Найти в Дзене
Города Миллионники

Почему в России не строят надземного метро

Оглавление

Почему в России строят преимущественно подземное метро, а не надземное, которое проходит по эстакадам.

История

Надземное метро - явление не новое для мировой практики. Самый популярный метрополитен - Чикагский, также метрополитен в Нью-Йорке частично проходит на эстакадах.

Метро в Чикаго
Метро в Чикаго

Современные, развивающиеся города где только появляется метрополитен, также строят преимущественно надземный. Давайте возьмем Китай, Бразилию, Индию, и так далее.

Метро в Дубае
Метро в Дубае

Из этого можно сделать несколько выводов:

  • Надземное метро чаще бывает в городах без истории, развивающихся
  • Надземное метро чаще встречается в Азии, Америке

Россия и Европа

На европейском континенте надземное метро встречается крайне редко, я хоть и являюсь железнодорожным фанатом, но навскидку не вспомню надземного метро в Европе, наземные линии бывают, и то частично, но не надземные. Вспоминается, где-то в Германии возможно имеется такое метро, кто знает напишите в комментариях.

Но это не суть, и скорее всего исключение, тем более на примере Германии, где после второй мировой войны города отстраивались заново, и была возможность заложить данную технологию. В большинстве своем города Европы старые, и надземное и наземное метро абсолютно не вписываются в архитектуру городов.

Россия

В России города и соответственно метрополитен европейского типа, даже есть информация, что первые станции московского метро помогали строить французы. «Помогали» это конечно образно говоря, но явно ориентир был на Лондон и Париж того времени, где уже был метрополитен.

Архитектура

Главная причина строительства подземного метро в исторических городах, это объекты архитектуры. Только представьте, что на красной площади в Москве или над Невским проспектом в Петербурге идут эстакады.

Хотя, подобные старые проекты найти можно, и возможно их рассматривали. (Проект надземного метро в Москве)
Хотя, подобные старые проекты найти можно, и возможно их рассматривали. (Проект надземного метро в Москве)
(Проект надземного метро в Петербурге)
(Проект надземного метро в Петербурге)

По понятным причинам от этих идей отказались, кроме того есть многочисленные минусы надземного метро в целом.

Минусы надземного метро

  • Шум и пыль на улицах
  • Образование зон отчуждения под эстакадами
  • Теряется идея внеуличности транспорта
  • Износ линий и проблемы из-за погодных условий (Особенно актуально для РФ)

Вопросы и ответы

Если основная причина отказа от надземки это сохранение исторической среды городов, почему не строят надземные линии в промышленных и спальных районах?

Строят, в Москве есть Бутовская линия, или монорельс, но даже эти линии подвергаются сомнениям, как и открытые участки метрополитена, всё из-за тех же погодных условий. Износ вагонов, уборка снега, ржавчина - всё это дополнительные проблемы.

Почему только в Москве есть надземное метро и монорельс, будут ли в других городах?

Нельзя сделать однозначный вывод о том почему в России не строят надземное метро или систему по типу московского монорельса. Большинство всех систем метрополитена в городах были созданы очень давно. Самый современный метрополитен в России - это Казанский, и тот проектировался в советское время. Московский метрополитен развивается активнее всех существующих, по этому в нем представлено всё: И подземная часть, и наземная, и надземная.

Возможно ли такое, что часть будущих метрополитенов в центре городов будет идти под землей, а в районах выходить на эстакады?

Скорее всего уже нет, из-за оптимизации процессов. Гораздо проще будет продолжать метро в районах на малой глубине, чем выводить на улицу.

Представьте, что у вас на даче никогда не было навеса от снега для автомобиля, и вам приходилось каждое утро убирать снег, и возможно покрывать автомобиль специальным компонентом от ржавчины. Вы уже привыкли к этому делу и выбора у вас нет, всё доведено до автоматизма.

Однажды вы строите специальный навес для авто. Будете ли вы только половину автомобиля загонять под навес, а другую обслуживать как раньше?

Конечно же нет, это ни имеет никакого смысла, когда автомобиль можно полностью защитить.

Тут играют роль опять и погодные условия, и наибольшая защита транспорта.

Метро в Краснодаре отвечало бы всем требованиям, возможно ли там надземное метро?

В теории да, в южных регионах я не вижу проблем создать надземное метро с нуля. (это важно)

Город не обладает исторической сеткой застройки, а которая есть, вполне сохранится и эстакады пройдут мимо. Город не рельефен, осадки не часты. Почему в подобных регионах не планируют надземного метро ввиду потенциально быстрой постройки и запуска, по сравнению с подземной, мне не ясно.