А вот почему так: ребёнок научился повторять слова за взрослым, отдельно говорит чисто все звуки, а как сам говорит, то непонятно, на своём языке? Мальчику 3 г. 9 мес.
Писала уже статьи на эту тему, посты выкладывала. Но по-прежнему это трудно понять родителям, отчего так получается, что прекрасные сами по себе звуки речи превращаются в неудобоваримое "крошево", которое в потоке речи невозможно расшифровать.
Сначала маленькое лирическое отступление.
Когда-то давно, лет 20 назад, пришло мне в голову заняться танцами. Никакой предварительной подготовки в виде детского хореографического кружка в моей жизни не было. По этой причине начала с элементарных танцевальных движений. Человек я старательный, каждый элемент подолгу разучивала, дома повторяла, собой была довольна.
Но как только я пыталась собрать всё это в стремительный красивый танец, рушились мои домашние заготовки.
Наша преподаватель (невероятная красавица Света) только за голову хваталась, глядя на мои скованные замедленные движения. Как могла, хвалила: "Хорошо, Лариса, но очень небрежно!" А "брежно" я не в состоянии была на скорости повторить всю серию последовательных стремительных сложных движений, из которых и состоит танец. Для этого нужно было хотя бы 3-4 года потрудиться. Первый же год моих занятий танцами, да и второй тоже, выглядел так, что без слез, извините, не взглянешь.
Теперь пришла очередь блиц-ответа на вопрос читательницы.
Почему ребёнок непонятно говорит, имея в наличии чистые звуки речи?
Ему банально не хватает внимания, чтобы отследить всю совокупность речевых задач:
- Лексическая составляющая - ведь нужно выбрать слова, которые донесут мысль.
- Средства синтаксиса - предложения сами себя не выстроят.
- Грамматические категории - попробуй-ка отследить все окончания и предлоги!
- Нужно определиться с силой голоса и интонациями - в каждой ситуации общения они свои.
- Ну и хорошо бы сказать всё это так, чтобы тебя поняли. То есть желательно обратить внимание на произношение.
И это всё нужно оценить, выбрать, вспомнить, дифференцировать в живом диалоге, который предполагает мгновенную речевую реакцию.
Чем-то приходится "жертвовать" из того списка, который я привела выше. Логично, что первыми по значимости для говорящего, оказываются выбор лексики и построение предложений. Грамматика и фонетика "смываются" первоочередными целями - донести смысл своей задумки.
Можно возразить, что фонетика не менее важна, ребёнка же плохо понимают окружающие.
Но тут вступает в действие закон психологии: человек рождается эгоистом. Только воспитание делает его внимательным и чутким к нуждам других людей.
Поэтому маленькому ребёнку важнее сказать, а уж поняли его или нет, это трудности слушающих.
У Вовы уже больше года, как поставлены все звуки. Но только сейчас, когда ему исполнилось 5 лет, он в состоянии отследить смысл высказывания и качество звучания. Вове теперь самому хочется, чтобы его речь звучала красиво.
Пройдёт ещё год, и тот самый мальчик, которому сейчас 3 года и 9 месяцев (см. начало), отточит своё языковое мастерство, его речевой танец станет быстр и красив. И ему будет важно, чтобы зрители (то есть слушатели) получали удовольствие от общения с ним.
Всем успехов в развитии речи!