Найти в Дзене

ПРОРОК ОСИЯ (ч.8): МЕТАФОРЫ НЕПОКОРНОСТИ

(Осия 7) Весть Израилю часто выражается яркими метафорами. Только в этой главе вожди сравниваются с похотливыми прелюбодеями и раскаленной печью, а народ — с «неперевернутой лепешкой», стариком, «глупым голубем». Каждый из этих образов указывает на отпадение Израиля от Господа. Из-за своего греха народ подвергнется наказанию, хотя Бог и очень хотел «исцелить» или «искупить» Свой народ. ПРЕЛЮБОДЕИ И ПЕЧИ «Когда Я врачевал Израиля, открылась неправда Ефрема и злодейство Самарии, ибо они поступают лживо; и входит вор, и разбойник грабит по улицам. Не помышляют они в сердце своём, что Я помню все злодеяния их; теперь окружают их дела их, они пред лицом Моим. Злодейством своим они увеселяют царя и обманами своими — князей. Все они пылают прелюбодейством, как печь, растопленная пекарем, который перестает поджигать её, когда замесит тесто и оно вскиснет» (Ос. 7:1–4). Стих 1. Первую строку, «когда Я врачевал Израиля», следует рассматривать вместе с последней строкой предыдущего стиха «когда Я
Оглавление

(Осия 7)

Весть Израилю часто выражается яркими метафорами. Только в этой главе вожди сравниваются с похотливыми прелюбодеями и раскаленной печью, а народ — с «неперевернутой лепешкой», стариком, «глупым голубем». Каждый из этих образов указывает на отпадение Израиля от Господа. Из-за своего греха народ подвергнется наказанию, хотя Бог и очень хотел «исцелить» или «искупить» Свой народ.

ПРЕЛЮБОДЕИ И ПЕЧИ

«Когда Я врачевал Израиля, открылась неправда Ефрема и злодейство Самарии, ибо они поступают лживо; и входит вор, и разбойник грабит по улицам. Не помышляют они в сердце своём, что Я помню все злодеяния их; теперь окружают их дела их, они пред лицом Моим. Злодейством своим они увеселяют царя и обманами своими — князей. Все они пылают прелюбодейством, как печь, растопленная пекарем, который перестает поджигать её, когда замесит тесто и оно вскиснет» (Ос. 7:1–4).

Стих 1. Первую строку, «когда Я врачевал Израиля», следует рассматривать вместе с последней строкой предыдущего стиха «когда Я возвращу плен народа Моего» (6:11). Вместе эти строки говорят о попытках Бога помочь Своему народу, среди которых отправка пророков (подобных Осии), чтобы предостеречь их. Слова Бога выражают Его нежнейшие чувства к Израилю (см. 7:13). Он хотел восставить и исцелить Свой народ, спасти их. Он не испытывал никакой радости от грядущего их истребления. Сегодня Он испытывает те же чувства по отношению к тем, кто погряз в грехе (1 Тим. 2:4; 2 Пет. 3:9).

Одно не давало Господу благословить Израиль: его греховность или, как сказано, «неправда». В каком злодействе они были виновны? Они поступали лживо друг с другом. Они лгали друг другу и обманывали друг друга (4:2; 5:10; 12:7). Также распространены были и другие типы воровства: вор (ганнаб) вламывался в дома, чтобы украсть, а бандит (гедуд) грабил людей, странствующих по дороге, по улицам (6:9).

В этом стихе северное царство называется «Израиль», Ефрем и Самария. Все эти параллельные наименования относятся к одному и тому же народу; в случае «Ефрема» и «Самарии» часть означает целое. Ефрем был главным коленом Израиля, а Самария была столицей (3 Цар. 16:24, 29).

Стих 2. Проблема людей была в том, что не помышляли они в сердце своём, что Бог знал и помнил все грехи их и накажет их за их злодейство (см. Евр. 4:13; 10:31). Бог не мог, глядя на них, не замечать их злодеяния, которые окружали их. Как захватническая армия осаждает город, чтобы уничтожить его, так и грехи израильтян охватили их, чтобы привести к уничтожению.

Стих 3. Огорчая Бога, их грехи, тем не менее, нравились их правителям — царю и князьям, хотя эти вожди должны были бы подавать пример праведности, а не упиваться злодейством.

Похоже, что стих 3 представляет собой общее описание правления царя. За высказыванием стиха видится весьма вероятное насильственное свержение предыдущего царя. В такой сценарий вписывается несколько случаев после смерти Иеровоама II в 746 г. до н.э. (4 Цар. 15:8–30). Если такое предположение верно, то «злодейство» может относиться к убийству, а «обманы» — к измышлениям, без которых не обходились заговоры с целью убийства. Веселие царя было вызвано его коронацией и приходом к власти (см. 1 Цар. 11:15; 4 Цар. 11:14). В пользу такого толкования говорит контекст, в котором используются слова «коварство» (7:6) и «день нашего царя» (7:5).

Стих 4. Князья израильские «все пылали прелюбодейством». Эти слова воскрешают в памяти образ жены-блудницы Осии, которая символизировала неверный Израиль (1:2; 3:1). Согласно сказанному в книге Осии ранее, блуд Израиля проявлялся в идолопоклонстве, которое сопровождалось сексуальной распущенностью (4:11–19). В настоящем контексте перечислены другие аспекты их неверности: израильские правители жаждали власти и допускали социальную несправедливость. Они также заключали противоправные союзы с другими народами. Совершая такие грехи, князья нарушали свой завет с Богом.

Похоть князей пылала, как раскаленная печь. Она сравнивается с печью, которая была настолько раскалена, что пекарю не нужно было поддерживать в ней огонь (см. НРП). Еврейское слово таннур указывает на печь, которая имела форму цилиндра с куполом, делалась из глины и была около метра высотой. Внизу у такой печи (сбоку) было отверстие для выгребания золы. Через другое отверстие, вверху, разводили огонь, который горел, пока не появлялись на дне тлеющие угли. После того как разжигали огонь, заслонку закрывали, чтобы сохранять жар. Огонь, о котором идет речь в этом тексте, был таким жарким, что сохранялся, пока пекарь замесит тесто и оно вскиснет.

ПЫЛАЮЩИЕ В ПЕЧИ И НЕПЕРЕВЕРНУТЫЕ ЛЕПЕШКИ

«"День нашего царя!" — говорят князья, разгорячённые до болезни вином, а он протягивает руку свою к кощунам. Ибо они коварством своим делают сердце своё подобным печи: пекарь их спит всю ночь, а утром она горит, как пылающий огонь. Все они распалены, как печь, и пожирают судей своих; все цари их падают, и никто из них не взывает ко Мне. Ефрем смешался с народами, Ефрем стал как неперевёрнутая лепёшка» (Ос. 7:5–8).

Стих 5. Осия говорит о празднестве с участием израильских князей, называемом «день нашего царя». Такое общее название может относиться и ко дню рождения царя, и к юбилею, и к коронации.

Во время празднования князья «разгорячились до болезни вином», то есть напились. В одной из версий сказано, что князья напоили царя (РБО). Ранее в израильской истории царь Ила напился, и его убил его же военачальник Замврий (3 Цар. 16:8–10). Книга мудрости предостерегает царей и князей не пить слишком много вина и крепких напитков, ибо это приводит к скверному судебному разбирательству и извращению правосудия (Прит. 31:4, 5).

Возможно опьяненный вином, царь протягивает руку свою к кощунам («насмешникам»; НРП). Контекст содержит намек на его связь с порочными людьми, которые, в конце концов, приведут его к падению (7:7).

Стих 6. Язык стиха рисует нечестивцев, которые всю ночь с коварством плетут интриги. На утро после празднества они осуществляют свои злые планы, которые они придумали накануне ночью.

«Сердце [кощунников] подобно печи: пекарь их спит всю ночь, а утром она горит, как пылающий огонь» («Их злоба теплится всю ночь, а утром она горит, как пылающий огонь»; НРП). Аналогия с печью продолжается со стиха 4. В данном случае огонь едва теплился ночью, возможно только тлели угли, но разгорелся с новой силой, когда подбросили свежую вязанку хвороста утром. Израильтяне оставляли огонь тлеть ночью, чтобы не пришлось разжигать огонь снова на следующее утро.

Стих 7. Союзы, заключенные во время совместных пьянок правителей, не обещали быть долговременными. Кощунники, распаленные как печь, непременно пожрут судей своих. В последние годы нестабильного северного царства правителей часто убивали. Цари израильские падали потому, что никто из них не обращался к Господу. Настоящей причиной уничтожения израильского народа стала его неспособность полагаться на Бога. Вместо того чтобы воззвать к Богу, они обратились к идолам.

Стих 8. Бог описал греховное состояние северного царства, назвав Ефрем, или Израиль, неперевернутой лепешкой. Возникает образ чего-то вроде блина, который с одной стороны подгорел до черноты, а с другой стороны был непропеченным и прелым. В общем, чего-то несъедобного и тошнотворного. Такое неаппетитное положение Израиля было результатом смешения с народами. Язычники, жившие среди израильтян, побуждали их поклоняться идолам; вдобавок, их союзы с другими народами привели к поклонению богам этих народов.

Возможно ли точно определить события, описанные в этих стихах? Это попытались сделать авторы одного библейского комментария, содержащего ссылки на реальные исторические события. Они сопоставили пророчество в Ос. 7 с историческими событиями, описанными в 4 Цар. 15; 17. В 736 г. до н.э. в печи политической ситуации Израиля воспламенились мятежные войска Факея, и в этом огне сгорело правительство Факии (7:4; 4 Цар. 15:25). Это вызвало недовольство среди народа, которое тлело в народе подобно жару, сохраняющемуся в печи. Они составили заговор против пришедших к власти и стали ждать подходящего момента. Разожженный огонь вспыхнул с новой силой, когда в 732 г. до н.э. Факей был убит Осией (7:6, 7; 4 Цар. 15:30). Последний вернул Израилю старый политический союз, и они опять стали поддерживать Ассирию. Это длилось всего несколько лет, после чего Осия снова обратился к Египту за помощью. Такие действия превратили Израиль в «полусырую неперевернутую лепешку» (4 Цар. 17:3, 4).

СЛАБЫЕ, НО ГОРДЫЕ

«Чужие пожирали силу его — и он не замечал; седина покрыла его — а он не знает. И гордость Израиля унижена в глазах их, и при всём том они не обратились к Господу, Богу своему, и не взыскали Его» (Ос. 7:9, 10).

Стих 9. «Чужие», то есть иностранцы, с которыми Ефрем (Израиль) смешался религиозно, политически и культурно, пожрали силу его. Они ослабили Израиль, сделав его немощным и анемичным, а народ не понимал, что происходит. Плата дани ослабляла народ экономически (4 Цар. 15:19, 20; 17:3). А связь с чуждыми богами ослабила их духовно. Союзы с иностранными государствами никогда не делали народ сильнее, а наоборот, приносили ему вред.

Если ранее Осия представлял Израиль как жену Яхве, то здесь народ описывается как старик (он). Израиль быстро старел, о чем свидетельствовала седина, но он не осознавал, что дни его сочтены. Стих 9 можно перефразировать следующим образом: «Израиль слаб и немощен, как старик. И они даже не знают об этом».

Стих 10. Гордость Израиля была его падением. В то время, когда пророчествовал Осия, погибель уже маячила за горизонтом, но народ процветал. Народ явно приписывал заслугу в этом успехе себе и не прославлял Бога. Их «гордость» свидетельствовала против них. Она говорила об отсутствии у них веры в Господа, Бога своего. И снова пророк подчеркивает, что их грех состоит в неспособности обратиться к Господу и искать Его: «и не взыскали Его».

ГЛУПЫЕ ГОЛУБИ И УПАВШИЕ ПТИЦЫ

«И стал Ефрем, как глупый голубь, без сердца: зовут египтян, идут в Ассирию. Когда они пойдут, Я закину на них сеть Мою; как птиц небесных, низвергну их; накажу их, как слышало собрание их» (Ос. 7:11, 12).

Стих 11. Сравнив Ефрема (Израиль) с неперевернутой лепешкой (7:8) и с забывчивым стариком (7:9), Бог уподобил народ глупому голубю, без сердца. Израиль был похож на голубя в том смысле, что был глуп и легко попадался в ловушку. Они наивно полагали, что Египет или Ассирия могут решить их национальный кризис (см. 5:13).

Как голубь, народ бросался от одного государства к другому, ища помощи или освобождения у таких стран как Египет и Ассирия.

Во время служения Осии международная политика Израиля характеризовалась заключением союзов то с одним, то с другим из этих государств. Менаим (752–742 гг. до н.э.) подчинился власти Феглаффелласара III (Фула), царя ассирийского, заплатив ему огромную дань (4 Цар. 15:19, 20). Позднее пришедший к власти Факей (740–732 гг. до н.э.) изменил политику Израиля, присоединившись к коалиции, выступавшей против господства Ассирии. В эту коалицию входили Сирия и, возможно, Египет (4 Цар. 15:37). Когда царем стал Осия (732–722 гг. до н.э.), он снова встал на сторону Ассирии. Однако позже он обратился за помощью к Египту (2 Цар. 17:3, 4).

Вступать в такие союзы было неразумно, так как Бог защитил бы их, если бы они искали Его. Бог запретил подобные союзы, а без Божьего одобрения такие союзы никогда не имели успеха.

Стих 12. Продолжая развивать метафору, Господь говорит, что раз они как глупые голуби без сердца, то Он поймает их, как птицелов ловит птиц, закидывая сеть. Поймав их, Он накажет их, как слышало собрание их. Их судьба будет такой, как и предсказывали пророки, обращаясь к народу.

Последняя строка стиха 12 с трудом поддается переводу и поэтому переводится по-разному:

«Накажу их, как слышало собрание их» (Синод. пер.).

«Я накажу их, как им и было сказано в собрании» (НРП).

«Я накидываю на них сеть, сбрасываю с небес, как птицу, всем им в наставление» (РБО).

«Я накажу их за их договоры и соглашения» (Совр. пер.).

Хотя переводы отличаются друг от друга, все они свидетельствуют, что в последней строчке сохраняется угрожающий тон всего стиха.

ЗАБЛУДИВШИЕСЯ И НЕПОКОРНЫЕ

«Горе им, что они удалились от Меня; гибель им, что они отпали от Меня! Я спасал их, а они ложь говорили на Меня. И не взывали ко Мне сердцем своим, когда вопили на ложах своих; собираются из-за хлеба и вина, а от Меня удаляются» (Ос. 7:13, 14).

Стих 13. Бог провозглашает горе, которое постигнет Израиль (равноценно «погибели»), потому что они удалились и отпали от Него. Бог хотел спасти их, но не мог, так как они ложь говорили на Него.

Стих 14. Когда они взывали к Богу, вопили на ложах своих, они делали это только из-за своих проблем, а не сердцем своим. В них не было искренней любви к Господу, и они по-настоящему не раскаялись в своих грехах.

За их воплями кроется желание удовлетворить свои физические нужды: «собираются из-за хлеба и вина» (см. 2:8, 22). Возможно, смысл в том, что народ собирался всей общиной, чтобы обратиться к Господу (см. 6:1–3). Стоит рассмотреть слово «собираются». В еврейских манускриптах тут имеются разночтения: в одних употреблено слово гур, а в других — гадад, что значит «наносить глубокую рану». Именно таково прочтение этого слова в Септуагинте. В русских переводах оно использовано в РБО («наносили себе увечья из-за хлеба и вина») и в Совр. пер. («бичуют себя из-за хлеба и вина»). Если «наносить глубокую рану» правильный вариант, то в таком случае Израиль пытался поклоняться Богу, как хананеи поклонялись Ваалу (3 Цар. 18:25–29; см. Лев. 19:28; Втор. 14:1). В английской версии Библии CEV эта фраза толкуется как абсолютное отвержение Господа: «Они отвергли Меня ради Ваала и кололи себя, надеясь, что Ваал благословит их урожай». Что бы ни делали израильтяне — собирались или наносили себе увечья, — ясно то, что их отношение и поступки не прославляли Бога; они удалились от Него.

НЕВЕРНЫЕ И ДЕРЗКИЕ КНЯЗЬЯ

«Я вразумлял их и укреплял мышцы их, а они умышляли злое против Меня. Они обращались, но не к Всевышнему, стали как неверный лук; падут от меча князья их за дерзость языка своего — это будет посмеянием над ними в земле египетской» (Ос. 7:15, 16).

Стих 15. Греховное состояние Израиля было тем более прискорбным, что Бог столько сделал для него. Он вразумлял их и укреплял их (11:3, 4); а они, тем не менее, умышляли злое против Него. Когда они обращались или меняли что-то в своей жизни, они обращались не к Богу.

Стих 16. Израиль был как неверный лук. Древний составной лук изготавливался из сочетания разных материалов, включая дерево, рога и сухожилия животных. Из-за этого на его натяжение и точность влияли изменения погоды и влажность. Если его не хранили в футляре, натяжение тетивы могло ослабнуть и он становился обвисшим и ненадежным (см. Пс. 77:57).

Леон Вуд видел в этом образе отсутствие покаяния: «Люди обращались куда угодно, но только не к Всевышнему, а ведь только Он мог помочь им. Поэтому они были как покореженный лук, который посылает свои стрелы мимо цели». Отвернувшись от Бога, они не попали в цель — в ту, которую приготовил для них Бог.

В результате неверно выбранного Израилем курса «падут от меча князья их», будут убиты в сражении. Весь народ «будет посмеянием... в земле египетской». Это явно указание на грядущее пленение Израиля в Ассирии. Израильтяне долгое время были пленниками в Египте, и такое пленение могло повториться в будущем.

Bible-help.ru изучение Библии: христианские статьи, программы, фильмы