Найти в Дзене
Заметки невролога

Часть седьмая — Уроки находчивости и жизнелюбия

Оглавление

Во время студенчества был у нас преподаватель — заведующий кафедрой патологической анатомии. Человек с острым умом, строгими, на первый взгляд, методами и чувством юмора, которое многим из нас запомнилось навсегда.

▫ Зачёт для смелых

Однажды на зачёте он говорит:

— Садитесь первые четыре человека, кто готов отвечать. Проверим, кто учил, а кто просто надеется на удачу.

Два наших «ботаника» — идеальные зубрилы, всегда готовые ко всему, — тут же заняли места. Я поколебалась, но решилась: читала, готовилась — почему бы и нет? Подруга сомневалась:

— Нет, я ещё почитаю, посмотрю, подумаю…

— Кто-нибудь четвёртый, садитесь, — снова призвал преподаватель. — Пожалеете потом!

Четвёртого так и не нашлось. Мы сидим втроём, напряжённо ждём вопросов. Но он вдруг говорит:

— Молодцы! За вашу смелость — пятёрки автоматом.

Мы выдохнули: зачёт был сдан без единого слова! Остальные сидели с круглыми глазами — кто-то завидовал, кто-то корил себя за нерешительность. Удача любит смелых!

▫ Двойки с юмором

В другой раз он проводил опрос. Задание было сложное, и многие явно не подготовились. Преподаватель решил проявить творческий подход:

— Кто не готов — поднимайте руки. Получите одну двойку. Если не признаетесь, а я вас спрошу — получите три двойки.

Один смельчак поднял руку:

— Ладно, одной больше, одной меньше, — усмехнулся он, получая свою двойку.

Остальные молчали. И тут начинается: первый — три двойки. Второй — ещё три. Третий — то же самое.

Когда дошло до десятого человека, преподаватель внезапно закончил опрос и начал новую тему. Осталось ещё несколько студентов, которых он не тронул. Они даже не верили своему счастью! Возмущённые голоса получивших двойки раздались из углов аудитории:

— А их почему не спросили?!

— А они молодцы! — довольно улыбнулся преподаватель. — За их выдержку награда: сегодня без двоек.

▫ Не только чувство юмора

Мы ждали его занятий не только из-за науки. Мы ждали его подхода, его непредсказуемости, его способности учить нас больше, чем просто анатомии. Он превращал занятия в захватывающие спектакли, где каждый из нас учился не только знаниям, но и жизни.

И даже если двойка была неминуема, отрабатывать её было не страшно. Он всегда давал нам шанс. И давал понять: ошибки — это не конец, а возможность учиться дальше.

❔ А был ли в вашей жизни преподаватель или профессор, который научил вас чему-то, что важнее тем его уроков?