что первыми о перемирии попросили США, чего до этого ни в одной из войн они не делали.
Но вернемся к Кимам. У каждого из них есть свой официальный титул. Так, Ким Ир Сена в Северной Корее именуют не иначе как Великий вождь, тогда как Ким Чен Ира зовут Великим полководцем. [Немного странно, ведь ту самую победу в Корейской войне согласно государственной идеологии одержал именно Ким Ир Сен, тогда как при его сыне Северная Корея в войнах не участвовала. Возможно, причина заключается в том, что во время правления Ким Чен Ира КНДР впервые открыто заявила о появлении в стране ядерного оружия.] И наконец, Ким Чен Ына зовут уважаемым товарищем и Великим руководителей. Последний титул, насколько я понял, переходящий, хотя назвать так могут любого из трех лидеров страны.
Пожалуй, главный монумент во всей Северной Корее представляет собой две 30-метровые статуи Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, стоящие перед зданием Музея корейской революции на пхеньянском холме Мансудэ. К памятникам непрерывным потоком следуют группы северокорейцев для возложения цветов. Раньше данный ритуальный акт был также обязателен и для туристов, но с какого-то времени подобная обязанность сохранилась лишь для местных жителей, в то время как туристам начали просто «предоставлять возможность». Да, о покупке букета за 5$ в ларьке у подножья холма настоятельно просят, но не настаивают.
Конечно, в наше время во многих странах мира имеет место культ личности его нынешних и/или бывших руководителей, но, похоже, что именно в КНДР он приобрел едва ли не самый внушительный масштаб. Кимы здесь буквально повсюду и, кажется, что ровным счетом ничего в стране не происходило и не происходит без их участия.
Раз десять, если не больше, за всю поездку нам рассказывали о том, как один из великих руководителей лично курировал строительство или открытие того или иного объекта, инициировал различные проекты, вдохновлял своим примером северокорейских трудящихся и т.д. и т.п.
Вот Ким Чен Ир призывает к созданию Музея корейской вышивки. А вот уже Ким Чен Ир открывает для посетителей пещеру в северокорейских горах. Я бы, честно говоря, не удивился, если бы гид сказал, что и вырубал в горах он ее тоже лично. Ну, или по крайней мере вдохновлял рабочих. Но нет, появилась пещера еще несколько миллионов лет тому назад.
На фоне отца и деда как будто бы не столь заметен образ Ким Чен Ына, нынешнего руководителя КНДР. Не считая журнала в самолете, газеты на станции метро и одного-единственного панно на въезде в Пхеньян, изображения главы государства почти не встречались по маршруту нашего следования. Разве что в сувенирном магазине, куда нас привезли в последний вечер, целая секция была посвящена книгам Ким Чен Ына. По правде говоря, не очень интересно читать про «новое переворотное строительство» или «победу в противоэпидемической войне», а вот о чем книга Ким Чен Ына с интригующим названием «Любить будущее», мне даже стало интересно.
А еще в первый же день в Пхеньяне мы увидели на улицу машину с громкоговорителями. Конечно, априори было понятно, что это и для чего, но я все же решил задать вопрос гидам, но и тут на удивление получил прямой и честный ответ. Из громкоговорителей транслируется пропаганда. Да-да, именно так и сказали. Мол, оттуда звучат различные лозунги, которые должны вдохновлять северокорейских тружеников для новых побед и свершений.
В дальнейшем такие машины встречались нам еще пару-тройку раз, хотя никакой трансляции из них почему-то не велось.
А вот что встречалось нам десятки или даже сотни раз, так это всевозможные лозунги и пропагандистские плакаты. Они на улицах Пхеньяна и за пределами города всецело заменяют рекламные плакаты и баннеры. Их-то как раз в Северной Корее нет абсолютно.
Кстати, плакаты, на мой личный вкус, очень красивые, яркие и красочные. С визуальной точки зрения выполнены безупречно. Некоторые из них можно купить в уменьшенном размере, о чем я писал в прошлой статье, посвященный в том числе северокорейским сувенирам.
Плакаты тут буквально повсюду, один ярче другого. Они, по всей видимости, еще и регулярно обновляются: на дворе были первые дни нового года, а на плакате (на фото ниже) уже красовались цифры 2025.
Обычно такие плакаты расположены прямо вдоль улиц, метров через 200 друг от друга, а на площадях и перекрестках, как правило, уже установлены крупные монументы с мозаичными панно Ким Ир Сена и Ким Чен Ира.
Плакаты иногда бывают вполне нейтральными. Что-то вроде социальной рекламы, которой, например, немало и в соседней Белоруссии. Да и у нас, впрочем, она тоже время от времени встречается.
Но по ее количеству нам, конечно, с Северной Кореей не тягаться. Многие плакаты изображают представителей различных профессий: здесь на благо государства и крестьянин собирает урожай, и несет службу военный, и даже исполняет арию оперный певец.
На фото ниже – одна из новых улиц Пхеньяна, все здания на которой выглядят вполне качественными и современными. И, разумеется, вместе с ними на всем протяжении появились и многочисленные плакаты.
Есть даже плакат на военную тематику, изображающий различные северокорейские ракеты.
Кажется, даже еще не все здания здесь были заселены, по крайней мере людей на улице было довольно мало, но вот в чем недостатка точно не было, так это в плакатах.
Но не плакатами едиными. Ведь куда больше на улицах Пхеньяна обычных лозунгов, зачастую написанных белыми буквами на красном фоне. Вот они-то как раз здесь действительно повсюду.
Я несколько раз просил гида перевести для меня лозунги, но их содержание неизменно оказывалось крайне предсказуемым. Вечная память великим руководителям, солидарность трудящихся, трудовые подвиги во имя революции, сделаем КНДР великой снова. В общем, к переводам северокорейских лозунгов я довольно быстро потерял интерес. Вроде как, всего таких вот утвержденных лозунгов в стране победившего социализма существует несколько сотен, плюс периодически добавляются новые.
Причем увидеть такие лозунги можно отнюдь не только в Пхеньяне. Встречаются они и вдоль шоссе, ведущих из столицы, пусть и в чуть меньших количествах, но все же.
Бывают небольшие надписи на плакатах, а бывают целые монументальные группы.
В самолете из Владивостока в Пхеньян рядом со мной сидел сотрудник нашего посольства, немного рассказавший о своем опыте жизни в КНДР. По его словам, уровень жизни в столице страны относительно высокий, тогда как провинция едва ли не бедствует. «Мы часто про нашу глубинку говорим, что там люди бедно живут, но по сравнению с провинцией в КНДР живем мы очень даже богато. Там часто за городом ни электричества, ни тепла, и вода по расписанию подается». Верить или нет, решайте сами. За что купил, за то и продаю.
Памятуя об этих словах, всякий раз, когда мы проезжали небольшие населенные пункты, расположенные вдоль дороги, я принимался искать свет в окнах или хотя бы электрические столбы. И зачастую действительно не находил. Не хочу сказать, что постоянно. Бывало, что и свет и уличные мачты электроосвещения были, но далеко не всегда. В общем-то никаких выводов, просто личные наблюдения. Но что было абсолютно во всех населенных пунктах, так это плакаты и стелы с лозунгами. Сложилось впечатление, что это обязательный атрибут городов и сел по всей стране.
В Пхеньяне подобные стелы тоже представлены в большом количестве. Одна из них – на фото ниже. Наверняка тоже призывает доблестно трудиться на благо великой страны, во имя революции и во славу великих руководителей. А на фоне – десятки идущих трудиться северокорейцев...
На этом о северокорейской пропаганде на сегодня все, но неотвеченным остался лишь вынесенный в заглавие вопрос: на кого она рассчитана? И здесь, видимо, нужно признать: исключительно на внутреннего пользователя. Северная Корея не заставляет ни любить, ни уважать своих руководителей, официальную идеологию и собственное государственное устройство кого-либо, кроме собственных граждан. При этом их, надо полагать, ждет довольно суровое наказание в случае малейшего «отклонения от нормы». Можно, конечно, сочувствовать и сопереживать, но изменит ли это что-либо? Так что, будучи туристом, остается лишь удивляться и недоумевать сложившемуся устройству Северной Кореи. И хотя культ личности, пропагандистские лозунги, почитание руководителей – все это в общем-то не ново и уж точно было изобретено не в КНДР, именно здесь все это прибрело столь странную форму, с трудом поддающуюся рациональному объяснению и пониманию.
Спасибо, что дочитали! Надеюсь, было интересно.
Читайте также другие статьи о КНДР
А еще подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных фактах и местах в Москве, России и за рубежом!