Найти в Дзене
Just Dev It, Too

Механика готовки. Как добавить в свою игру?

Оглавление

Как и любая механика механика готовки опирается на реальность, весь вопрос как именно адаптировать реальность под свой замысел.

Для проработки готовки нужно ответить на 3 основных вопроса:

  1. Как игрок получит ингредиенты для готовки?
  2. Как будет происходить сама готовка?
  3. Что игрок будет делать с готовым блюдом?

Сборка ингредиентов

Итак, откуда игрок будет получать ингредиенты для готовки?

В качестве вариантов это может быть лут, покупка или бесконечный ящик.

В случае лута готовка в этом месте собирается с боёвкой или собирательством. То есть ингредиенты можно выбить с каких-нибудь монстров или найти в мире. Также может быть вариант вырастить или скрафтить. Как пример, любой выживач вроде Valheim.

В случае покупки готовка связана с экономической частью игры, и продукты можно купить у торговца или торгового автомата. Вариант вполне сочетается с предыдущим, когда продукт можно как выбить с монстров, так и при нежелании заниматься гриндом, купить в магазине.

Третий вариант представляет собой коробку, из которой можно вытащить бесконечное количество продуктов. Казалось бы самый скучный вариант, но с ним тоже можно придумать разные усложнения. В Overcooked расположение продуктов на уровнях сильно влияет на то, как надо будет распределять задачи между командой. На некоторых уровнях также есть ленты, с которых продукт надо снять, иначе он улетит в мусорку.

В хоррорах тоже любят бесконечные ящики. Их можно расставить на уровне в разных точках, а пробираться придётся уворачиваясь или прячась от монстров, как на последних уровнях Happy's Humble Burger Farm.

Сама готовка

В готовке геймдизайнер может развернуть по полной свой творческий потенциал и реализовать её самым безумным способом. В конце концов платформер про хлебушек, который мечтает стать тостом, I am bread тоже можно счесть симулятором готовки. Но мы рассмотрим более традиционные варианты готовки.

При традиционной готовке стоит рассмотреть три составляющих: рецепты, обработку продуктов и сборка готового блюда.

Рецепты

Прежде чем что-то приготовить нужно решить, что будем готовить. Основных вариантов тут два дать игроку возможность экспериментировать или жёстко ограничить существующими в игре рецептами.

В случае экспериментов игрок может сочетать продукты любым образом и в зависимости от сочетания получится то или иное блюдо. Или получится испорченное блюдо, если намешано что-то совсем странное.

Такая механика присутствует в Don’t Starve или Zelda: Breath of the Wild. Рецепты при этом носят не точный характер, а скорее набор правил.

В Don’t Starve тефтели готовятся как из мяса монстра и 3 ягод, так и из 4 кусочков обычного мяса. Если набор ингредиентов не подходит ни к одному рецепту, то получается кашица. Такое часто происходит, если пытаться заменить продукты более часто встречающимися ветками.

В Zelda: Breath of the Wild игроку позволяют готовить довольно свободно добавляя в блюдо до 5 ингредиентов за раз. Каждый ингредиент помечен разным количеством сердечек и иногда дополнительным эффектом, который отмечается в названии. Например, перец и разные продукты со словом жар добавляют в готовое блюдо защиту от холода. Сомнительная еда получится, если игрок попытается смешать разные эффекты или добавить части монстров. Некоторые сочетания продуктов можно найти, изучая мир игры.

Один из рецептов на стене таверны в Zelda: Breath of the Wild
Один из рецептов на стене таверны в Zelda: Breath of the Wild

Более строгие правила присутствуют в визуальной новелле Coffee Talk. Игрок в ней выступает в качестве владельца кофейни и варит кофе, чай или молочные напитки по заказу клиентов. Пара базовых рецептов доступна сразу, некоторые рецепты говорят посетители, а остальные придётся открывать путём экспериментов. Тут уже важен не только точный состав, но и порядок ингредиентов.

Рецепт зелёного чая с молоком из Coffee Talk. Если первым брать молоко, то получится совсем другой результат.
Рецепт зелёного чая с молоком из Coffee Talk. Если первым брать молоко, то получится совсем другой результат.

Жёсткая механика предполагает, что игрок каким-то образом получает рецепты и после этого может готовить строго по ним. Это могут быть найденные листы на островах как в Raft, открытие рецептов как в Grounded или даже просмотр шоу, чтобы выучить новый рецепт как в Stardew Valley. Либо самый классический вариант купить у торговцев за внутриигровую валюту.

Первый вариант предполагает стимуляцию исследовательского духа у игроков, но с ним могут возникать проблемы на поздних этапах, когда многое уже опробовано, и игрок просто не может вспомнить, какие сочетания он ещё не тестировал.

Обработка ингредиентов

В реализациях обработки популярны три варианта: аркадная, мини-игры или реалистичная.

В аркадном варианте у игрока есть несколько приборов, к которым нужно подойти и жать на кнопку, пока еда не будет готова. Дополнительно может учитываться время готовки, и, если еда будет передержана в печи, то попросту сгорит. Заодно и подожжёт кухню как в Overcooked, после чего придётся тушить пожар. Откуда у игрока появятся приборы тоже интересный вопрос, над которым может задуматься геймдизайнер.

Если пожар не потушить, то он будет распространяться на соседние области.
Если пожар не потушить, то он будет распространяться на соседние области.

Мини-игры — это разные QTE или головоломки. Покрути половником изображая перемешивание супа или нажми точно в нужный момент, когда маркер дойдёт до линии как в Genshin Impact. В Genshin Impact результат готовки, правда, зависит не только от этой мини-игры, но и от того, какого персонажа назначат на готовку. Некоторые персонажи могут сделать из блюда особый вариант.

Стандартная мини-игра в Genshin Impact
Стандартная мини-игра в Genshin Impact

Реалистичная обработка реализована в Cooking Simulator. В нём нужно точно повернуть нож, точно отрезать, точно отсыпать и прочее. Конечно, полного реализма с разлитым по всей кухне соусом, который надо убрать, игра не предлагает, но всё равно старается имитировать реальную готовку.

Как ни странно реалистичную обработку можно встретить не только в симуляторах. В Miside нарезка моркови находится где-то между реалистичностью и мини-игрой. В Zoochosis надо постараться точно выставить резак для того, чтобы отрезать нужную порцию животным. Хорроры вообще любят готовку как механику, наверное, потому что это медитативное занятие.

Нарезка брикетов из Zoochosis
Нарезка брикетов из Zoochosis

В Red Strings Club смешивание коктейлей делалось не просто выбиранием порций как в какой-нибудь VA-11 HALL-A: Cyberpunk Bartender Action, а физическим вливанием по капле алкоголя в стакан.

-7

Использование готового блюда

После приготовления блюда может появится вопрос, а что с ним делать игроку и зачем он делал всё предыдущее?

В экономических симуляторах смысл очень простой. Блюда можно продать и получить деньги на новые ингредиенты или приборы для кухни.

В экшен играх готовые блюдо часто дают эффекты на статы игрока. Эффекты могут быть как постоянные так и временные. В Valheim базовые показатели выносливости игрока довольно небольшие и никак не зависят от прогресса в игре, но по ходу игры игрок получает новые ингредиенты, из которых можно готовить более “сильные” блюда. Каждое блюдо добавляет на время показатели выносливости, здоровья и/или магии. Кроме этого во многих выживачах присутствует механика сытости. Если персонаж долго не ест то наоборот теряет характеристики как это происходит в Minecraft.

Можно и совмещать. В Bloodstained первое применение любого нового блюда даёт постоянные эффекты (например, прибавку к максимальному здоровью), а последующие применения просто восстанавливают здоровье.

Дополнительно блюда могут быть использованы как подарки или часть квестов. В Stardew Valley можно улучшить отношения с персонажам даря им любимые блюда.

Обособленно стоит применение неправильно приготовленных блюд. Они могут быть просто как шутка разработчиков и годится только на отправку в мусорку, но иногда им может быть и практическое применение. В Valheim при передержке мяса над костром из него получается уголёк, который можно использовать для растопки или надписей на табличках. Получается он таким образом раньше, чем строится нормальная углевыжигательная печь.

***

Механика готовки интересная творческая механика и может быть реализована бесконечным множеством способов. Она тесно связана с другими аспектами игры: боевой системой, исследованиями или экономикой. Разнообразие подходов позволяет адаптировать эту механику под любые жанры — от аркад до сурвайвалов и хорроров. Ключ к успешной реализации — ясное понимание того, как готовка вписывается в общую концепцию игры и что она даёт игроку.