Что сегодня значит для нас мат? Русский, могучий, наполненный энергией, неповторимый и любимый всеми мат. Вслед за флагманом мировой культуры в лице Голливудского кинематографа сначала робко и эпатажно, а потом всë смелее шагнул он в нашу культурную жизнь сначала с экранов, а потом и со страниц книг. Сегодня он стал нормой и даже обязательным атрибутом честного творчества, и вот такие комментарии кажутся немного странными и архаичными на фоне всеобщего тренда.
Но здесь как в фильме Михалкова «Двенадцать» - если кто-то один с этим не согласен, то почему бы не порассуждать над проблемой? Так давайте это и сделаем. Все вместе. Начнём...
Сколько говорили о том, что русский мат трогать нельзя? Он в своей сакральности и невероятной энергетике не на каждый день, как хрен, или горчица (собачка Соня не даст соврать),
только по чуть-чуть и только по праздникам (читай, в наивысших пиках и низших впадинах настроения). Мол, потеряется соль, станут эти слова обычными, как заморские факи, шиты и битчи, на которые уже ни у кого ничего не увеличивается (я про зрачки и сердцебиение). Но вот нет! Стало можно, и даже нужно! И что же? Магия этих слов никуда не подевалась, она как недра России - сколько ни копай, а они не кончаются и не кончаются. И нет проще приëма, чтобы добавить экспрессии тексту, или сцене, чем вставить простое, но потрясающее воздух «блядь». Этим не брезгуют такие большие, а местами и великие писатели, как Шамиль Идиатуллин, Алексей Иванов, Дмитрий Глуховский, Владимир Сорокин и многие другие. Казалось бы, всë понятно, здесь как с сексуальной революцией - умы становятся свободными, следом за ними нравы, а там и искусство подтягивается. Но, как говорил персонаж Сергея Маковецкого сразу в двух культовых картинах (12 и жмурки), «а почему бы и не порассуждать» (сразу оговорюсь, что фраза усреднëнная, ни там, ни там он такого не говорил).
Начну издалека. Когда-то кино было чёрно-белым, потом стало цветным, а спустя десятилетия появилась возможность раскрасить старое кино. И это сделали. В итоге картины заиграли новыми красками в прямом и переносном смысле. Стало ли кино от этого лучше? Безусловно! Кто-то, конечно, поспорит, но это в рамках статистической погрешности, не в счёт. А сегодня есть возможность генерировать с помощью искусственного интеллекта любые голоса... Смекаете?
Внимание, вопрос! А стоит ли вставить мат в старые фильмы, чтобы они стали лучше, честнее, реалистичнее? Не будем трогать овеянные ностальгией и самыми нежными чувствами комедии Гайдая и Рязанова, возьмём фильмы, где мат отсутствует, кажется, только из-за зашоренности и конъюнктуры времени, фильмы, которые только выиграют от смелых и мощных оборотов. Я задумался над такими культовыми и, безусловно, талантливыми картинами, как «Бумер», «Бригада», «Жмурки», «Брат», «Брат 2», «Груз 200». Вот несколько моих предложений по апгрейду этих фильмов:
Стали они при этом хуже? Определённо нет! Но разве стали они при этом лучше? Вопрос риторический, и ответ здесь очевиден: сила, она ведь не в мате, а в правде. А правду можно передать и другим путём, на то русский язык и является великим и могучим. И смотрятся ли эти фильмы сегодня фальшиво? Задумываемся ли мы при просмотре о том, что такие персонажи так не говорят? Нет, мы верим происходящему безусловно и полностью. Тогда возникает вопрос: зачем материться, если можно не материться? Ответ такой: потому, что можно, и потому, что модно. (И сразу шутка в голове: для человека с дефектом речи это одно и то же слово. Так может и мы перепутали эти понятия? Может не всë модно, что можно?).
Теперь насчёт интима. В прошлом году смотрел сериал «Прелесть». В одной из сцен герои занимались сексом. Было откровенно. У меня возник вопрос: зачем? Ну, эта сцена никак не добавляла динамики и без того скучному сериалу. Но мы увидели больше, чем зрители «Дикой орхидеи» в начале девяностых. С той разницей, что тогда это был разрыв, а сейчас рутина. Да, секс никогда не станет скучным, станем скучными мы, но не секс, это аксиома, но, как говорится, ложка дорога к обеду. Вот о чём задумался: какая сцена вызывает больший всплеск эмоций? В фильме «Девчата», когда героиня удивилась тому, что носы, оказывается, не мешают при поцелуе, или сцена в, сериале «Мёртвое озеро», где персонаж в исполнении Табакова вставляет пистолет партнëрше в... Как сказал Джуэлс Винсенту в легендарной сцене: «в святая святых»?
Причём, эта сцена была призвана показать причину того, почему персонаж забыл в итоге дома пистолет. Оригинально, ничего не скажешь... Скажу только, что сериал в целом дерьмо получился.
А вот одна из самых запоминающихся интимных сцен в отечественном кинематографе началась со слов «да ладно, чë ты?», и этими же словами и закончилась.
Балабанов позже сказал, что интимную сцену было делать слишком дорого и сложно, поэтому вот так. Ну не знаю... Что сложного? Сегодня все с этим справляются. Плохо и бессмысленно, правда, но справляются ведь.
Что в итоге хочу сказать? От мата в своëм творчестве я не откажусь, но буду подходить аккуратнее. Но точит такая мысль: а не станет ли это поветрие когда-нибудь снова моветоном, и не будут ли наши потомки смотреть на современное творчество как на что-то аморальное?
Делитесь мнением. Что лучше? Честность, или классика, реализм, или мастерство автора вуалировать неудобные нюансы, топорная энергия русского мата, или петли и кружева великого и могучего?
Спасибо за внимание!