Найти в Дзене
Ecoidea.me

Как увлечь экологией школьный класс и всю систему образования

Экологической тематике в беларусских школах уделяется не так много внимания, как могло бы. Даже заинтересованные учителя часто не знают, как эффективно вовлечь детей в практики заботы об окружающей среде. К счастью, им есть, у кого перенять опыт: более 20 лет Наталья Поречина занимается образовательными проектами в сфере экологии и проводит обучающие семинары для педагогов. На них Наталья не только рассказывает о существующих экологических проблемах, но и делится методологией – нестандартной и увлекательной подачей материала. Специалистка подчеркивает: хотя экологические проблемы глобальны, повлиять на многие из них можно на уровне отдельного человека. Продемонстрировать эту индивидуальную причастность – одна из важных задач педагога. – На совершенно простых, бытовых примерах мы показываем, как абсолютно каждый из нас влияет на окружающую среду. Например, предлагаем детям принести из дома зубную пасту или тушь для ресниц, а потом изучаем составы. И вот оказывается, что даже в таких обы
Оглавление

Экологической тематике в беларусских школах уделяется не так много внимания, как могло бы. Даже заинтересованные учителя часто не знают, как эффективно вовлечь детей в практики заботы об окружающей среде. К счастью, им есть, у кого перенять опыт: более 20 лет Наталья Поречина занимается образовательными проектами в сфере экологии и проводит обучающие семинары для педагогов. На них Наталья не только рассказывает о существующих экологических проблемах, но и делится методологией – нестандартной и увлекательной подачей материала.

Специалистка подчеркивает: хотя экологические проблемы глобальны, повлиять на многие из них можно на уровне отдельного человека. Продемонстрировать эту индивидуальную причастность – одна из важных задач педагога.

– На совершенно простых, бытовых примерах мы показываем, как абсолютно каждый из нас влияет на окружающую среду. Например, предлагаем детям принести из дома зубную пасту или тушь для ресниц, а потом изучаем составы. И вот оказывается, что даже в таких обыденных вещах содержатся частички микропластика, которые мы каждый день смываем с водой – и всё это попадает сначала в реки, а потом в океан.

На занятиях мы должны обращаться к чувствам, к жизненному опыту каждого. Потому что человек запоминает тем больше, чем больше он чувствует связь знаний со своим личным опытом. Тогда новые знания нанизываются на уже существующие представления о мире и навсегда остаются внутри нас.

«Ответы знают все дети», главное – вовлечь их в поиск

На вопрос о том, какие сложности сопровождают экологическое просвещение для детей, Наталья отвечает: основные трудности связаны с тем, что взрослые люди относятся к детям «как к маленьким несмышлёнышам»:

– Запрещать или заставлять – это абсолютно бесполезно. А вот когда детям объясняешь, зачем и почему нужно делать так или иначе, когда говоришь о проблемах на доступных, жизненных примерах – тогда дети проявляют себя как взрослые и ответственные люди.

Одна из таких «взрослых» тем, в которую Наталье удалось вовлечь школьников, – это экономия электроэнергии. Рассказывая о том, как производство энергии влияет на изменение климата, специалистка предложила изучить потребление ресурсов на примере квитанций за услуги ЖКХ.

– Я попросила детей принести несколько квитанций – по одной за каждый сезон. Мы разобрались, что значит каждая строчка, и сравнили разницу в зимних и летних счетах. Вот они сидят и думают: почему зимой и летом разная сумма за электроэнергию? А что нужно сделать, чтобы уменьшить потребление электричества зимой? Если мы жалюзи раскроем – будет светлее? А если вместо люстры включим торшер – это поможет сэкономить? А если будем использовать энергоэффективные лампочки?

Ответы и решения знают все дети, убеждена специалистка. А чтобы совместный поиск был не только продуктивным, но и запоминающимся, эколог призывает поощрять активность детей, в том числе непривычными способами.

– За каждый правильный, рациональный ответ я бросала – именно бросала –  детям конфеты, «энергетические единицы». Это были самые обычные карамельки, они едят их каждый день. Но дети пищали от восторга – ведь никогда учителя на занятиях не бросались в них конфетами.

Наталья шутит, что сперва любит «запугать» аудиторию глобальной проблемой, а потом показать, как эту проблему можно решить. Тогда у детей обязательно появляется чувство удовлетворения, надежда на изменения и осознание собственной значимости.

-2

– Кажется, в 2015 году, в рамках всё той же темы экономии электроэнергии, мы устроили акцию «Свяжи носки и выключи обогреватель». Мы объявили конкурс для школьников и их бабушек, в котором дети должны были связать носки только из натуральных ниток. При этом результаты оценивали сами дети: мы просто вывесили фотографии присланных носков на одном ресурсе, а дети и их друзья отмечали понравившиеся работы лайком. Ну и кто больше лайков собрал – тот и победил. Все носки мы потом отправили в детский дом.

Использовать современные, интересные и близкие детям методы – это ещё один ключ к вовлечённости.

– Надо осваивать цифровые технологии и пользоваться соцсетями, – убеждена эколог. – Иногда 30-секундный ролик в ТикТоке подействует на ребёнка лучше, чем бесконечные конкурсы поделок.

Как дети становятся проводниками эко-дружественных действий

Наталья вспоминает, что ещё совсем недавно правильная утилизация устаревших лекарств была вне поля зрения беларусов. Чтобы в общественных местах появились специальные пункты приёма, не обошлось без участия министерств. А вот чтобы люди понесли сдавать медицинские отходы – для этого была организована масштабная общественная кампания. В том числе – с образовательными семинарами для педагогов и школьников.

– Кажется, ну какой смысл рассказывать детям про лекарства, если их покупают не дети, а родители? Но здесь самое важное – контакт в семье. Кто больше всего дома пользуется лекарствами? – бабушки и дедушки. А всегда ли могут бабушки и дедушки прочитать на упаковке срок годности? Зато это могут сделать внуки. И вот мы просили детей, чтобы они пришли домой и рассказали своим родным, в чем проблема с неправильной утилизацией, предложили бабушкам вместе пересмотреть аптечку, проверить сроки годности и сдать просроченные медикаменты в пункты приёма.

-3

В рамках кампании организовали и конкурс в соцсетях, в котором дети делали селфи или снимали короткие видео о проблеме. Победителей выбирали по количеству реакций – лайков и репостов на публикациях.

– Так, об опасности лекарств и их правильной утилизации узнали не только дети и учителя, но и их друзья, соседи, родственники. Наша цель состоит в том, чтобы информация, как камень брошенный в воду, волнами передавалась дальше.

Конечно, многие экологические привычки дети перенимают от родителей: например, если семья сортирует отходы, это будет делать и ребёнок. Но часто бывает и наоборот: ребёнок приходит из школы и начинает маме объяснять, что нужно делать и почему.

Точно также и влияние педагогов не ограничивается только школьным классом. Наталья отмечает, что всегда просит учителей работать с тремя целевыми аудиториями: школьники, их родители и коллеги по работе. На классном часу, родительском собрании или планёрке – всегда можно найти 5-10 минут, чтобы поделиться рекомендациями по устойчивому обращению с природными ресурсами. Так педагоги запускают волну изменений во всём местном сообществе.

«Когда множество маленьких людей делают множество маленьких дел – мы изменяем мир»

Ещё один способ эффективно передавать экологические знания – так называемая карусель: когда педагоги не ограничиваются только своей школой, а отправляются проводить уроки эко-просвещения в соседние школы и районы: для незнакомых учеников и других педагогов.

Этот метод позволил Наталье и её коллегам вовлечь педагогов и их учеников из 27 районов разных областей Беларуси в инфокампанию о фосфатах в моющих средствах. По итогам кампании был организован фестиваль, где дети и учителя из школ-участников собрались, чтобы обменяться опытом и познакомиться между собой. Проходила встреча в формате всё той же карусели:

– Мы разделили педагогов и детей на несколько групп, которые переходили из кабинета в кабинет и по очереди участвовали в тематических мастер-классах и играх. Так, за достаточно короткий промежуток времени каждая из групп смогла охватить полную программу фестиваля.

Дети получили море впечатлений. А главное – они почувствовали, что не одна школа, не один район, а вся Беларусь занимается этой проблемой. Все делают точечный вклад в своей школе или на рабочем месте – а изменения мы наблюдаем в ближайшей реке или в озере.

-4

И всё-таки по-настоящему «заражать и заряжать» детей экологическими идеями способны те педагоги, которые и сами «горят идеей». Специалистка с трепетом вспоминает акцию в одной из деревенских школ Витебской области, которую организовала учительница математики:

– Они с детьми нарисовали плакаты и просто ходили по улицам, призывая покупать стиральные порошки без фосфатов. А в деревне же как: многие в огородах, на улице работают, поэтому этой акцией получилось охватить большое количество людей. Даже проезжающие машины останавливались – и дети им объясняли, в чём опасность моющих средств с фосфатами.

Меня так тронула эта простота и непосредственность. Не нужно ни денег, ни сложной организации – просто искреннее желание донести до каждого.

Когда множество маленьких людей во множестве маленьких мест делают множество маленьких дел – мы изменяем мир. Именно такому принципу мы стремимся следовать в нашей работе: думай глобально, а действуй локально.