Найти в Дзене

ПРОРОК ОСИЯ (ч.7): МИЛОСТЬ, А НЕ ЖЕРТВА

(Осия 6) Хотя Осия был пророком погибели, постоянно предсказывавшим уничтожение Израиля, он также подчеркивал, что остается надежда, если народ покается. В прорицании, которым начинается эта глава, он призывает Израиль «возвратиться к Господу». ПРИЗЫВ К ПОКАЯНИЮ «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: "Пойдём и возвратимся к Господу! Ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его. Итак, познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря — явление Его, и Он придёт к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю"» (Ос. 6:1–3). Стих 1. До сих пор Осия повторял народу слова Божьи. Однако в данном отрывке Осия, очевидно, говорит от себя. Он считает себя частью народа. Он собрал народ вокруг себя и говорит ему: «Пойдём и возвратимся к Господу». Отождествление себя с народом, которому Осия проповедовал, было для него проявлением простоты и скромности.
Оглавление

(Осия 6)

Хотя Осия был пророком погибели, постоянно предсказывавшим уничтожение Израиля, он также подчеркивал, что остается надежда, если народ покается. В прорицании, которым начинается эта глава, он призывает Израиль «возвратиться к Господу».

ПРИЗЫВ К ПОКАЯНИЮ

«В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: "Пойдём и возвратимся к Господу! Ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его. Итак, познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря — явление Его, и Он придёт к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю"» (Ос. 6:1–3).

Стих 1. До сих пор Осия повторял народу слова Божьи. Однако в данном отрывке Осия, очевидно, говорит от себя. Он считает себя частью народа. Он собрал народ вокруг себя и говорит ему: «Пойдём и возвратимся к Господу». Отождествление себя с народом, которому Осия проповедовал, было для него проявлением простоты и скромности. Словом «возвратимся» переведён глагол шуб, который часто означает покаяние (2:7; 3:5). Народ должен был отвернуться от идолопоклонства, сексуальной распущенности и социальной несправедливости и вернуться к Богу.

Обращаясь к народу, Осия подчеркивает, как Бог благословит их: пусть Господь уязвил их (5:14), но Он же их и исцелит. Это было то, что чуждые союзы не могли сделать (5:13).

Стих 2. Хотя народ, в каком-то смысле, умер (6:5), Бог через два-три дня оживит их. Вряд ли Осия говорил в буквальном смысле о двух или трех днях; скорее всего, он имел в виду короткий период времени. Хотя Господь их покинул (5:6), Он вернется к ним.

Стих 3. Он будет с ними так же непременно, как утренняя заря каждое утро и освежающий поздний дождь каждую весну (см. Втор. 11:14; Иов. 29:23; Прит. 16:15; Иер. 3:3; 5:24; Зах. 10:1). Поэтому Осия призывает своих братьев израильтян познать Господа — вновь наладить отношения с Богом, покаявшись и обратившись к Нему в послушании.

Основываясь на этих призывах, Джек Льюис охарактеризовал главу 6 как «призыв к покаянию». Это толкование точно передает прямой смысл текста. Однако данный отрывок кажется непохожим на другие прорицания Осии, что дало повод некоторым считать, что Осия цитирует слова кого-то из вождей Израиля — вождей, говоривших это неискренне. Например, Уиллис говорит о словах из 6:1–3 как о «лицемерном покаянии». Хаббард рассматривает эти слова как ответ священников на обличение Осии в главе 5 — ответ искренний, но недостаточный в том плане, что они не признали вину. Он полагает, что эти священники, говоря к народу, «делали акцент на их уязвлённости... но не на их непослушании». Мэйс называет эти стихи «песней покаяния», которую исполняли священники и народ, собравшись вместе для поста и жертвоприношения, чтобы отвратить Божий гнев (см. 5:6; 8:2). Действительно, в тексте NASB в 6:1–3 стоят кавычки, отделяющие отрывок от слов Осии. Такая точка зрения может быть правильной, но ничто в тексте не подтверждает ее. В еврейском тексте кавычек нет.

ОБЪЯВЛЕНИЕ О СУДЕ

«Что сделаю тебе, Ефрем? Что сделаю тебе, Иуда? Благочестие ваше — как утренний туман и как роса, скоро исчезающая. Поэтому Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих; и суд Мой — как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:4–6).

Стих 4. В этом стихе Осия возвращается к своей роли Божьего глашатая. Несмотря на его призыв к народу возвратиться и несмотря на желание Бога, чтобы они покаялись, народ отказался служить Богу верно. Бог говорит о том, что Ефрем и Иуда озадачили Его. То, как Он обращается к ним (Ефрем, Иуда) отражает Его любовь к ним. Эти две строки подразумевают, что Он любил Свой народ и предпочел бы не наказывать его. Однако — говорит Он далее — эти два народа не захотели сохранить верность Ему. Словом благочестие переведено слово хесед, которое обычно используется в еврейском, чтобы передать верность или преданность сторон соглашению, особенно в связи с заветом между Израилем и Яхве. Израильтяне были непостоянными приверженцами. Их верность длилась не дольше, чем утренний туман, скоро исчезающий, или чем роса на траве, испаряющаяся с восходом солнца. Божий суд на них навлекло отсутствие у них постоянства.

Стих 5. Господь поражал через пророков и бил их Своими словами. Божье слово в устах пророков было как опасное оружие (Иер. 1:9, 10; 5:14; 23:29; см. Евр. 4:12; Отк. 1:16). Когда пророки предсказывали гибель, их слово сбывалось: это было все равно, как если бы акт по уничтожению уже свершился! Божий суд — как восходящий свет; как человек не может помешать солнцу светить, так никто не может предотвратить Божий суд.

Стих 6. Народ Божий отличался не только отсутствием преданности, но и тем, что были неправильно расставлены их приоритеты. Этот стих показывает их веру в то, что, пока они приносят жертвы, они будут угодны Богу. Однако Бог сказал, что милость (хесед, «преданность завету») и боговедение важнее всесожжений. Несомненно, Бог был против их обрядов, потому что люди приносили жертвы без веры и любви в сердце. Без этих главных элементов их жертвы были для Него мерзостью (см. 1 Цар. 15:22; Пс. 50:17–19; Ис. 1:10–17; Иер. 7:21–23; Ам. 5:21–24; Мих. 6:6–8). Эти слова ясно говорят, что жертвы, приносимые без глубоких отношений с Богом, становятся пустыми ритуалами.

Вероятно, Бог отвергал жертвы израильтян не только из-за того, как они приносили их, или из-за того, что они совершали свои жертвоприношения, не задумываясь о том, что они делают. Отсутствие у них «верности завету» и отвержение ими боговедения привело (как показывает все послание Осии) к неспособности выполнять требования завета в отношениях с другими людьми. В то время как так называемые боги языческих народов, окружавших Израиль, вполне удовлетворялись жертвами и обрядами, Яхве призывал Израиль быть народом, отличающимся от всех прочих по образу жизни и по своим взаимоотношениям с людьми. Говоря о народе в целом, израильтяне не способны были любить своих ближних, как самих себя. Боговедение тесно связано с соблюдением Божьих заповедей, касающихся отношений с другими людьми (см. Ос. 4), но Божьи избранники проявляли отсутствие «боговедения», дурно обращаясь с другими людьми. То, что Ос. 6:6 обличает отсутствие у израильтян любви, а не только бездумные жертвоприношения, подтвердил Иисус. Он процитировал этот отрывок, отвечая критикам, которые больше заботились о букве Закона, нежели о людях (Мф. 9:13; 12:7).

Еще израильтяне нарушали «верность завету», когда приносили жертвы и поклонялись также и другим богам. Главной тенденцией израильтян в древние времена было не отрицание существования Бога и не замена поклонения Яхве на поклонение другим богам, а признание других богов и поклонение им наряду с поклонением Господу.

Не следует использовать этот стих в качестве доказательства того, что жертвы по старому завету были не важны. Бог требовал жертвоприношений по закону Моисея, и преднамеренные нарушители Его законов относительно требуемых приношений подвергались Его суду. Возможно, жертвоприношение или то, с каким отношением человек совершал жертвоприношение, было менее важным по сравнению с тем, как он относился к другим людям, но оно все равно было важным!

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ

«Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне. Галаад — город нечестивцев, запятнанный кровью. Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости. В доме Израиля Я вижу ужасное; там блудодеяние у Ефрема, осквернился Израиль» (Ос. 6:7–10).

Стих 7. Заявив, что Он «милость» и «боговедение» предпочитает «жертве» и «всесожжениям» (6:6), Бог приводит примеры того, что творили израильтяне, даже когда они соблюдали обрядовые требования Закона. Они согрешили, подобно Адаму, нарушили завет и изменили Господу.

Что означает слово «Адам» (адам) в данном контексте? При обычном прочтении текста понятно, что речь идет о первом человеке, Адаме, который нарушил Божью заповедь не есть от дерева познания добра и зла (Быт. 2:15–17; 3:6, 12). Из-за своего непослушания он лишился всех благословений, данных ему Богом в Эдемском саду. Точно так же Израиль лишился Божьих благословений в земле обетованной, когда нарушил Его завет с израильским народом.

Однако слово «Адам» можно рассматривать и как название места, города в Заиорданье на берегу реки Иавок (Иис. Н. 3:16). В поддержку этого толкования выступает наречие «там» (шам) во второй строке стиха 7. Дополнительным свидетельством правильности такого толкования может быть тот факт, что оно упоминается в связи с географическими наименованиями «Галаад» и «Сихем» в стихах 8 и 9. Если «Адам» — город, тогда в этих стихах может говориться о трех местах, где израильтяне совершили тяжкие грехи.

Стих 8. Название «Галаад» обычно относится либо к целому району Заиорданья, либо к его части (Суд. 20:1; 4 Цар. 10:33), но здесь «Галаадом» назван город. Однозначно имеется в виду место близ реки Иавок, где аммонитяне расположились станом напротив израильтян в рассказе об Иеффае (Суд. 10:17). Город находился в 24 км к востоку от Адама.

Каким образом израильтяне согрешили в Галааде? Его улицы свидетельствовали о жестокости народа по отношению к другим людям, ибо были запятнаны кровью (3 Цар. 2:5). Убивая, люди оскверняли землю, которую Господь дал им (Исх. 20:13; 21:12–36; Чис. 35:16–21, 31–34; Втор. 19:11–13).

Текст не конкретен, но, может, это был бунт Факея? Возможно, он возглавил жестокую кампанию в Заиорданье и даже создал оппозиционное правительство. В 736 г. до н.э. он отправился в Самарию и убил Факию, царя израильского. В то время с ним было пятьдесят галаадитян, которые помогли ему стать царем над всем Израилем (4 Цар. 15:23–25).

Стих 9. Даже священники убивали людей на пути в Сихем. Как бандиты, они устраивали засады на путешествующих по дороге. Тут скрыта ирония, так как священники должны были заботиться о духовных нуждах людей, а не убивать их. Традиционно священники даже не участвовали в сражениях. Сихем был одним из шести городов-убежищ (Иис. Н. 20:7, 8), а здесь он ассоциируется с опасностью и смертью.

Стих 10. Кроме кровопролития и укрывательства алчных священников, израильтяне были виновны в ужасном, то есть в блудодеянии. Под «блудодеянием» здесь, как и в других местах книги пророка Осии, понимается идолопоклонство Израиля. Вместо того чтобы оставаться верным Богу, народ шел вслед других богов и осквернился. Они совершили духовное блудодеяние.

ПРОБЛЕСК НАДЕЖДЫ

«И тебе, Иуда, назначена жатва, когда Я возвращу плен народа Моего» (Ос. 6:11).

Стих 11. Прорицание завершается обращением к Иуде, южному царству. Иуда уже получил предупреждение не уподобляться северному царству (4:15), но пророк, кроме того, осудил южное царство за те же грехи, что привели к уничтожению Израиля (5:5). Последствия для Иуды будут такими же, как и для Израиля. Так как «Бог нелицеприятен» (Деян. 10:34), то Иуда тоже будет уничтожен. Назначенная жатва для Иуды будет судным днем. «Жатва» используется как метафора для слова «суд» (см. Ис. 41:15, 16; Иер. 51:33; Иоиль 3:13–17; Мих. 4:12, 13). Иуда, как и Израиль, должен будет предстать перед судом за свои грехи.

Последняя строка главы, «Когда Я возвращу плен народа Моего», лучше понимается, если ее рассматривать как начало главы 7. Деление на главы, человеческое усилие сделать Библию более понятной, не всегда точно передает смысл текста. В переводе РБО этими словами начинается глава 7.

Школа Библии — онлайн — Изучение Библии онлайн