Найти в Дзене
Mitya

Заключение

Приведенные здесь описания, возможно, дают представление о диапазоне эффективных вмешательств, доступных йога-терапевту, но это далеко не полный список. Это аспекты психологии йоги, которые были особенно полезны для данной категории пациентов. Конечно, не все концепции, которым обучали на этом занятии по саморазвитию, были поняты или приняты большинством пациентов. На момент написания этой статьи некоторые пациенты были освобождены условно-досрочно, но у них было мало информации о дальнейшем наблюдении; у других значительно улучшились навыки самообладания, пока они оставались в заключении. У некоторых наблюдались незначительные изменения. Возможно, самым большим изменением стало едва заметное влияние на атмосферу заведения. Некоторые пациенты с горькими, параноидальными взглядами научились заменять это на сострадание и понимание, и они, в свою очередь, влияют на других подобным образом. Можно почувствовать небольшой, но определенный сдвиг в сторону более конструктивной и ориентированно

Приведенные здесь описания, возможно, дают представление о диапазоне эффективных вмешательств, доступных йога-терапевту, но это далеко не полный список. Это аспекты психологии йоги, которые были особенно полезны для данной категории пациентов.

Конечно, не все концепции, которым обучали на этом занятии по саморазвитию, были поняты или приняты большинством пациентов. На момент написания этой статьи некоторые пациенты были освобождены условно-досрочно, но у них было мало информации о дальнейшем наблюдении; у других значительно улучшились навыки самообладания, пока они оставались в заключении. У некоторых наблюдались незначительные изменения. Возможно, самым большим изменением стало едва заметное влияние на атмосферу заведения. Некоторые пациенты с горькими, параноидальными взглядами научились заменять это на сострадание и понимание, и они, в свою очередь, влияют на других подобным образом. Можно почувствовать небольшой, но определенный сдвиг в сторону более конструктивной и ориентированной на рост атмосферы.

Через несколько месяцев официальные групповые встречи были прекращены. Однако некоторые из этих пациентов продолжали изучать психологию йоги гораздо глубже. Они встречались самостоятельно, читали и обсуждали традиционные тексты по йоге и медитации. Эти немногие приняли на себя глубокую приверженность этому новому подходу к жизни и по-прежнему заметно отличаются в своих взглядах и поведении.

Одна из пациенток, чье неконтролируемое эмоциональное насилие было описано ранее, однажды подошла к психотерапевту и сказала: “Кто бы мог подумать, что я так увлекусь изучением восточной психологии? Когда год назад вы впервые начали преподавать тему непривязанности, я подумала, что вы сошли с ума. Мы были далеки друг от друга. Теперь я провожу много времени, изучая эти идеи и применяя их в своей жизни, и, знаете ли, они действительно работают.”

Вариации многих из этих техник, конечно же, используются и в современной психотерапии. От биоэнергетики до модификации поведения, от психоанализа до рационально-эмоциональной терапии и “силы позитивного мышления” - вот отголоски описанных здесь методов. Однако, как мы видели на протяжении всей этой книги, йога-терапия, по-видимому, уникальна своей всеобъемлющестью и инклюзивностью. Это не набор отдельно разработанных методик роста, а интегрированная система, которая работает со всем спектром привычек и эмоций, рациональными и иррациональными аспектами нашего бытия.

Йога-терапия объединяет поведенческий и интроспективный подход к личностному росту. В отличие от большей части современной психологии, она рассматривает роли и личность как поверхностные явления, которые легко изменить, если человек не находится на этом уровне бытия. Это открывает перспективу, с помощью которой человек может освободиться от привязанности к несчастливым личностям, которые он сам для себя создал, и к негативным ролям, которые он себе присвоил. Это не поощряет пациента заниматься разработкой надстройки над своей личностью; вместо этого он быстро переходит к программе обучения, направленной на изменение привычек, образа мышления и самооценки.

Наша книга сосредоточена на описании обширных и важных теоретических положений психологии йоги. Мы считаем, что она может стимулировать фундаментальный и необходимый пересмотр концепций современной психологии. Это приложение предлагается для того, чтобы продемонстрировать, что, исходя из нашего клинического опыта, непреходящие идеи психологии йоги, по-видимому, обеспечивают простые и эффективные терапевтические техники. Кажется, что теоретическая глубина психологии йоги сочетается с практической полезностью.