Найти в Дзене

Курс "Метод замещающего онтогенеза как технология диагностики и интеграции рефлексов в детском возрасте"

Московский институт психоанализа. Дополнительное образование.

О программе

Актуальность программы повышения квалификации «Метод замещающего онтогенеза как технология диагностики и интеграции рефлексов в детском возрасте» определяется тем, что с одной стороны современный уровень клинико-психолого-педагогического сопровождения детей с различными нарушениями требует привнесения инновационных технологий в воспитательно-образовательный процесс, который строится на различных дидактических принципах и междисциплинарном научно-теоретическом подходе. А с другой стороны, определяется высокой численностью детей c различными вариантами нарушений развития, трудностями их адаптации к современным требованиям в массовых и специализированных учебных заведениях.

Эти трудности связаны не только с педагогической запущенностью, но и с обилием соматических и неврологических проблем, которые ведут к задержке, искажению или нарушению высших психических функций (восприятия, движения, памяти, эмоций, мышления, внимания) и высших психических видов деятельности (чтения, письма и счета) у детей, проблемам их социализации и школьной неуспешности (Цветкова Л.С., Симерницкая Э.Г., Ахутина, Т.В., Глозман Ж.М., Визель Т.Г., Семенович А.В. и др.).

По клинически-доказанным научно-диагностическим данным в области педиатрии, неврологии, нейрофизиологии, нейробиологии, нейропсихологии детского возраста и кинезиологии наиболее остро стоит массовая проблема неврологической дизорганизации мозга у детей и, конкретно, актуальна тема неугасания (ингибиции/подавления/торможения) безусловных примитивных витальных вегетативных рефлексов высшими отделами центральной нервной системы, а также их патологическое влияние на развитие высших психических функций в детском возрасте (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А. Бернштейн, А.Ю. Ратнер, И.А. Скворцов, Семенова К.А., Г.Ю. Кудрявцева, О.В. Кузнецова, Е.В. Максимова, Васильева Л.Ф. и др.).

Исходя из вышеописанных проблем детей требуется разработка современных адаптивных диагностических, коррекционно-образовательных программ и здоровьесберегающих технологий, особенно для набирающего обороты в нашей стране «инклюзивного образования». Одним из таких проектов является «метод замещающего онтогенеза» (А.В. Семенович, 2007, 2014), применимый к детской популяции с нормативным или патологическим типом развития и его нейролингвистические модули (А.В. Семенович, Т.Н. Ланина, 2014). Метод замещающего онтогенеза построен на основных правилах нейропсихологического сопровождения процессов развития в онтогенезе, запускает произвольную саморегуляцию, энергетические ресурсы адаптации, психосоматический баланс (сенсомоторные координации) и познавательные компетенции ребенка (фонематический слух, слухоречевую память, оптико-пространственное восприятие, произвольное внимание, мыслительные операции и многое другое).

С 2015 года основные теоретические положения и научно-практические разработки «метода замещающего онтогенеза» и его модулей внесены в реестры ФГОС дошкольного и школьного образования (Образовательная программа дошкольного образования «Диалог» / Под ред. О.Е. Соболевой, О.Г. Приходько). Таким образом, они впервые стали обязательной частью общеобразовательного процесса. Это позволяет специалистам различного профиля (логопедам, дефектологам, психологам, реабилитологам, инструкторам ЛФК, спортивным, музыкальным работникам, педагогам по театральному мастерству, методистам и другим специалистам) использовать полученные знания, умения и навыки в широком психолого-педагогическом и медико-психолого-педагогическом контексте при работе с детьми разных возрастов и категорий (норма, субнорма, патология).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование профессиональных компетенций, обучающихся в области нейропсихологии детского возраста. Формирование у специалистов-профессионалов навыков реализации и создания здоровьесберегающих, развивающих и коррекционных программ по нейропсихологическому сопровождению детей с ОВЗ, построенных на базе «метода замещающего онтогенеза».

Обучение направлено на

  • организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС
  • осуществление контроля и оценки формирования результатов образования учащихся, выявление и корректировка трудностей в обучении
  • использование психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

По итогам завершения программы слушатели будут знать

  • технологию нейропсихологических мероприятий, ориентированных на установление сроков и этапов разных форм нейропсихологического сопровождения
  • типы и варианты психологического развития ребенка; особенности нейропсихологического сопровождения каждого из них
  • технологии и методы динамического наблюдения с целью установления критериев и контроля за течением нейропсихологического и психолого-педагогического сопровождения
  • принципы системного психолого-педагогического сопровождения с позиций нейропсихологии детского возраста
  • нейропсихологические технологии диагностической, коррекционной, профилактической и прогностической работы по «методу замещающего онтогенеза»
  • нейропсихологическую стратегию и тактики эффективного сопровождения детей с разными типами развития
  • основные принципы функционала специалиста в обще- и специальной образовательной среде

Выпускники программы будут уметь

  • проектировать систему мероприятий нейропсихологического сопровождения детей с ОВЗ по «методу замещающего онтогенеза», ориентированную на адекватную для каждого варианта психического развития модель взаимодействия с ребенком и психолого-педагогическим коллективом
  • планировать мероприятия по диагностической, развивающей, профилактической и коррекционной работе: их этапы и динамику
  • проводить разные виды нейропсихологического сопровождения (развитие, профилактика, коррекция; динамическое наблюдение, оценка эффективности воздействия и т.п.)
  • применять оперативные навыки для оперативной коррекции тех иди иных мероприятий в соответствии с динамикой психологического статуса детей

Формы обучения

Очная форма работы предполагает личное активное участие слушателей.

Участники очного курса смогут:

  • участвовать лично в разборе и демонстрации упражнений по методу замещающего онтогенеза
  • задавать вопросы лично напрямую лектору по освоению теоретических и практических знаний, умений и навыков
  • выполнять все упражнения по методу замещающего онтогенеза в зале под контролем преподавателя, высказывать свои проблемы, ощущения, впечатления, образы и мысли от полученного сенсомоторного опыта, получать рекомендации по коррекции данного процесса
  • привести своих детей для сенсомоторной диагностики и коррекции*
  • увидеть скрытые проблемы своих детей, определить первичность дефекта (фактора) при выполнении той или иной деятельности, получить программу коррекционной работы, а также определиться с дальнейшим коррекционным маршрутом и прогнозом
  • просить совета по конкретному случаю или отдельно взятой проблеме у ребенка
  • просматривать лекции, презентации и мастер-класс у себя в личном кабинете неограниченное количество раз, а также посмотреть на себя и своих детей со стороны с целью дальнейшей корректировки

*Слушатели очной формы работы могут привести 1-2 детей в те дни, когда ведется практическая работа в аудитории/зале. Дети должны быть старше 4 лет и готовыми к выполнению инструкций со стороны лектора. На каждого ребенка может быть потрачено времени диагностической и коррекционной работы до 1 часа.

Дистанционная форма работы предполагает заочное активное участие слушателей курса.

Участники дистанционного формата смогут:

  • задавать вопросы в чате лектору по освоению теоретических и практических знаний, умений и навыков
  • отслеживать методику работы по методу замещающего онтогенеза на очных участниках курса
  • получать обратную связь от слушателей, выполняющих упражнения в зале в виде их ощущений, впечатлений, эмоций и поведения в целом, т.е. отслеживать динамику в кратчайшие сроки (иными словами, что наблюдалось в состоянии человека до выполнения упражнения и что изменилось после их выполнения)
  • видеть методику работы на тех детях, которых привели в зал слушатели очной формы работы специально для сенсомоторной диагностики и коррекции
  • просматривать лекции, презентации и мастер-классы, где демонстрируется диагностика, методика и показ упражнений по методу замещающего онтогенеза (по Семенович А.В.) на детях и слушателях очной формы работы, в личном кабинете неограниченное количество раз.

По итогам обучения:

  • слушатели подготовят кейс с проектом применения «метода замещающего онтогенеза» в образовательной организации или в индивидуальной коррекционной программе
  • слушатели получают Удостоверение о повышении квалификации установленного в НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» образца

Структура

Программа включает теоретические (6-8-10 вебинаров) и практические разделы (занятия проходят в аудитории – 4 днф). Практический раздел, направлен не только на сенсомоторную диагностику и интеграцию рефлексов, но и на развитие/преодоление нарушений речи и других высших психических функций, профилактику/коррекцию проблем, связанных с письмом, чтением и счетом у детей разных категорий. Большинство упражнений являются авторскими наработками Ланиной Т.Н., защищенными в диссертационном исследовании и описанными в различных научно-практических изданиях и пособиях.

Основное содержание программы

Теоретический раздел

  • Неврологическая организация и дизорганизация мозга у детей.
  • Три функциональных блока мозга по А.Р. Лурия.
  • Теория уровней построения движений по Н.А. Бернштейну.
  • Понятие о рефлексах. Их значение в жизни ребенка.
  • Научно-практическое значение интеграции рефлексов для логопедии, дефектологии и нейропсихологии в свете современного подхода к процессам развития, воспитания, обучения, коррекции и профилактики дефицитарности/нарушений высших психических функций у детей.
  • Онтогенетические этапы развития ребенка (внутриутробный период развития, роды и психомоторное развитие на первом году жизни).
  • Теоретические основы метода замещающего онтогенеза по А.В. Семенович (научное обоснование метода, его содержание и структура, дидактические рекомендации, организация занятий и др.).

Практический раздел

  • Безусловные примитивные рефлексы: психофизиологическая характеристика и сенсомоторная диагностика (стартл рефлекс, рефлекс паралича при страхе, рефлекс Моро, защитный рефлекс, рефлексы орального автоматизма, ладонно-ротовой рефлекс, верхний хватательный рефлекс, рефлекс Робинзона, ЛТР, АШТР, СШТР, рефлекс Галанта, рефлекс Переза, рефлекс Бауэра, шаговый рефлекс, нижний хватательный рефлекс, рефлекс Ландау, рефлекс амфибии, рефлекс Бабинского и др.).
  • Приобретенные или условные рефлексы: психофизиологическая характеристика и сенсомоторная диагностика.
  • Интеграция безусловных примитивных рефлексов, запуск постуральных сенсомоторных паттернов, формирование условных рефлексов (сложных динамических стереотипов) и высших психических функций у детей средствами метода замещающего онтогенеза (по А.В. Семенович, Т.Н. Ланиной).
  1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов (1 ФБМ).

- Дыхательные упражнения

- Массаж и самомассаж

- Работа с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями

- Формирование и коррекция базовых сенсомоторных взаимодействий

2. Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (2 ФБМ).

- Саматогнозис, тактильные и кинестетические процессы

- Зрительный гнозис

- Пространственные и квазипространственные представления

- Кинетические процессы

- Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы

- Мнестические процессы

- Номинативные процессы

3. Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (3 ФБМ).

- Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов

- Программирование, целеполагание и контроль

- Коммуникативные навыки

- Причинно-следственные отношения

- Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия понятий.

- Интеллектуальные процессы

- Роль инициации. Наказание и поощрение

Самостоятельная работа

  • Чтение литературы, посвященной вопросам к разделу.
  • Составление профессионального словаря, схем и таблиц по данной теме.
  • Самостоятельная апробация сенсомоторных паттернов развития, характерных для первого года жизни ребенка.
  • Самостоятельная апробация сенсомоторной диагностики рефлексов.
  • Самостоятельная апробация метода замещающего онтогенеза на практике.
  • Подготовка кейса с проектом применения «метода замещающего онтогенеза» в образовательной организации или в индивидуальной коррекционной программе.

Учебный план

программы повышения квалификации

«Метод замещающего онтогенеза как технология диагностики и интеграции рефлексов в детском возрасте»

Целью программы является усовершенствование компетенции по использованию психолого-педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимые для диагностики, индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Категория слушателей: лица, имеющие высшее психолого-педагогическое образование, а также студенты старших курсов профильных вузов.

Общее количество часов (трудоёмкость): 144 часа

Продолжительность: 6 месяцев

Формы обучения: очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий/ заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

№ п/пНаименование модулей,разделов и дисциплинВсего часовв том числе Форма контроля Ауд. занятия Самост. раб.1. Раздел 1. Теоретический раздел724428-1.1.Неврологическая организация и дизорганизация мозга.483414зачет1.2.Теоретические основы метода замещающего онтогенеза.241014зачет 2.Раздел 2. Практический раздел724032-2.3.Сенсомоторная диагностика рефлексов422616зачет2.4.Алгоритм применения метода замещающего онтогенеза на практике.301416зачетИтоговая аттестация---зачетИТОГО:1448460-Полная таблица представлена на сайте Московского института психоанализа.

Преподаватели

Ланина Татьяна Николаевна

Автор программы, логопед-нейролингвист, кандидат педагогических наук, преподаватель НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа». Стаж работы по профессии 27 лет. В сфере ее научных интересов проблемы развития и нарушения речи у детей дошкольного и школьного возраста, методы диагностики и коррекции нарушений речи с позиций психолого-педагогического и нейропсихологического подхода.

Прохорова Галина Александровна

Практикующий логопед, психолог высшей квалификационной категории, НЛП-практик, преподаватель НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», специалист по интернет-маркетингу, автор более 40 развивающих пособий для дошкольников. Стаж работы более 30 лет.

Джиоева Елена Александровна

Ассистент, логопед – дефектолог, нейропсихолог. Представитель «междисциплинарной ассоциации миофункциональной терапии по ЮФО», сертифицированный специалист по логомассажу международного института речевой патологии, ассистент президента МИРП Дьяковой Е.А. по логомассажу, ассистент авторов метода по абилитации дыхания «Брифкуратор» Уварова В.В и Суколен – Уваровой Т.П.

Федюрко Антонина Антоновна

Ассистент, учитель-дефектолог высшей категории, нейропсихолог. Обладатель звания «Лучший учитель-дефектолог Краснодарского края 2021 года». Член жюри конкурса «Учитель – дефектолог Краснодарского края» 2022, 2023 года. Преподаватель центра дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО Сочинского государственного университета.

Отзывы

Дорогая Татьяна Николаевна! От всей души благодарю Вас за такой замечательный курс! Столько знаний,  сколько даете Вы - это несравнимо ни с чем! Кладезь! Вы очень щедры! За что спасибо огромное! Низкий поклон! Здоровья и  сил! Пусть Вселенная будет благосклонна к Вам и вдохновит на новые идеи! А мы потом к Вам- за знаниями)))

Светлана Литвинчук

Татьяна Николаевна, от всей души огромная благодарность за опыт, которым вы поделились, помогли увидеть ошибки и дали понимание и практические знания, как их исправить.

Екатерина Брешева

Благодарю, Ваши знания бесценны, то, что вы открыли для нас-это знания, которые перевернут всё видение коррекционного процесса. И, безусловно, помогут многим и многим детям и родителям. Вы сеете разумное, доброе, вечное.

Екатерина Старцева

Татьяна Николаевна, благодарю Вас за диагностику дочки, за понимание связей рефлексов с ВПФ и как простроить коррекцию... Сейчас детям это нужно как удовлетворение базовых потребностей!!! Благодарю за комфортную атмосферу, которая собирается вокруг Вас!!! С коллегами в едином позитивном настроении обогащали себя благодаря Вашим наработкам
Пусть задуманное Вами воплощается в реальности и делает Вас счастливее!!!
Татьяна Николаевна, благодарю Вас за диагностику дочки, за понимание связей рефлексов с ВПФ и как простроить коррекцию... Сейчас детям это нужно как удовлетворение базовых потребностей!!! Благодарю за комфортную атмосферу, которая собирается вокруг Вас!!! С коллегами в едином позитивном настроении обогащали себя благодаря Вашим наработкам Пусть задуманное Вами воплощается в реальности и делает Вас счастливее!!!

Екатерина Ревенко

Татьяна Николаевна, огромное спасибо Вам за Ваш труд, за душевность и мудрость. Благодарим за то, что находите нужные слова и объясняете сложный материал доступно и понятно. Невозможно передать наше восхищение Вашим талантом, опытом и профессионализмом. Спасибо за знания и ежедневную самоотдачу!

Елена

Татьяна Николаевна! Я присоединяюсь к вышесказанным словам! Огромная вам благодарность и низкий поклон за бесценные знания и рекомендации! Творческих, профессиональных успехов Вам!

Наталья Никулина

Дорогая Татьяна Николаевна! Огромное спасибо Вам за бесценные знания, которыми Вы так профессионально, доступно и душевно делитесь с нами! Моя любовь к рефлексам началась именно с Вас, с Ваших курсов по МЗО, именно Вы заразили меня этой темой и я за это Вам бесконечно благодарна! С огромным нетерпением ждала Вашего курса про рефлексы,  перечитав и пересмотрев горы всего! Татьяна Николаевна, Вы вне конкуренции! Ни на секунду не сомневайтесь в себе, в своих знаниях - так научно, глубоко,  междисциплинарно, системно, профессионально и с большой любовью к своему делу, детям, слушателям нет ни у кого! Крепкого Вам здоровья, сил, энергии, успехов во всех Ваших начинаниях и огромного счастья, только радости и самых приятных моментов в жизни! С большим удовольствием приду ещё к Вам учиться) Спасибо Вам!

Наталья Голушкова

Татьяна Николаевна, огромное спасибо за такой чудесный курс! Вы профессионал своего дела! У  Вас получается сложные вещи донести простым и доступным языком, а также зарядить энергией  и вдохновить на движение ! Спасибо Вам огромное! В апреле встретимся!

Юлия Федосова