Найти в Дзене

Шарль Гуно: Мастер Опера и Критик, Директор "Орфеона" и Парижской Высшей Консерватории

Оглавление

Произведения Гуно способствовали развитию музыкального театра и привели к созданию нового жанра - лирической оперы. Он оказал глубокое влияние на творчество своих младших современников и последующих поколений композиторов. Дебюсси проницательно заметил, что «искусство Гуно запечатлело момент французской чувствительности».

Детство Гуно

17 июня 1818 года в семье художника Франсуа Луи Гуно и учительницы музыки Виктории в Париже родился сын Шарль Франсуа. В возрасте 11 лет мальчик поступил в Лицей. Во время учебы Шарль солировал в церковных хорах, сочинял музыку и изучал теорию музыки. Его желание сочинять усилилось, особенно после посещения оперного театра. Его впечатлила опера Моцарта «Дон Жуан», которая сформировала музыкальное мировоззрение молодого музыканта. Любовь к творчеству Моцарта осталась с ним на всю жизнь.

Учеба в Парижской консерватории

Гуно поступил в Парижскую консерваторию в 1838 году. Здесь он учился у Ф. Халеви, И. Лесюра и Ф. Пайера. Хотя развитие яркого таланта Гуно сдерживалось академизмом, царившим в то время в консерватории, некоторые из его ранних произведений привлекли внимание слушателей и критиков. Стоит упомянуть Скерцо из Симфонии и трехчастный «Агнус Деи», свежее звучание которого отметил Берлиоз. В 1839 году Гуно был удостоен Римской премии за кантату «Фернан», что дало ему возможность провести более двух лет в Италии и некоторое время в Вене и Германии в качестве стипендиата. Разочаровавшись в современной итальянской опере, Гуно сосредоточился на изучении ранней культовой музыки, особенно Палестрины. Он был очарован творчеством И. С. Баха, Ф. Мендельсона, Р. Шумана и Ф. Шуберта, что, естественно, нашло отражение в его поздних работах. После возвращения в Париж Гуно работал органистом и регентом в церкви иностранных миссий с 1843 по 1848 год. В эти годы он сочинял исключительно духовные произведения. Его мировоззрение стало более религиозным и клерикальным, он начал задумываться о карьере священника и посещал проповеди членов доминиканского ордена. В 1847-1848 годах Гуно изучал теологию в семинарии Сен-Сюльпис. Некоторое время он жил в монастыре кармелитов и носил рясу аббата. Однако в результате сложной внутренней борьбы он отказался от намерения стать священнослужителем и вернулся к искусству.

Первая опера Гуно

Он обратился к опере, считая, что только театр дает композитору возможность ежедневного общения с публикой. Премьера его первой оперы, «Сафо», состоялась в 1851 году. За ней последовала опера «Кровавая монахиня», которая была исполнена в 1854 году. Оба произведения, поставленные в Гранд-Опера, характеризуются непоследовательным, мелодраматическим, даже экстравагантным стилем. Они не имели успеха.

Неожиданно, но женился

В 1852 году в жизни Гуно произошли два важных события. Он женился на дочери профессора Парижской консерватории Циммермана и стал директором парижского «Орфеона». Это объединение любительских хоров было крупнейшей музыкально-просветительской организацией того времени, членами которой были в основном парижские рабочие и жители пригородов. Гуно, чутко реагировавший на существование и характер городской музыки, открыл новые музыкальные и драматические средства выражения, отвечавшие требованиям времени. Он открыл во французской опере и музыке романтизма богатейшие возможности «соборной» лирики, непосредственной и импульсивной, проникнутой демократическими чувствами. Чайковский справедливо заметил, что Гуно - «один из немногих современных композиторов, пишущих не по предвзятым теориям, а по принуждению чувства».

Гуно нервно реагировал на окружающую его жизнь, легко поддавался различным идеологическим влияниям и был неустойчив как личность и художник. Его характер полон противоречий: порой он смиренно преклоняется перед религией, а порой беспорядочно предается земным страстям. В 1857 году Гуно был на грани серьезного психического расстройства, но в 1860 году он создал большое, плодотворное произведение.

Премьера «Лекаря поневоле» (по Мольеру) состоялась в 1858 году. Опера, шедшая в Лирическом театре, пользовалась большей популярностью, чем предыдущие. Комический сюжет, реальная обстановка действия и живость персонажей пробудили новые грани таланта Гуно. В полной мере они проявились в следующем произведении. Это был «Фауст», который был представлен на сцене того же театра в 1859 году. Публика не сразу полюбила оперу и признала ее новаторский характер. Только через десять лет она появилась в «Гранд-опера», а оригинальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. Пятисотое представление «Фауста» состоялось здесь в 1887 году, а тысячное - в 1894-м.

Лучшее творение Гуно

«Фауст» - лучшее творение Гуно. Это классический образец французской лирической оперы со всеми ее достоинствами и некоторыми недостатками.

К этому времени сформировалось эстетическое кредо Гуно. Он выступал за единство красоты и правды, за образное и эмоциональное содержание, способное глубоко затронуть «каждую человеческую душу».

Глубокое философское содержание «Фауста» Гете (точнее, первой части поэмы) в опере Гуно затронуто лишь поверхностно. Сюжет трактуется с лирико-бытовой точки зрения: Любовная драма Маргариты затмила центральные образы Гете - Фауста и Мефистофеля. Но эта драма изображена в музыке человечно и правдиво, на широком жизненном фоне, с реалистическим художественным совершенством. «Нельзя отрицать, - писал Чайковский, - что «Фауст» написан если не блестяще, то с необыкновенным мастерством и не без значительной оригинальности».

Гуно придерживался мнения, что оперный драматург должен быть мастером музыкального портрета. В «Фаусте» он овладел этим искусством в полной мере. Его портреты главных героев психологически правдивы и написаны разнообразными красками.

Картина «Маргарита» - одно из лучших творений Гуно, даже если она отличается от литературной модели - в ней больше французских, чем немецких черт. Картина пленяет своей простотой и лиризмом, женским изяществом. Композитор тонко передает разнообразный спектр переживаний Маргариты - от неуверенного пробуждения наивного чувства любви до страсти, печали и безумия. Это выражено в музыке через постепенную драматизацию начального романса, который к концу сменяется декламацией.

Фауст изображен менее широко - преимущественно через тот же романтический элемент, но в пылком, восторженном преломлении.

Другой полюс драмы воплощен в фигуре Мефистофеля - и в музыке он характеризуется иной интонацией, в тонах иронической галантности.

Овладение индивидуальными характеристиками видно в сопоставлении трех «портретов» в начале второго акта: куплеты Зибеля, каватина Фауста, баллада и ария Маргариты отличаются не только интонационно, но и приемами жанрового обобщения - использованием различных средств выражения сложившихся оперных форм. Обращение к существующим жанрам - основа демократизации музыкального языка Гуно.

Правда жизни, воплощенная в лучших сценах оперы, поэтическая цельность выражения, естественность музыкального языка, целенаправленность драматургии - все это залог популярности «Фауста» Гуно.

Другие произведения Гуно

В начале 1860-х годов Гуно создает две посредственные комические оперы - «Филемон и Бавкида» и «Голубка», а также «Царицу Савскую» в духе драматургии Скриба - Мейербера. В 1863 году Гуно обратился к поэме «Мирей» провансальского поэта Фредерика Мистраля и создал произведение, покоряющее своим тонким лиризмом. Образы природы и сельской жизни юга Франции нашли поэтическое воплощение в музыке. Композитор воспроизвел в партитуре подлинные провансальские мелодии, например, старинную любовную песню «О Магали», которая играет важную роль в драматургии оперы. Ярко передан и центральный образ крестьянской девушки Мирей, которая погибает в борьбе за счастье со своим возлюбленным.

Последнее написание Гуно
Последнее написание Гуно

Последним значительным творческим достижением Гуно стала опера «Ромео и Джульетта». Ее премьера состоялась в 1867 году и имела огромный успех - за два года прошло девяносто представлений. Хотя шекспировская трагедия трактуется здесь в духе лирической драмы, лучшие номера оперы - четыре дуэта главных героев, вальс Джульетты и каватина Ромео - демонстрируют эмоциональную непосредственность, правдивость декламации и мелодическую красоту, характерные для стиля Гуно.

В 1869 году композитор переживает новый приступ нервной болезни, вызванной мистическими настроениями. Проходит еще один год. В связи с началом франко-прусской войны Гуно вместе с семьей переезжает в Англию.

Здесь в 1871 году он знакомится с англичанкой Дж. Уэлдон - певицей и учительницей пения, основавшей певческую школу для сирот в Тависток-хаусе под Лондоном. Композитор отказывается от предложения занять пост директора Парижской консерватории и живет в Лондоне с семьей Уэлдон. Вместе они совершили путешествие в Бельгию. Только в 1874 году Гуно расстается с Уэлдоном и возвращается в Париж.

Шарль Гуно. Фотография конца 1870-х — начала 1880-х годов
Шарль Гуно. Фотография конца 1870-х — начала 1880-х годов

В 1870-х годах Гуно вновь попал под влияние клерикальных взглядов. Растущая религиозность стала главной причиной упадка его творчества. После ряда неудачных опер (в том числе «Полиевкт», 1878) он отошел от музыкального театра, предпочитая ему духовную музыку. Среди его последних крупных произведений - две оратории, «Искупление» (1881) и «Смерть и жизнь» (1884).

В это время Гуно также активно занимался литературой и критикой. Своими выступлениями в прессе он поддерживал творчество К. Сен-Санса. Он написал предисловие к изданию писем Г. Берлиоза. Берлиоза, книгу «Дон Жуан Моцарта», свою автобиографию и многое другое.

Последние годы Гуно

Последние годы жизни Гуно провел в Сен-Клу под Парижем, где учился у молодого композитора А. Бюссе.

Он умер 18 октября 1893 года.

Памятник Гуно в парижском парке Монсо
Памятник Гуно в парижском парке Монсо