Найти в Дзене
WarGonzo

Российско-американские переговоры: общие позиции и острые углы

Трамп поручил помощникам организовать телефонный разговор с Путиным. Судя по всему, встреча президентов России и США состоится, причем скоро. В связи с чем возникают вопросы. Попробуем их систематизировать.

Во-первых, будет на встрече обсуждаться только Украина или более широкий круг тем? Например: отвод войск НАТО из Восточной Европы, готовящееся размещение американских «томагавков» в Германии, и т.п.

Российское руководство добивается именно широкого обсуждения. Цель – не просто прекращение огня, а формирование новой системы безопасности, в которой Украина – лишь одна из составляющих.

Трамп явно хочет быстрого результата, который пополнит список его великих достижений. Это может стать камнем преткновения, но может и облегчить переговоры. Если подыграть Трампу, чтобы над его головой воссиял нимб миротворца, он может пойти на уступки по важным для России вопросам.

Во-вторых, нейтралитет Украины, запрет на вступление в НАТО. Здесь между сторонами уже фактически существует консенсус. Будет ли вопрос отложен на 20 лет, как предлагают американцы, или закрыт навсегда, как добивается Россия, принципиальной разницы нет. В нашем стремительно меняющемся мире 20 лет – это и есть «навсегда». Просуществует ли НАТО хотя бы половину этого срока?

Но дьявол, как обычно, кроется в деталях. Страны НАТО могут сотрудничать с Украиной и не под знаменем альянса, а как бы каждая сама по себе. Вводить миротворческие контингенты, проводить учения на территории Украины, открывать учебные центры для украинских военных, поставлять вооружения вместе с инструкторами. Поэтому Россия должна настаивать, чтобы понятие «нейтралитет» включало в себя не только запрет на членство в альянсе, но и отказ НАТО от любой военной активности на Украине. 

Сюда же входит и наиболее чувствительная тема, которая обсуждалась еще в 2022 году в Стамбуле: «потолок» вооружений и численности ВСУ. Та самая демилитаризация. Тут, наряду с политическими разногласиями, возникает и техническая проблема. Можно контролировать численность самолетов, танков, систем ПВО – все это было прописано в Стамбульских соглашениях, но как контролировать количество беспилотников?

В-третьих, территориальный вопрос. Позиция России: полный вывод ВСУ из республик Донбасса, Запорожской и Херсонской областей. Американский план – раздел Украины по линии фронта. Что будет со столицами областей – Запорожьем и Херсоном?

Это самый сложный вопрос для России. Если в отношении украинского нейтралитета Россия располагает поддержкой Китая и других ведущих стран Глобального Юга, то с территориями всё непросто. Даже страны БРИКС не признают новые регионы частью Российской Федерации.

В сети «Х» со ссылкой на источник в команде Трампа мелькнуло сообщение, что Трамп может предложить Путину купить у Украины Запорожье за те самые 300 миллиардов евро, которые заморожены в Европе. Слишком похоже на шутку, но идея вполне в духе нового президента США.

В-четвёртых – санкции. Нет сомнений, что Трамп будет использовать их как рычаг по принципу кнута и пряника. Это тоже в его стиле. Соглашаетесь – отменяю, не соглашаетесь – сохраняю или ужесточаю. Сработает ли такое давление? У российского руководства накоплен многолетний опыт успешного обхода санкций.

В-пятых, гуманитарные вопросы. Россия может предложить, а Трамп легко может согласиться – прекратить преследование РПЦ на Украине. Республиканская партия США позиционирует себя как защитницу всех христианских конфессий. У Трампа не должно возникнуть проблем внутри партии.

Требование религиозной свободы хорошо бы увязать в «одном пакете» с требованием свободы использования русского языка. Что подразумевает отмену всех украинских законов, дискриминирующих тех, кто говорит и думает по-русски. 

Макс Литвинов специально для проекта @wargonzoya

СВО
1,21 млн интересуются