Мы живем в очень необычное время, сегодня всё, что мы знаем и умеем, требует постоянного обновления и переобучения. Мы только и успеваем освоить, отточить новые профессиональные навыки, а уже надо учиться чему-то новому.
А с каждым днем информации становится всё больше, и вот нам уже надо не только учиться новому, но еще и учиться быстро понимать, что из этого многообразия нового нам учить.
Скажу вам, что мы к такому не готовы. А еще скажу, что жизнь нас не только к этому не готовила, но, напротив, свойственное современной культуре обилие мусорной информации и упрощение ее структуры значительно ухудшило нашу способность мыслить, понимать и усваивать сложную и незнакомую информацию.
Из каждого утюга все вещают нам, что компьютеры делают нас глупее, все мы подвержены цифровому слабоумию, и отчасти это верно, но, как известно, при правильном употреблении даже яд становится лекарством.
Именно компьютер может стать тем инструментом, что поможет нам превзойти естественные ограничения нашей рабочей и долговременной памяти, ограниченного ресурса воли и внимания.
Традиция ведения картотеки, и построения визуальных схем.
Существует довольно старая методика работы с информацией, которая называется картотека. В настоящее время одной из самых популярных считается система «Zettelkästen», что в переводе с немецкого означает «ящик для заметок». Это метод Лумана, который помогает структурировать информацию и выявлять причинно-следственные связи.
Чаще всего этот метод упоминается в контексте кроссплатформенного приложения для заметок Obsidian, еще это применимо к приложению The Brain, но объективно суть не в конкретном приложении. Вы можете делать всё тоже самое с кучей бумажных тетрадок и пробковой доской с карточками на булавках.
Суть не в носителе информации, а в принципе работы с информацией, ее визуальном и текстовом представлении и хранении.
В качестве пространства для работы с новой информацией используются визуальные интеллектуальные карты (mindmap, или как это называется в Obsidian - Canvas).
В процессе проработки темы вы постоянно обновляете и дополняете эту карту новыми фактами, или пересобираете структуру и взаимосвязи между фактами по изучаемой теме.
На базе этих интеллектуальных карт вы формируете конспекты.
Информация в конспектах представляется в виде динамически изменяющихся в процессе обучения текстов-блоков организованных в иерархию заголовков, имеющих гипертекстовое оглавление.
Эта информация, включая ссылки на обучающие видео, электронные книги и статьи из интернета, теперь собрана вместе. Она объединена в одну систему с удобными ссылками и тегами. С ней легко работать: можно искать нужные материалы, а также помечать папки и документы значками и цветами.
По сути, мы создаем свою собственную Википедию на максималках. Эта картотека представляет собой расширенное и оптимизированное отражение наших реальных знаний и опыта. Это как отпечаток всей нашей интеллектуальной деятельности, накопленной за то время, когда мы активно использовали эту систему.
В среде гиков и программистов даже появился новый термин — «экзокортекс». Люди, которые задумываются о своём душевном состоянии и стремятся к высокой продуктивности, часто ведут таким образом дневники и планировщики задач. Они делают это в удобном для них формате — на холсте или в виде текста. Кодеры организуют свои проекты, а блогеры составляют контент-план.
И вот тут вы меня спросите: «Валерий Валерьевич, зачем так сложно?» . А вся эта сложность за тем, что наш живой мозг не способен сам справляться с тем объемом информации, с которым мы вынуждены работать, а нам сегодня это жизненно необходимо, чтобы выдерживать конкуренцию.
И для этой проблемы есть решение! Наш мозг так устроен, что он может развивать ресурсы емкости своей памяти и мышления, опираясь на внешние носители информации. А правильно приготовленная и проработанная информация не только хорошо усваивается в памяти, но еще делает нас лучше, умнее и эффективней.
Но самое важное — это то, что эта система становится частью твоего личного опыта, который дополняет ограниченные человеческой физиологией возможности твоего мозга и памяти на протяжении всей жизни. Этот метод помогает не просто хранить информацию, но и постоянно улучшать и углублять знания, которые нужны в данный момент.
Для того что бы все это работало, нам навсегда нужно изменить свое отношение к знаниям как к чему то статичному, и неизменному.
- Знание требует регулярного повторения, так устроен мозг. Информационные каналы, которыми мы не пользуемся, постепенно исчезают.
- Дополнительные ассоциации, разные версии, определения и описания одной и той же информации делают ее более стабильной и доступной для воспроизведения.
- Один и тот же факт, навык или система становится понятней и удобней в использовании при взгляде с новой точки зрения.
- Нашей привычкой и основным принципом отношения к любому знанию должно быть принятие факта, что информация всегда неполная. Существует еще один взгляд на то, что мы знаем. Это новое видение способно изменить все понимание вопроса.
Следуя этим принципам, только лишь взаимодействуя с информацией, мы развиваем свою способность думать сложнее, объёмней, с большим горизонтом планирования и учетом разного контекста.
Память, внимание, мышление и информационно речевая модель мира
Чтобы понять, зачем и как нам пользоваться экзокортексом, нам необходимо разобраться, как мы мыслим, учимся и пользуемся имеющейся у нас информацией.
Мы с вами(наше сознание) живем и думаем не в реальном мире, а в модели, которую создает наш мозг — информационно-речевой модели мира
То есть это не просто структура неких объектов, связанных с непосредственным переживанием описывающих их сигналов, органов чувств, эмоций и состояний, но еще модель, состоящая из слов, понятий и обобщений.
Именно речь, язык как инструмент моделирования, перспективы, контекста и прочих абстракций делает нашу модель такой точной, глубокой, протяжённой во времени, или воображаемом и наблюдаемом пространстве. Информационно-речевая модель мира сформировалась в наших предках эволюцией для предсказывания изменений внешней среды и адаптивного выбора из множества программ удовлетворения базовых потребностей.
Теперь о том, как мы дошли до жизни такой.
Наша информационно-речевая модель мира формируется в специализированной части мозга — ассоциативной коре.
Этот отдел мозга с самого рождения, в процессе освоения языка, наполняется речевыми центрами.
Речевые центры — это такие структуры ассоциативных нейронов, связывающих и группирующих одинаковые объекты и феномены внешнего и внутреннего мира, с их качествами и свойствами, и семантическим(языковым) и сенсорным значением.
Например, ребенку показывают на улице собаку и говорят «с о б а к а». Через несколько итераций ребенок понимает, что вот это шерстяное с глазками и хвостом — «собака».
Потом ребенок понимает, что собак много, у них есть общие внешние признаки — форма, шерсть, четыре лапы, запах, лай.
Потом ребенок узнает, что на картинке в букваре тоже собака, а потом дитятко узнает, как пишется слово «собака», и то, что у собаки есть поводок, будка, она охотничья собака или сторожевая.
И всё это связывается с ассоциативным нейроном, отвечающим за понятие «собака», формируя речевой центр.
Каждое понятие, признак и явление, связанное с собакой, — это тоже отдельный речевой центр с ассоциативным нейроном.
Где-то к годам трем в ассоциативной коре этого ребенка обучается достаточное количество речевых центров для возникновения информационно-речевой модели мира, себя и других людей.
Эту самую модель наше дитятко будет использовать для всё более точного моделирования окружающего мира, предсказания того, как этот мир будет меняться, реагировать на его действия.
Позволю себе повториться, на основе этой модели мы придумываем, как в этом самом внешнем мире удовлетворять свои базовые потребности, то есть думаем и учимся.
Вот вам и таинственное пространство мышления вершины эволюции и царя зверей.
Речевые центры строят ассоциации по нескольким принципам.
- Обобщение по "типу":
зайчик+куклы+кубики это игрушки
- "Многоуровневое вложенное" обобщение:
Зайчик ,кукла ,мячик ,кубики это игрушки
Игрушки, мебель, одежда, посуда это предметы
Предметы, дома, деревья, животные, люди это окружающий мир
Планеты, звезды, вакуум это вселенная
Материя, энергия, мысль это ? Кто кажет мне что это все за фигня!!?? Памагити!!!! Вытащите меня отсюда.
По этим горизонтальным и вертикальным принципам, древовидной структурой с разных точек входа, от общего к частному, строятся связи, иерархии и категории нашей информационно-речевой модели мира. Эта структура обусловлена анатомией нейронов.
Разнообразие этих связей, категорий и иерархий, осознаваемая и воспроизводимая связанность всего со всем и есть мудрость этой модели. И именно эта мудрость является критерием эффективности нашего мышления и способности усваивать, воспроизводить, обрабатывать и синтезировать информацию. Прогнозировать окружающую реальность и реализовывать удовлетворение своих базовых потребностей.
Важно не путать информированность и мудрость. Мы можем запомнить много фактов, но если в нашем мозгу нет разнообразных связей между фактами, нет понимания закономерностей и зависимостей этих фактов, наша информированность не имеет ценности. Мы будем либо ошибаться в прогнозах, либо и вовсе будем неспособны использовать известную нам информацию.
Именно количество фактов, которые мы можем ассоциировать в ассоциативных нейронах информационно-речевой модели мира, и невероятная способность на лету модифицировать эти ассоциации делает нас такими особенными. Эти ассоциации — это, по сути, условный рефлекс, только обусловленный не одним стимулом, а несколькими. И чем сложнее нервная система, тем разумней, сложнее и адаптивнее поведение животного. Вот некоторые умные собаки могут ассоциировать от 5-ти до 7-ми стимулов, а ёжик — хорошо, если два.
Вам еще пока не понятно, зачем всё это, но наберитесь терпения, это не так уж и много информации, хоть и много слов.
Ну ассоциации, модели мира в моей и вашей голове, ну ассоциируем по типу и многоуровневому вложению.
Вот вам для затравки. Именно способность к ассоциированию по многоуровневому вложению даёт нам возможность, несмотря на очень ограниченный объём рабочей памяти, мыслить сложными моделями, состоящими из гораздо большего количества объектов, чем может уместить наша рабочая память. Но чтобы получить эту суперсилу, надо понимать, как всё устроено, именно ради этого тут написано столько букв.
**Постараемся зафиксировать в памяти:
- Информационно речевая модель мира это наша долговременная память, и исходя из информации содержащейся в ней мы интерпретируем всю информацию с которой взаимодействуем.
- В информационно речевой модели мира содержатся все наши инструменты познания и мышления, логика, геометрия и понимание пространственных категорий, речь, математика, социальные навыки, биология, мораль, этика и т.д. Также представление о себе и других людях.
- Информация обобщается по типу, например все слова это язык
- Информация обобщается по принципу многоуровневого вложения - звуки, слоги, слова, языки, вербальная коммуникация.
Cледующая статья про обсидиан...