Одной из особенностей технологической карты по отношению к иным нормативам, которыми оперируют специалисты (например, чек листам), является унифицированная форма, включающая информацию о видах воздействия, перечне операций, необходимых человеческих и материальных ресурсов для их выполнения, инструментах, приспособлениях и т.д.
В первой части мы говорили, что ТК необходимо применять всем компаниям, в независимости от степени их зрелости, однако не на все оборудование необходимо разрабатывать техкарты. ТК разрабатываются в первую очередь на оборудование, по которому осуществляется планирование ТОиР, т.е. оборудование, которое подлежит периодическому обслуживанию или ремонту. Однако и здесь есть определенные допущения, ТК не стоит разрабатывать на 100% всего оборудования и все виды ремонта. Если ТО или ремонт состоит из нескольких несложных операций, в таком случае достаточно описать выполнение данных видов ТОиР в общезаводской инструкции и довести это до персонала.
ТК разрабатываются в случае:
· высокой сложности выполняемых операций;
· высокой сложности самого оборудования;
· наличие спорных элементов в операциях, неоднозначностей;
· большого количества операций на разных узлах единицы оборудования.
Данные условия по разработке ТК носят рекомендательный характер, предприятие должно само определить критерии, по которым оно будет разрабатывать техкарты, но всегда необходимо руководствоваться принципами разумной достаточности.
Целями создания технологических карт являются:
1. стандартизация и унификация формы представления информации о нормативах на ремонт оборудования в рамках предприятия;
2. стандартизация объемов ремонтов (перечня операций) и их характеристик (трудоемкости, продолжительности и т.п.) для однотипного оборудования, работающего в одинаковых условиях, как в рамках одной производственной площадки, так и в рамках всего предприятия;
3. стандартизация перечня применяемых МТР для однотипного оборудования;
4. унификация технических терминов и степени детализации описания операций для ТОиР однотипного оборудования;
5. обеспечение надежности и технической готовности оборудования путем:
§ обеспечения возможности выдачи формализованных и унифицированных наряд заданий производителю работ, включающих полное описание перечня операций, необходимых для выполнения того или иного вида воздействия;
§ повышения качества производства работ за счет наличия у руководителя работ и производителя работ формализованного описания перечня операций и их последовательности;
§ повышения объективности контроля объема выполненных работ при том или ином виде воздействия как за счет унифицированных наименований операций и их степени детализации, так и за счет возможности план-факт анализа (сопоставления выполненных работ с объемом, зафиксированном в технологической карте);
§ повышения достоверности планирования, а соответственно и качества планирования ремонтов и планирования потребности в ресурсах;
§ обеспечения планирования потребности МТР, а также автоматизации этого планирования в целевой системе.
6. обеспечение возможности автоматизированного планирования ремонтов (формирования графика ремонтов) на основе нормативов.
Технологические карты могут быть централизованные и локальные:
Централизованные ТК - применяются для всех единиц оборудования, относящихся к одной модели, для которых характерно идентичность их конструкции, условий эксплуатации и одинаковые интервалы ТОиР, определенные нормативными документами, предписаниями или справочниками.
Локальные ТК – применяются для конкретной единицы оборудования. Критериями локальной ТК являются:
1. Единица оборудования конструктивно отличается от всех остальных единиц оборудования анализируемой модели (например, внесены изменения в ходе эксплуатации).
2. Единица оборудования находится в особенных (отличающихся от остальных единиц оборудования анализируемой модели) условиях эксплуатации и соответственно должна иметь иные нормативы на ТОиР.
3. Единице оборудования предписаны (какими-либо надзорными органами, например, в рамках технического надзора или экспертизы промышленной безопасности) особые условия обслуживания.
4. Единице оборудования рекомендованы особые условия обслуживания.
При разработке технологических карт, необходимо пользоваться не только опытом ТОиР оборудования на данном предприятии, но и иными источниками информации содержащих сведения о нормативных объемах ремонтных воздействий, требуемом количестве специалистов, трудоемкостям и продолжительностям операций, применяемым МТР и используемом инструменте, оснастке, механизмах и т.д.
При формировании ТК в качестве таких источников данных рекомендуется использоваться следующие материалы (в порядке убывания приоритета):
1. Рекомендации по ТОиР, разработанные в ходе проведения анализов надежности оборудования (RCA, FMECA, анализ критичности оборудования) с учетом режимов работы и показателей надежности (MTBF, MTTR, КТГ и т.д.).
2. Первичные документы заводов-изготовителей и поставщиков (паспорта, инструкции по эксплуатации и ремонту и т.п.), регламентирующие объемы и периодичности тех или иных видов воздействий.
3. Существующие нормативы, сформированные на аналогичное оборудование (а также ранее сформированные ТК).
4. Имеющиеся в свободном доступе справочники и нормы:
§ Сборник справочников Ящура А. И. - Система технического обслуживания и ремонта общепромышленного оборудования.
§ Сборник справочников Ящура А. И. - Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования.
§ Сборник справочников Ящура А. И. - Система ТОиР оборудования предприятий черной и цветной металлургии.
§ Ведомственные нормы времени и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы ВНиР Прейскурантиздат (все сборники)
§ Единые нормы времени и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы ЕНиР Госстрой СССР (все сборники)
§ Общемашиностроительные нормативы времени на заготовительные работы по металлоконструкциям ОНВ ЦБНТ, Москва, 1984 г.
§ Общемашиностроительные нормативы времени на котельные работы (правка, гибка, сборка) ОНВ ЦБНТ, Москва, 1973 г.
§ Общемашиностроительные нормативы времени на слесарно-сборочные работы по сборке металлоконструкций под сварку ОНВ Москва, 1982 г.
§ Общемашиностроительные нормативы времени на слесарную обработку деталей и слесарно-сборочные работы по сборке машин ОНВ ЦБНТ, Москва, 1982 г.
§ Общемашиностроительные нормативы времени на слесарные работы по ремонту оборудования ОНВ ЦБН, Москва, 1989 г.
§ Общемашиностроительные нормы времени на газовую сварку, газоэлектрическую и кислородно-флюсовую резку черных, коррозионностойких и цветных металлов ОНВ "Экономика", Москва, 1989 г.
§ Общемашиностроительные нормы времени на слесарно-инструментальные работы ОНВ ЦБНТ, Москва, 1974 г.
§ Общемашиностроительные укрупненные нормы времени на дуговую сварку в среде защитных газов. ОУНВ ЦБНТ, Москва, 1989 г.
§ Общемашиностроительные укрупненные нормы времени на ручную дуговую сварку ОУНВ ЦБНТ, Москва, 1989 г.
§ Оптимизация потребности запасных частей большегрузных автосамосвалов на карьерах Севера. Гамбаль М. Ю.
§ Положение о техническом обслуживании и ремонтах механического оборудования предприятий системы министерства чёрной металлургии ВНИИОчермет.
§ Сборник сметных цен на капитальный ремонт технологического оборудования, Государственная агрохимическая ассоциация, г.Минск 1991г.
§ Сборник справочников по ремонту оборудования ООО «Центральное конструкторское бюро Энергоремонт».
§ Сметные цены на капитальный ремонт технологического оборудования: Черкассы: Отд-ние НИИ техн.-экон. исслед. «НИИТЭхим», 1984 (выпуск 1,2).
§ Типовое положение о техническом обслуживании и ремонте (ТОиР) электрооборудования предприятий системы Министерства черной металлургии СССР (третье издание).
5. Документация о ранее проведенных ремонтах аналогичного оборудования (ведомости, журналы, графики ППР, акты выполненных работ и т.п.).
Данный список рекомендуемых источников не исчерпывающий и больше подходит для разработки ТК для металлургического и горно-металлургического производства и может быть вами дополнен исходя из вашей специфики работы.
При разработке ТК необходимо провести анализ всех вышеуказанных источников данных и выбрать среди них те, которые подходят для разработки ТК исходя из выбранной модели оборудования.
Стоит отметить, что нормативы трудоемкости и продолжительности работ, указанные в справочниках, характерны на период разработки этих справочников и носят усредненный характер. В зависимости от квалификации персонала, оснащения ремонтных бригад данные нормативы должны быть скорректированы с применением хронометража.
Продолжение следует.
-----
Если возникли вопросы и есть желание сотрудничества, пишите:
sokolov_dg@mail.ru
https://dmitriisokolov.ru