Найти в Дзене
Материк книг

Все нюансы женской жизни в редкой советской книге Калининой "Как ты ко мне добра"

Похоже, я нашла очередную жемчужину. Рекомендую тем, кому понравилась Мира Смирнова. Сегодня редко встретишь произведение, настолько полно, подробно и увлекательно описывающее все нюансы, мысли, чувства женщины в возрасте от 15 до 45 лет. Это качественная литература со всех точек зрения. Добротная, написанная хорошим языком, где есть о чем подумать и многие мысли отзываются. У Лизы (или Веты, как ее зовут близкие) Логачевой было счастливое детство. Нежная веселая мама, справедливый и добрый папа, идеальные праздники с подарками, душистой ёлкой, теплом. Сестра Ира, с которой они очень дружны. В общем, все хорошо. Сразу после школы выскочила замуж. Переехала в семью мужа, в квартиру-студию (для художников) в Арбатском переулке с огромными окнами и роялем. Сплошная благодать) Затем пошли потери, осознание ошибок, жизнь казалась беспросветной, но потом снова начиналась светлая полоса. Муж, ребенок, внешне как у всех. Но внутренняя жизнь Веты была не так проста. И вся книга - именно о ней,
Оглавление

Похоже, я нашла очередную жемчужину. Рекомендую тем, кому понравилась Мира Смирнова. Сегодня редко встретишь произведение, настолько полно, подробно и увлекательно описывающее все нюансы, мысли, чувства женщины в возрасте от 15 до 45 лет.

Это качественная литература со всех точек зрения. Добротная, написанная хорошим языком, где есть о чем подумать и многие мысли отзываются.

Сюжет

У Лизы (или Веты, как ее зовут близкие) Логачевой было счастливое детство. Нежная веселая мама, справедливый и добрый папа, идеальные праздники с подарками, душистой ёлкой, теплом. Сестра Ира, с которой они очень дружны. В общем, все хорошо. Сразу после школы выскочила замуж. Переехала в семью мужа, в квартиру-студию (для художников) в Арбатском переулке с огромными окнами и роялем. Сплошная благодать)

Художник Яблонская "Утро"
Художник Яблонская "Утро"

Затем пошли потери, осознание ошибок, жизнь казалась беспросветной, но потом снова начиналась светлая полоса. Муж, ребенок, внешне как у всех. Но внутренняя жизнь Веты была не так проста. И вся книга - именно о ней, о мыслях, чувствах, первом снеге, последних теплых днях, о сомнениях и радостях, долгих размышлениях о счастье, и о том, как прожить жизнь так, чтобы потом не было мучительно больно...

Не зря в аннотации сказано, что книга про семью интеллигентов. Здесь нет бодрого сюжета, никаких приключений, даже людей в ней мало, при внушительном объеме (более 500 стр. мелким шрифтом), но как же я ценю именно такие книги!

Впечатления

Круг тем, затронутых в книге, так широк, что я даже теряюсь, о чем рассказать:

Любовь

Пожалуй, самая обширная тема. Вета погружена в себя, она все время прислушивается к тому, что чувствует. И это становится для нее наказанием. Вот уж точно, горе от ума. Роман, ее первый муж, из таких же. Они очень молоды, и изводят друг друга недоверием к самим чувствам. Постоянный анализ - люблю ли, а как сильно, а точно любит ли она/он меня, конечно, изматывают. Во вторых отношениях другая мУка - а это точно любовь, не ошибка?

Художник И. Брюлин "Весенний вечер"
Художник И. Брюлин "Весенний вечер"

Выбор профессии

По странному капризу Вета выбирает сложный металлургический институт, хотя не чувствует ни малейшего призвания. Ей сложно и скучно там учиться, но она упорно продолжает. Уже понимая ошибку, она все равно плывет по течению.

Работа

Закономерно, что и работа в женском коллективе, в лаборатории, не принесла радости. Но Вета флегматично пережидает. "Она ждала... чего-нибудь". Правда, при этом успела защитить кандидатскую. Но темы - то краска по ржавчине, то лужение каких-то вкладышей.

Художник Баликов
Художник Баликов

Слишком погруженная в свой мир, чтобы делать карьеру, Вета страдает, но стать как другие - горластые, нахрапистые, наглые, способные в лицо говорить какие-то немыслимые (особенно сегодня) вещи - она не может. Слишком мягкая, слишком хорошо воспитанная, для некоторых она объект зависти, для других - достойна презрения, раз не хочет выгрызать у жизни всё. Поэтому с подругами как-то не сложилось. Была только одна в детстве, и то ей завидовала.

Семья

Самый близкий человек у Веты - сестра Ира. Она, кстати, более энергична, выбирает профессию по сердцу, археологию. Ее жизнь гораздо насыщенней и интересней внешне, хотя хватает своих сложностей.

Вета же инфантильна. Слишком безоблачное детство и юность - считается, что это залог успешной жизни, но с ней все это сыграло злую шутку. Рано умер отец, мать вышла замуж еще раз за человека, к которому в их семье не очень хорошо относились.

-5

Вета не поняла, слишком идеалистически смотрела на жизнь. Отдалилась от матери. Много размышляла на эту тему, очень глубоко. Но и со своей дочерью не получилось особой близости, как, впрочем, и ни с кем. Второй муж - хирург, необычная судьба для того времени, смог совершенно изменить жизнь. Но у меня не вызвал он симпатии.

Психология

В этой книге я отметила множество цитат. Написана она в 80-х, и некоторые размышления о психологии будто сошли со страниц современных книг:

Вот тогда (в детстве) Ирина тоже испытывала это чувство надежности и защищенности, из которого навсегда вынесла уверенность в своей ценности и значимости для мира, в своем праве на собственное существование и собственное мнение. Она, Ирина, начиналась оттуда, пусть теперь и ее дети чувствуют, что они любимы и обласканы всеми, что они приносят радость и что им на этой земле хватит солнца, воды и пищи.

Но далеко не все. В духе времени тоже хватало:

Тайно вынесенная из мрачного военного детства уверенность, что счастье опасно, подозрительно, вредно, что оно разлагает человека, разрушает душу, что благополучие - почти позор, что-то незаслуженное, а потому презренное и низкое. (про одноклассницу Зойку)
Хомяков "Выпускницы"
Хомяков "Выпускницы"
Жить хорошо считалось неприличным, словно бы она украла что-то ненароком. Непонятным образом получалось так, что хорошие люди хорошо жить не могут и не должны. И наоборот - достаток, продвижение по службе и всяческое благосостояние были как бы верным признаком, по которому узнавались плохие люди.

Довольно распространенное, кстати, мнение в то время.

Все равно женщина начиналась с мужчины, с кого-то за кого можно было зацепиться: с отца, мужа, друга, хоть с мечты.

А вот:

Цинизм - это и был его главный враг, он требовал от себя высоты духа.

Многие сейчас так думают? Идеализм, похоже, совсем умер.

Счастливая женщина работе отдаваться не может, слишком мало места в ее жизни занимает работа, разве что только честолюбие какое-нибудь неуемное.

В большинстве случаев - согласна)

Про выход на пенсию:

Суть в том, что коллега всегда хотела пожить просто женской жизнью, но "презирала ее слегка, и стыдилась". И только на пенсии, когда это стало одобряемым, "сдалась с чувством облегчения и радости". Вот как надо было женщинам скривить мозги?

А вот еще цитата на сладкое. Представляете, в СССР было то, что сегодня мы называем киндер-сюрпризами!

-7

Другие темы

Еще в книге множество удачных описаний природы, украшающих сюжет. И еще много размышлений, порой даже откровенно философских:

  • об искусстве и творчестве;
  • о музеях, художниках, археологах, музыкантах;
  • об этике в медицине;
  • о врачах-практиках и ученых;
  • о смерти;
  • о неверности;
  • о москвичах и провинциалах;
  • о всевозможных отношениях между людьми;
  • и даже немного о Боге.

Насыщенно, концентрированно. Что говорить, если я со своей большой скоростью чтения читала ее почти 18 часов (у меня эл. книга считает))

О названии

Оно для меня какое-то никакое. Долго не могла запомнить, как книга-то называется) А это, оказывается, строчка из стихотворения И. Шкляревского:

-8

И написано оно про жизнь. Если честно, мне не слишком понравилось, но Вета впечатлилась. Сестра ей прислала новый журнал на день рождения (35 лет) и Лизавета прониклась. Если подумать, и книга, в общем-то, об этом. Но в этом случае проза интереснее поэзии.

Вот даже не хочу искать минусы в этой книге. Сказала бы, она тянет на классику. Потому что, хоть и не так уж близка мне главная героиня, но очень многие мысли совпали о жизни, обо всем. Тем более грустно и удивительно, что книгу не переиздавали! Но есть в букинистике. Пока еще.