Курсовая работа посвящена исследованию сущности и особенностей применения таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в Российской Федерации. В работе анализируется влияние глобализации и информационных технологий на таможенную службу, раскрываются основные понятия и инструменты таможенно-тарифного регулирования, такие как пошлины, тарифные льготы и преференции. Проводится анализ практики применения этих инструментов в России, выявляются проблемы и перспективы развития таможенно-тарифного регулирования в условиях современных экономических вызовов. В качестве информационной базы используются нормативно-правовые акты, данные ФТС и Министерства финансов РФ, а также научная литература. Исследование выполнено с применением исторического, аналитического, синтетического, графического методов. Работа представляет собой комплексный анализ таможенно-тарифного регулирования ВЭД в России и предлагает рекомендации по его совершенствованию.
Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Написать: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования
1.2 Инструменты таможенно-тарифного регулирования
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Анализ применения инструментов таможенно-тарифного регулирования
2.2 Проблемы и перспективы развития таможенно-тарифного регулирования
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Актуальность темы исследования обусловлена усилением интеграционных процессов в мировой экономике, которые ставят новые требования к развитию и функционирования национальных экономических систем, в частности в сфере таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Мировая экономическая наука отводит государству ведущую роль в разработке и реализации национальной внешнеторговой политики, выдвигает новые требования к участникам цепи поставок. Очевидным стало и то, что глобализация и информационные технологии среди всех являются основными факторами влияния на международную экономическую деятельность и таможенную службу. Реальная статистика уменьшения таможенных пошлин многих стран мира на фоне увеличения торговых объемов обуславливают рост административных расходов на процедуры соответствия, если своевременно не применять меры по их уменьшению как для таможни, так и для торговли. Это позволяет утверждать, что таможенное дело играет центральную роль в регулировании международных торговых операций. Поэтому актуальной задачей для Государственной Таможенной Службы Российской Федерации (далее – ФТС) является поддержка процесса расширения торговых правил и обеспечение роста торговых сделок страны с применением методов ограничения импорта и экспорта, основное место среди которых занимают тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) – мероприятия, направленные на реализацию государственной политики в сфере государственной таможенного дела.
В основном исследования таможенно-тарифного регулирования ВЭД обусловливается возрастанием роли государственного таможенного дела в развитии российской экономики, влиянием существенных колебаний экономической политики от либерализации к протекционизму, неопределенностью стратегии экономического развития отдельных отраслей экономики. Сейчас важно уделить внимание развитию системы таможенно-тарифного регулирования ВЭД с помощью действенного механизма в обеспечении формирования стабильной экономической платформы государства.
Степень изученности темы. Общие проблемы по формированию системы таможенно-тарифного регулирование ВЭД в своих трудах исследовали такие ученые, как: В.С. Андрианова, С.В. Бараев, А.И. Венгеровский, Э.А. Гадисов, В.В. Ефимов, Е.С. Курлюта, А.В. Лапшина, В.М. Попова, В.Н. Пушников, М.С. Семенова, Я.П. Силин, К.И. Ступина, М.С. Сычев, А.М. Ташенов, В.М. Кутовой, С.В. Широков и др.
Целью курсовой работы является исследование сущности и особенностей применения таможенно-тарифного регулирования ВЭД в Российской Федерации.
Соответственно поставленной цели, определены следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования;
- изучить инструменты таможенно-тарифного регулирования;
- провести анализ применения инструментов таможенно-тарифного регулирования;
- охарактеризовать проблемы и перспективы развития таможенно-тарифного регулирования.
Объектом исследования в курсовой работе являются меры таможенно-тарифного регулирования, их применение проблемы и перспективы развития.
Предмет курсовой работы составляют экономические отношения, возникающие в процессе осуществления таможенного-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.
Методы исследования.
В процессе написания курсовой работы использованы следующие методы научного исследования:
- исторический при рассмотрении сущности таможенного регулирования;
- анализа, обобщения и синтеза при исследовании практики и проблематики таможенного регулирования в Российской Федерации, абстрагирования и наблюдения при исследовании особенностей таможенно-тарифного регулирования;
- конкретизации при определении приоритетных направлений совершенствования таможенно-тарифного регулирования;
- графический метод для наглядного отображения информации.
Информационной базой курсовой работы являются нормативно-правовые акты Российской Федерации, данные ФТС и Министерства финансов Российской Федерации, научная и специальная литература.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух логически связанных между собой глав, заключения, а также библиографического списка.
Глава 1. Теоретические аспекты таможенно-тарифного регулирования
1.1 Понятие и сущность таможенно-тарифного регулирования
Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (далее ТТР) – важнейший метод управления экономикой. Осуществляя влияние на бюджетную безопасность страны, ТТР реализует, с одной стороны, фискальную функцию таможенных платежей, с другой, имея регулирующий потенциал таможенных платежей, является инструментом влияния ВЭД.
В мае 1993 г. был принят и в июле того же года вступил в силу закон РФ «О таможенном тарифе» (далее – Закон РФ №5003-1). Утверждение данного нормативного акта существенно повысило значение ТТР. Этот закон закрепил ключевую цель экономической политики государства – определение порядка формирования и практического применения тарифа, таможенной стоимости, установление страны происхождения товара. Реализация положений Закона РФ №5003-1 позволяет решить множество вопросов, в том числе касающихся льгот для субъектов ВЭД.
ТТР считается одним из базовых институтов экономики любого государства. Особенно актуальна его роль в странах, осуществляющих переход от централизованной формы управления народно-хозяйственным комплексом к рыночной экономике. К России это относится самым прямым образом. При масштабных преобразованиях, которые имеют место в стране, должны использоваться такие инструменты и механизмы, которые в силу своей природы являются «проводниками» экономических реформ. В задачи таможенной системы входит интеграция отечественной экономики с хозяйственными связями, действующими в мире. Одним из важнейших условий ее реализации является установление надлежащего ТТР. Для этого, в свою очередь, необходимо развитие нормативной базы, унификация процедур и операций на основе мирового опыта. Ускорение процессов интеграции, глобализация хозяйственных связей сопровождается качественными изменениями роли и функций таможенного дела при реализации внешней и внутренней политики, создании таможенных союзов и межгосударственных зон для свободной торговли.
1.2 Инструменты таможенно-тарифного регулирования
Таможенно-тарифные методы регулирования (импортные и экспортные тарифы) являются исторически первым инструментом протекционизма и регулирования внешней торговли. Они занимают центральное место в системе реализации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Тарифные методы разработаны достаточно досконально и сведены в системы единых таможенных тарифов.
Так, Е.С. Курлюта разграничивал тарифные инструменты (таможенные пошлины) и нетарифные инструменты (налоги и боры), однако, по нашему мнению, к таможенно-тарифным инструментам регулирования относят таможенные пошлины и налоги, в основе которых лежит механизм тарифной защиты[1].
Основным элементом системы ТТР является таможенный тариф, который в узком смысле представляет собой систематизированный перечень ставок и товаров, облагающихся импортным и экспортным пошлинами. Составляющими этой системы являются способы начисления ставок таможенных пошлин и коэффициенты надбавок, скидок и перечни товаров, запрещенных к ввозу и вывозу в соответствии с товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Можно выделить пять функций таможенного тарифа:
2.2 Проблемы и перспективы развития таможенно-тарифного регулирования
Насколько часто изменяются характеристики ВЭД, настолько же оперативно и динамично должны корректироваться методы ТТР, используемые для их реализации инструменты (процедуры контроля, виды пошлин, ставки и пр.):
- наращивания ставок в соответствии со степенью обработки импортной продукции;
- единства размера пошлин в границах таможенной территории Российской Федерации. Исключение предусмотрено для случаев создания в России свободных зон или складов, предоставления преференций или льгот;
- обязательного учета зарубежного опыта и внедрения его в отечественную практику. Современные рыночные условия требуют постоянного развития ТТР. Необходимо искать и внедрять эффективные методы и пути управления внешнеэкономической деятельности с учетом положений ранее заключенных межправительственных договоров. Снижения ставок пошлин в зависимости от степени готовности экспортируемой продукции.
С 01.01.2018 вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), положения которого позволили существенно упростить перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС, снизить издержки для лиц в связи с облегчением таможенного оформления, а также способствовали снижению административного воздействия на деятельность предпринимателей.
В настоящее время ведется работа по приведению законодательства Российской Федерации о таможне в соответствие с Таможенным кодексом ЕАЭС.