В новогодние праздники 2018 года довелось побывать в Екатеринбургском музее изобразительных исскуств. Центральное место в экспозиции музея занимает как и прежде Каслинский чугунный павильон, поражающий воображение богатством своих форм, виртуозностью оформления литых фрагментов, масштабностью и утонченностью форм.
Выставленный в музее изобразительных искусств города Екатеринбурга Каслинский чугунный павильон изготовлен на Каслинском заводе по проекту Е. Е. Баумгартена и создан им как выставочная витрина Кыштымского горного округа для всемирной выставки 1900 года в Париже, на которой он был удостоен гран-при по отделу горного дела и металлургии.
Первый чугунный Павильон в России был изготовлен мастерами Каслинского литья в 1860 году для Нижегородской ярмарки. С 1860-х годов изделия мастеров Каслинского чугунного литья регулярно демонстрировались на различных российских и международных выставках и павильоны служили для привлечения внимания зрителей к выставляемым в них шедеврам чугунного литья. Одним из первых таких павильонов стал павильон, выполненный по проекту А. И. Широва, который был показан на Нижегородской выставке 1960 года. Ширшов выполнил эскиз павильона и привёз его в Кыштым. В Кыштыме в создании его деталей, в течение 9 месяцев участвовали около 30 мастеровых. Затраты на производство составили 3667 рублей — баснословная по тем временам сумма. Павильон был выполнен в виде куба высотой со штандартом на верху около 9 метров с ответвлениями по бокам и украшен чугунным орнаментом. Главный фасад был снабжён колоннами, поддерживавшими Антаблемент павильона, углы были увенчаны торшерами. В стенах имелись ниши, в которых располагались литые чугунные скульптуры. Предполагалось что именно этот павильон поедет в Париж, но в 1898 году стало известно о том, что под всю экспозицию продукции Уральских горных заводов в Париже будет отведена общая площадь в 100 квадратных сажений, павильон же Широва занимал одну пятую часть всей площади и было принято Решение отказаться от его использования в Париже.
Так было принято решение о создании нового, более компактного павильона, который в итоге и стал самым известным в мире образцом каслинского литья и визитной карточкой Каслинского чугунолитейного завода. В последствии он вошел в историю как «Каслинский чугунный павильон». Именно этот павильон демонстрируется сейчас в экспозиции Екатеринбургского музея изобразительных икусств.
Создание Каслинского чугунного павильона для выставки в Париже началось в 1898 году. Толчком к этому стало получение каслинскими мастерами золотой медали на Стокгольмской выставке 1896 года. Сразу же после этого Главное правление Уральских заводов получило правительственное письмо с предложением обязательно участвовать в выставке в Париже. Размещение заказа на проектирование павильона осуществлял В. Г. Дружинин, поверенный по делам заводов своей матери О. П. Дружининой, совладелицы заводов Кыштымского горного округа. Дружинин описал Е. Е. Баумгартену общую архитектурную концепцию будущего павильона — в проектном задании были указаны основные конструктивные параметры, учитывавшие сокращённую выставочную площадь, а также требование максимальной естественной освещённости. Выполнение скульптурных элементов будущей композиции Баумгартен поручил М.Л Дилону.
Сначала был выполнен эскизный проект, затем рисунки элементов конструкции переносились на дерево, вырезались и шлифовались, потом по деревянным моделям создавались литейные формы, затем в формы заливался чугун. Так шаг за шагом в кропотливом труде создавался этот павильон. К лету 1899 года около 3000 чугунных деталей павильона были отлиты на Каслинском заводе. Детали соединялись между собой в крупные блоки, крепившиеся штифтами к деревянным рамам каркаса сооружения.
Павильон собирали и разбирали несколько раз, исправляя недочёты и совершенствовали его конструкцию и деревянный помост. На деталях павильона сохранились клейма с именами 16 мастеров-формовщиков: П. Тепляков, Н. Тепляков, А. Мочалин, А. Торокин, В. Агеев, С. Агеев, Ф. Самойлин, П. Самойлин, М. Игнатов, В. Тимофеев, В. Кузнецов, С. Хорошенин, И. Захаров, Г. Пермин и П. Рязанцев. За финальную чеканку и подгонку деталей отвечали чеканщики Ф. Глухов, М. Малов, М. Ахлюстин, П. Козлов и Н. Мягков, за чернение поверхностей — мастер по окраске художественного литья Д. И. Новгородцев. К концу 1899 года основные работы по созданию павильона были завершены.
На выставке в Париже павильон экспонировался в здании отдела горного дела и металлургии вместе с чугунной скульптурой « Россия», автором которой был Н. А. Лаверецкий. Скульптура была отлита для Нижегородской выставки 1896 года и олицетворяла женщину-воина в древнерусских доспехах с мечом в руке, которая стояла при входе, охраняя богатство и роскошь Каслинского павильона.
3 мая 1958 года в одном из залов Свердловской картинной галереи состоялось открытие восстановленного Каслинского чугунного павильона.
Первоначально, размеры зала картинной галереи не позволили установить ажурное навершие, штандарт и гирлянды, украшавшие павильон на выставке в Париже. Доступ для обзора был организован только с двух сторон.
В 1985 году Свердловская картинная галерея была реорганизована в Музей изобразительных искусств, которому было выделено новое здание по адресу пер. Воеводина, 5 в городе Екатеринбурге. В центральном зале выделенного корпуса был сооружён гранитный подиум, выдерживающий нагрузку в 20 т. Павильон вновь был разобран и перевезён в новое здание, что позволило смонтировать все декоративные элементы и обеспечить круговой обзор всего сооружения. Открытие экспозиции состоялось 9 июня 1986 года. В июле 1986 года на Каслинском заводе были вновь отлиты ажурные детали навершия и штандарты, установка которых состоялась в августе того же года.
В 2010 году златошвеи Ново Тихвинского женского монастыря воссоздали исторический облик бархатного балдахина, венчающего центральный вход павильона. Бархат был расшит изображениями торговой марки Кыштымского горного округа. Павильон восстановил свой первоначальный облик и он предстал перед зрителями в том виде, в котором он был представлен на всемирной выставке в Париже в 1900 году
Что же представляет из себя павильон? Павильон представляет собой прямоугольное сооружение высотой около 5 метров с ажурными орнаментами на стенах и элементах каркаса. Внутрь ведут три входа: два по центральной оси, оформленные сверху ажурной короной с надписью «Кыштымские горные заводы наследников Расторгуева», и третий вход, расположенный перпендикулярно им и украшенный красным бархатным балдахином на чугунных пиках. Детали окрашены в чёрный цвет ипозолочены. Чёрная окраска чугуна контрастирует с красным бархатом. В советское время золочение отсутствовало, его заменял слой бронзовой краски. В 2000 году реставрационные работы по золочению павильона были завершены, и была заново полностью воссоздана идея, предложенная Е. Е. Баумгартеном более века назад, которую осуществил в 1900 году преподаватель Петербургского ремесленного училища Б. О. Богач.
По высоте павильон делится на три яруса. Нижний ярус имеет минимальное количество орнаментов, служа основой всей конструкции. Средний ярус наиболее насыщен орнаментами и фигурами. Верхний ярус имеет облегчённые рельефы с сетчатыми окнами, обеспечивающие снижение массы конструкций снизу вверх.
Баумгартен с участием Марии Львовны Диллон, отвечавшей за исполнение всех скульптурных фрагментов, соединил в проекте павильона древнерусские, скандинавские, византийские и венецианские мотивы, заимствуя их образы из «Сборника византийских и древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Г. Г. Гагариным» и монографии Н. Ф. Лоренца «Орнамент всех времён и стилей». М. Л. Диллон создала фигуры птиц Сирина и Алконоста сказочных героев, размещённых в среднем ярусе павильона, драконов в верхних углах павильона. В работе над фигурами драконов она использовала рисунок хрустальной чаши с ручкой в виде дракона, выставлявшейся на Всемирной выставке 1878 года и опубликованной в вышедшем в 1880 году в Штудгарте сборнике «Декоративные фигуры и вазы».
Образы для горельефов вещих женщин-птиц были заимствованы из картины В. М. Васнецова «Сирин и Алконост. Вещие птицы. Песни Радости и Печали». Таким образом в проекте павильона персонажи древнерусских сказаний были объединены с мотивами средневекового западного искусства и элементами декора эпохи Ренесанса. По мнению искусствоведов, «убранство павильона весьма эклектично, но не утомляет своей насыщенностью элементами, взятыми из разных культурных традиций, и способствует тому авторский замысел и определённая лаконичность цветового решения».
Если Вам доведется побывать в Екатеринбурге, обязательно сходите в Екатеринбургский музей изобразительных искусств, посмотрите на Каслинский чугунный павильон. Его великолепие и праздничное убранство навсегда останутся в Вашей памяти.
В статье использованы фотографии автора. Все эти и другие фотографии Автора можно купить на странице автора в фотобанке Лори по адресу: https://lori.ru/Karachev, а так же на сайте автора © ykarachev.ru Фото и Жизнь, написав Автору.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Не покидайте канал, внизу каждой статьи канала есть ссылка на другие интересные статьи в нем, Путешествуйте вместе с нами по Екатеринбургу, Перми, Челябинску, Ижевску, Ханты-Мансийску, Иркутску и другим интересным городам, а так же отправляйтесь в пешие путешествия по природным достопримечательностям нашей планеты. Обязательно подпишитесь на канал и оставайтесь с нами!
Подписывайтесь на наш канал, оставайтесь с Нами. Впереди много интересного.
Читайте так же:
Туманы Юрмы рассказ о красавице Юрме и Юрминском горном массиве
Алма-Ата и ее окрестности- рассказ о красавице Алма-Ате и ее окрестностях