Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Какую цену Трамп заплатит за возврат Панамского канала и зачем он ему

Оглавление

Панамский канал должен перейти под контроль США — об этом на своей инаугурации заявил Дональд Трамп. Другие его тезисы уже начали обретать форму утвержденных указов, значит, и про «канал наш» все серьезно. Но зачем Трампу понадобился торговый путь в центральноамериканской республике?

Трамп намерен вернуть Панамский канал Америке. Источник: EPA
Трамп намерен вернуть Панамский канал Америке. Источник: EPA

Мария Соколова

Есть всего два канала, которые кардинально изменили мировые транспортные пути: Суэцкий, который избавил судовладельцев от необходимости огибать всю Африку, и Панамский, который позволяет не огибать Южную Америку.

На Суэцкий канал Дональд Трамп пока не претендует, а вот установление контроля над Панамским фигурировало и в предвыборной кампании, и в инаугурационной речи. Неспроста…

Возврат Панамского канала США — одно из первых обещаний Трампа в должности президента. Фото: Getty Images
Возврат Панамского канала США — одно из первых обещаний Трампа в должности президента. Фото: Getty Images

Зачем Трампу Панамский канал

Контроль над Панамским каналом — это контроль над значительной частью мировых транспортных путей. Канал, который существует уже 111 лет, здорово экономит время и деньги транспортным компаниям — через него ежегодно проходит до 5% от всех мировых океанских грузоперевозок.

Этот канал протяженностью 81,6 км суда проходят в среднем за девять часов. Если надо попасть из Тихого океана в Атлантический, то единственный вариант — пустить корабли вокруг целого континента Южная Америка. А это путь примерно в 13 тыс. км.

Панамский канал делает путь из Америки в Азию короче на 13 тыс. км. Фото: gcaptain.com
Панамский канал делает путь из Америки в Азию короче на 13 тыс. км. Фото: gcaptain.com

И большую часть товарооборота обеспечивают именно США: через Панамский канал проходят грузы с Восточного побережья Америки (этот тот, где располагается Нью-Йорк и множество других промышленных и торговых центров) в Азию и обратно. Поставки обеспечивают 36% всего грузопотока канала.

Вот только есть нюанс: канал проходит через озеро на высоте 26 м над уровнем моря — это вынуждает проводить суда через шлюзы и ограничивает пропускную способность. За сутки по каналу могут пройти не более 48 судов.

А желающих-то много. Никто не хочет делать крюк в 13 тыс. км. Особенно если у товара есть срок годности. Поэтому очередь на проход продается на аукционах, а стоимость места может доходить до 400 тыс. долларов.

Ограниченная пропускная способность Панамского канала доводит стоимость прохода судов до 400 тыс. долларов. Фото: pinterest.com
Ограниченная пропускная способность Панамского канала доводит стоимость прохода судов до 400 тыс. долларов. Фото: pinterest.com

Контроль над Панамским каналом позволит отдавать приоритет транспортным компаниям из США, что даст конкурентное преимущество американским грузам в Азии. Так что у Трампа есть весомые причины желать возвращения контроля над Панамским каналом.

Кому принадлежит Панамский канал сейчас

История появления Панамского канала тянется со второй половины XIX века, и уже тогда власти США решили, что «канал наш». Естественно, центральноамериканские государства (Никарагуа и Колумбия) собственных средств на прокладку канала не имели. Борьба за право построить и контролировать транспортную артерию шла между Францией, Великобританией и США.

Сначала ближе всех к реализации проекта была Франция по договоренности с Колумбией. Но американцы выкупили этот проект с арендой земельного участка под канал на 100 лет. Вот только колумбийские власти не стремились налаживать отношения с американцами — они надеялись получить выгоду от старого соглашения с французами.

Строительство Панамского канала вели американские компании в обмен на право бессрочного использования. Фото: pinterest.com
Строительство Панамского канала вели американские компании в обмен на право бессрочного использования. Фото: pinterest.com

Власти США в такой ситуации резину не тянут и решают вопрос самым решительным путем. По случайному совпадению тогда в Колумбии начались народные волнения, и штат Панама объявил о своей независимости от нее. Так появилась Республика Панама, власти которой оказались лояльны США и с 1903 года передали им в вечное пользование «зону земли и земли под водой для сооружения, поддержания, эксплуатации, установления санитарного порядка и защиты упомянутого канала». А США по традиции обеспечивали безопасность Панамы, то есть установили свой протекторат.

Но Центральная Америка — место нестабильное. В 60-х годах в Панаме тоже начались народные волнения и в ходе военного переворота сменилась власть, которая разорвала с США дипломатические отношения. Да еще Суэцкий кризис подал пример борьбы за канал.

В итоге в 1977 году президент США Джимми Картер (кстати, демократ, как и Джо Байден) подписал соглашение с Панамой, по которому контроль над каналом переходит центральноамериканской республике. Возможно, власти США не хотели обострения конфликта на фоне холодной войны, возможно, надеялись на длительный переходный период (полностью американцы оставили контроль над каналом лишь в 1999 году). Но, так или иначе, договор был подписан и исполнен, а канал оказался под полным контролем Панамы.

В 1977 году президент США Джимми Картер уступил Панамский канал властям Республики Панама. Фото: wikipedia.org
В 1977 году президент США Джимми Картер уступил Панамский канал властям Республики Панама. Фото: wikipedia.org

Как будет выкручиваться из этой ситуации Трамп — снова выкупит Панамский канал или признает договоры Торрихоса — Картера недействительными, пока неизвестно. Но теперь ясно одно: США вполне четко формируют экстерриториальные претензии.

Начинается все с Панамского канала, а там дело может дойти и до Гренландии. А это уже заявка на прокладку арктических транспортных путей и прямая угроза российскому Северному морскому пути, который может связать Азию с Европой.

---