Или, как говорит одна моя старшая коллега-педагог из соседнего кабинета: товарищ не желает заниматься - раздайся море! Или океан. А лучше не раздайся, а сразу сдайся.
Нет, эта прекрасная учительница не "выгорела", она просто "констатирует факт". Тоже, кстати, с её слов. И сказаны они были без особого возмущения, без укоризны, а скорее с жалостью. И отнюдь не к себе.
Немножко издалека
Сначала посмотрим на явление, о котором я напишу, взглядом обычного человека при обычных жизненных обстоятельствах, не оглядываясь на имена, чины, образование и прочее.
Вот например, один человек обидел другого, накричал, обозвал. Или, может быть, не на ком-то "живом" сорвался, а нарочно сломал или испортил какую-то вещь. А когда приходится ответ держать за свой поступок, человек отвечает, что у него в тот момент "просто было плохое настроение". И, естественно, при этом его всё раздражало. Ну, вот так получилось.
Окружающие, которые тоже далеко не всегда искрятся счастьем в глазах, понимают его, входят в его положение и… прощают. Всё, оправдан!
Но, тут хотя бы всё честно.
Другое дело, когда причины дурного настроения начинают высасывать из пальца, намеренно и усиленно. А тот, кому из-за чужого плохого настроения стало неприятно и некомфортно, вынужден и обязан понимать, прощать и даже искать вину в себе.
И всё лишь потому, что работает он "в сфере социальных услуг". К тому же, получатели его услуг - особенные детки и их родственники.
Говорю как представитель заведения, оказывающего эти самые услуги. Работаю в специализированном социальном учреждении для детей с особенностями развития (санаторного типа), в кружковом и культмассовом отделе. Проводим с коллегами творческие занятия и мероприятия с "особенными" ребятами, которые лежат у нас в стационарах (теоретически - по 3 недели раз в полгода, практически - состав то и дело обновляется, ибо все знают, насколько быстро увеличивается повсеместно количество детишек с нарушениями).
Ребятки - разные
Маленькие и большие, тяжелые и не очень. И диагнозы - тоже у всех разные, но чаще дети с ментальными нарушениями различной степени сложности.
Могут встречаться даже такие, которые в довольно приличном возрасте совсем не понимают обращенную речь и не могут самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет. Но и их тоже водят на все занятия, потому что положено.
И дело даже не в том, что мама настаивает, а в самих ПРАВИЛАХ - дурацких, абсурдных, придуманных явно не теми, кто вообще знаком с особенными детьми.
Хотя, многие сотрудники подобных заведений все-таки точат зуб на мам: мол, совсем что ли не соображаешь? Ребенок у тебя только мычит, рычит и головою стены буравит, а ты его в музыкально-театральный кружок привела, еще и требуешь для него роль в спектакле?! Уууу, чтоб тебя!
Не скрою, встречаются и среди наших мамочек такие дамы, которые живут "в разноцветных очках" и никого кроме себя слушать не хотят. Но таких - единицы. А так, в основном, люди способны трезво оценивать возможности и способности своего ребенка и стараются следовать советам и рекомендациям специалистов.
Вот если бы еще некоторые мамы не скрывали истинного положения вещей и не переворачивали ту информацию о ребенке, которую педагоги сами слышат и наблюдают на своих же занятиях, было бы вообще прекрасно. Для всех.
Мальчик В.
Ребенок из стационара, 6 лет, ментальные нарушения.
В принципе, типичный представитель наших "стационарных жителей": не разговаривает, обращенную речь - не понимает, самостоятельно - ничего не делает, на занятия-процедуры - не затащишь. Точнее, именно "затаскивать" маме и приходится, с боем и криком.
На занятиях - ничего нового. Отказ от какой-либо деятельности (любой) с помощью визга, топота, энергичных взмахов руками-ногами и элегантного сбрасывания предметов со стола в разные стороны. Будь то пособие или игрушка на занятиях у психолога или какой-нибудь пластилин или карандашница на творческом занятии в нашем кабинете.
Это и козе понятно, что, ввиду тяжелого диагноза, мальчик В. просто не соображает, что происходит, чего от него хотят, и вообще, где он находится и что это за люди рядом. А уж про незнакомые предметы и виды деятельности - вообще молчу. Ясное дело, они могут такого ребенка до чертиков напугать.
Но нет же, оправдания от мамы звучат какие угодно, только не те, которые были бы наиболее логичны, не те, о которых даже на педагогических семинарах говорят…
Мальчик В. на оригами
Мой кружок.
Сразу скажу, я не в ответе за то, что ребенку в программу поставили занятия в этом кружке! Я сама прекрасно понимаю, что ни этот, ни любой другой кружок - мальчик В., мягко говоря, не потянет, но… положено же!
Итак, занятие по расписанию, индивидуальное, 2 раза в неделю, сразу после завтрака.
И снова - крики, грохот, падание на пол и "вытекание" из маминых рук при попытке поднять его с пола. Снова мама силой сажает его за парту и придавливает к стулу. Снова заготовки для занятий летят на пол со стола.
И мама - говорит практически невозмутимо:
- Вы уж извините, он после укола всегда такой, может еще часок-полтора позлиться. А вообще - он не такой! Вы не обращайте внимание, просто занимайтесь как есть.
А как можно заниматься в таком состоянии? Ребенок - ничего не видит, не слышит, только истошно вопит и вырывается! А мамины уговоры и слова о том, что "в этом кабинете нет врачей, а только игрульки" - он просто не понимает, потому что в целом обращенную речь не понимает.
А внутри меня предательски грызет червячок: агааа, не в уколе дело, ох не в уколе… хотя, всё может быть. Никто ведь не любит уколы.
Мальчик В. на аппликации
По расписанию тоже после завтрака, но в другие дни недели. Кабинет - тоже наш, урок ведет коллега - соседка по кабинету.
Ребенок - снова кричит, визжит, ругается, пинается. Коллега, по старой памяти, спрашивает маму:
- Что, опять после укола не в настроении?
- Нет, - отвечает мама, - уколы эти нам отменили, только таблетки оставили.
- Таблетки неприятные и невкусные? Не понравились? Поэтому расстроен? - спрашивает коллега.
- Нет, он с самого завтрака не в настроении, - отвечает мама, - просто на завтрак давали пшённую кашу, а он её совсем не любит. Вот и расстроился. А так - он не такой.
Так расстроился, что даже не может заниматься аппликацией? Хотя, может и правда, каша пшенная так ему настроение испортила… ведь ребятки с такими "особенностями" - очень разборчивы в еде. А завтрак прошел только что, память еще свежа. Эх, наверное, всё дело в том, что между завтраком и занятием - слишком короткий временной промежуток. В этом (и только в этом!) вся загвоздка.
Мальчик В. на музыке
Музыкальный кабинет - через стенку от нас, наш кабинет соседствует с ним в одном тамбуре. Всё прекрасно слышно и отлично видно, кто и когда идет на музыкальные занятия.
Естественно, невозможно было не услышать, как "звучал" мальчик В. на этом занятии. И, судя по грохоту, помимо криков, похоже было, что мальчик стулья футболил в стену.
И учитель музыки после урока подтвердила наши догадки. А потом еще сказала:
- Невероятно! Поразительно! Ну как так можно изворачиваться? Представляете, я даже еще никакого вопроса маме не задала, а она уже мне сходу: "вы не обращайте внимания, он просто в туалет ночью 3 раза вставал, не выспался. Вчера вечером сока много выпил". Вот уж не подозревала, что всё дело в соке!
Мальчик В. у психолога
Вот уж здесь вообще удивительно! Любимый кабинет многих ребят, с интерактивным полом, интерактивной песочницей и всякими пикалками, звенелками, сверкалками-мешалками. А мальчик В. - и там вопит и огрызается!
Но на этот раз виною всему оказалась дезинфицирующая жидкость, которой психолог эти самые "звенелки-сверкалки" обрабатывала! Мама сказала, что мальчику В. не нравится "шампуневый запах". Нет, не аллергия, а просто запах!
Конечно, жидкость и правда шампунем пахнет, но довольно ненавязчиво. Однако, раз уж мама сказала, что ему запах не нравится, значит виновата жидкость. А психологу - либо не обрабатывать пособия, либо терпеть крики.
В общем, куда ни кинь - всюду клин. На какое занятие бы ни пришел мальчик В. - везде найдется причина для криков и яростного нежелания что-либо делать. "А вообще - он не такой!"
Конечно, педагоги видят настоящую причину "выкрутасов" мальчика В., но куда проще не спорить с мамой, которая то ли воистину верит, что всё дело "во внешних факторах", то ли как-то пытается оправдать своего ребенка.
Но зачем оправдывать и саму себя загонять в тупик, когда лучше быть честной и откровенной с людьми, которые могут хоть как-то помочь? Не понимаю…
А Вам, дорогие читатели, пусть всё всегда удается и приносит радость.
А я буду рада Вашим верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам
поддержать автора (не осуждайте, пожалуйста):
карта Сбербанк 2202 2002 8527 4302